Вс, 29 сентября, 16:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Обычный чеченец, думающий о чести предков и достоинстве нации («Вести республики»)

Обычный чеченец, думающий о чести предков и достоинстве нации («Вести республики»)

19.04.2013 15:16

Как единственный, в национальных республиках Северного Кавказа, специалист по истории, теории, национальным и региональным проблемам архитектуры и градостроительства, ежегодно я участвую во Всемирных, Международных, Всероссийских и Региональных научных и творческих форумах.

В конце каждого года общее число которых варьируется от 12 до 18, хотя официальных приглашений на участие в престижных научных и творческих форумах в течение календарного года получаю около трех десятков. Отсюда не трудно понять, что автору этих строк приходится часто находиться в пути-дороге.

Получив из Оргкомитета по телефону сигнал о необходимости моего прибытия в Пятигорск 8 апреля 2013 года, т. е. накануне Всероссийской научной конференции, я спешно собрался в путь. Недолго я находился на остановке, локализованной на северной окраине города Алагир, в ожидании рейсового автобуса. Вскоре передо мной внезапно остановился автомобиль «Волга» и сын подруги моих детских лет, всегда внимательный, вежливый и уважительный Царазон Асланович Оказов – капитан ОВД Алагирского района МВД Республики Северная Осетия-Алания, пригласил занять переднее место в салоне автомобиля. Узнав о моей цели быстрее доехать до Пятигорска, он доставил меня до села Урух в Кабардино-Балкарской Республике.

Стоя под палящими лучами солнца у остановки «Урух» на обочине Федеральной автомагистрали, я поднимал руку чуть ли не перед каждым автомобилем, которые, не взирая на меня, одиноко стоящего и аккуратно одетого гражданина, даже не снижая высокой скорости, со свистом проезжали мимо меня. Простояв более часа и не видя даже маршрутных автобусов, я стал терять надежду на благоприятное прибытие в Пятигорск.

Вдруг стал приближаться огромный грузовой автомобиль, большегруз. Я так и не понял, как эта машина, сойдя на обочину, остановилась. Не помню, по моей руке или мимике водителю стало ясно о моей обеспокоенности. Я подошел и поднялся в высоко расположенную просторную, аккуратно убранную и чистую кабину автомобиля шведского производства «Вольво», госномер К168СМ 95. Поздоровался с сидящим за рулем сравнительно молодым мужчиной крепкого телосложения, поблагодарил за внимание.

На вопрос водителя, куда тороплюсь, я ответил, что направился в путь в связи с участием во Всероссийской научной конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому федеральному округу», которая проводится на базе Пятигорского государственного Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказским федеральным университетом (9-10 апреля 2013 г., г. Пятигорск. Ставропольский край; п. Верхний Архыз. Республика Карачаево-Черкесия).

Сразу же у нас завязался разговор на существенные темы, интересные национальные проблемы. Весьма интересно было беседовать со столь продвинутым водителем, ценящим жизнь своего народа, объективно рассуждающим и думающим о грядущих поколениях представителей своей нации, других горских народностей Кавказа. Уважаемый Ваха Азимович Исаев, 1963 года рождения, с 1989 года управляет автомобилем, и что весьма отрадно, является отцом пятерых славных детей. Предельно вежливый и скромный, деликатный и серьезный, вполне уравновешенный человек, расспросив меня и узнав о направленности моих гуманных и научных интересов, стал рассказывать о себе. Мы быстро сошлись во мнениях, ибо гуманистической платформой наших суждений, как вскоре прояснилось, являются две устойчивые ипостаси:

1) национальная культура и традиционный этикет средневековых вайнахов и современных ингушского и чеченского народа;

2) культурные достижения и нравственные каноны средневековых алан и их трансформированный в последующем этикет нынешнего осетинского этноса.

Свидетельством Его основательные и веские суждения показывали, что уважаемый Ваха Исаев и все члены его семьи являются безукоризненными последователями традиционных семейно-родовых иерархических порядков. Гордостью замечательного главы семьи и хранительницы очага исконно чеченской сакли являются их дети: 25-летний Адам – студент юридического факультета престижного Университета Дружбы Народов (Москва), 24-летний Ислам – уже получивший инженерно-строительное образование (Москва), две дочери Хава и Иман – экономисты-бухгалтеры, окончившие соответствующий колледж в городе Грозном и, наконец, Рамзан – студент классического финансово-экономического вуза в Москве. Не это ли главное богатство родителей, разве не это является определителем интеллектуального потенциала конкретного чеченского тейпа из села Мелхиста!

В мою душу глубоко впала рассказанная Вахой быль, жизненная реальность. Однажды, в раннюю весеннюю пору второй половины 1990-х годов, почтенный Азим, отец Вахи, решил навестить своих внуков и внучку. Он увидел, как из соседнего дома вышли маленькие дети, одетые в лохмотья: девочка в поношенных резиновых сапожках на босую ногу, а мальчик в порванных носочках стоял на снегу. Русские дети рано лишились родителей: из-за тяжелой болезни умерла мать, а отец от безысходности судьбы также сгинул в мир вечного покоя. Увидев столь жалостную картину, умудренный жизненным опытом Азим, всегда и неизменно чтимый Аллаха, сразу же обратился к своему сыну Вахе с просьбой приютить этих обездоленных детей. Сказанное отцом никогда не обсуждалось в традиционной горской семье, а становилось неписаным законом. Таким образом, не только была спасена жизнь детей, а, вопреки всему, русские девочка и мальчик органично влились в чеченскую семью, получали идентичное воспитание, среднее и высшее образование. По достижении ими совершеннолетия Ваха Азимович предложил детям и впредь оставит им русскую фамилию, имя и отчество. Однако оба ребенка, Иман и Рамзан, в один голос заявили, что они хотят носить фамилию и имя вырастивших их родителей.

Столь благородная и гуманная миссия выпала на долю семейства Исаевых, ярких представителей чеченского тейпа из села Малхиста. Столь гуманный жизненный поступок свидетельствует о многих качествах чеченского народа, его толерантности и истинному взаимоотношению с русским этносом. Оба родных брата Вахид и Исмаил, и обе родные сестры Яха и Яхита вправе гордиться своим высоко порядочным и предельно человечным братом, который, вместе с супругой, упорным трудом вырастили замечательное молодое поколение и, тем самым, на должном национальном уровне и вполне достойно продолжают жизненную линию своих знатных предков – горделивых вайнахов.

Наша взаимно уважительная беседа стала настолько приятной и обоюдно интересной, что мы даже не обращали внимания на время. Только своим утонченным вниманием водитель, уважаемый Ваха Азимович, прерывал нашу беседу: «На солнце же столько времени стояли, выпейте минеральной водички, какой хотите, у меня нескольких видов. Давайте вместе пообедаем…» А когда у круга автомобильной развязки в Горячеводске настали минуты расставания, то я, выражая искренние слова благодарности, при милом прощании и пожелании дальнейшего счастливого пути, невольно обратил внимание на скучный голос и заметил, каким грустным стал взгляд дорогого Вахи Азимовича.

И я, охватываемый грустью, вяло спустился с кабины автомобиля на землю и долго стоял как вкопанный. Пока машина не обогнула круг, мы, глядя в довольно внушительное боковое зеркало, друг другу прощально махали рукой. Я и подумать не мог, что таким трудным и трепетным станет наше прощание, чеченца и осетина, двух порядочных людей разной национальности и различного вероисповедания, но, как прояснилось, родственные стилем мышления, жизненными ценностями и этическими традициями, человеческим мерилом восприятия мира Кавказа, всей России и всего прогрессивного человечества Земли.

Уважаемые мои чеченские братья! Я четко осознаю и ясно понимаю, какое страшное потрясение дважды выдержал трудолюбивый чеченский народ на рубеже минувшего и нынешнего веков. Анализируя мою неожиданную встречу и приятное знакомство с отныне дорогим Вахой Азимовичем, меня неустанно терзает мысль: как в столь сложное, страшное и противоречивое время ему, 50-летнему деликатному чеченцу, удалось сохранить национальную самоидентичность, канонические правила традиционного чеченского этикета, или же это можно именовать феноменом горского достоинства чеченских рыцарей, чеченского этноса!

Владимир Бесолов №75 (2008) 18 апреля 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |