Вс, 29 сентября, 14:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Фермерский лидер («Вести республики»)

Фермерский лидер («Вести республики»)

31.05.2013 16:32

«Предпринимательству отводится большая роль в повышении уровня жизни людей.

Бизнес является мощным механизмом социально-экономического развития любого региона. Рост деловой активности населения даст нам новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджет и собственную продукцию на рынке.

И поэтому мы делаем особый акцент на развитие предпринимательства», – было отмечено Главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым на форуме «Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса», состоявшемся 16 марта 2013 года в Грозном. В своем выступлении Рамзан Ахматович хорошо отозвался о деятельности Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Чеченской Республики, где с 1991 года по настоящий день президентом является Лечи Татаев.

Л. Татаев, чья жизненная и трудовая деятельность полностью посвящена становлению и развитию сельскохозяйственной отрасли республики, прошел путь от рядового сельскохозяйственного работника до руководителя отделов Госагропрома республики и Министерства сельского хозяйства ЧР. Его безупречный труд на благо республики отмечен медалями «За трудовое отличие» и «100-летию В.И. Ленина», множеством почетных грамот различного уровня. Имеет звание «Заслуженный работник сельского хозяйства ЧР».

Очерк о Л. Татаеве, как об одном из лучших руководителей фермерской ассоциации, помещен в книгу В.В. Казарезова «Фермеры России: к 20-летию движения», изданную в 2009 году (следовательно, даты. цифры и должности руководителей и другие данные соответствуют тому времени) в Вологде, и который я привожу ниже с небольшими изменениями.

«На многострадальной Чеченской земле»

«В Чеченской Республике, согласно Всероссийской переписи 2006 года, имеется более двух тысяч фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, иных форм малого сельского предпринимательства. В их ведении находится 60 тысяч гектаров земли (в том числе 58 тысяч гектаров пашни).

В фермерских хозяйствах трудится 15 тысяч человек (включая членов фермерских семей и нанятых работников).

По данным Минсельхоза республики, в КФХ в 2007 году получен урожай зерновых, превышающий среднереспубликанский (20 и 17 центнеров с гектара соответственно). Идет постепенное восстановление разрушенного войной агропромышленного комплекса республики. Растет поголовье животных. Активнее этот процесс налажен в частносемейном секторе. В хозяйствах малых форм на селе (включая подворья) на август 2007 года насчитывалось 200 тысяч голов КРС и 180 тысяч овец.

Существенное влияние на развитие малых форм хозяйствования оказывает Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Чеченской Республики, возглавляемая её бессменным президентом Лечи Алиевичем Татаевым. Не знаю, есть ли в Чечне другие руководители республиканских структур (хозяйственных, общественных, политических и иных), которые пережили бы две войны и смену всех систем и властей, происшедшую за истекшие полтора десятилетия, оставаясь при этом на своих постах. А вот Татаев является президентом республиканской ассоциации с 1991 года и пока не видно признаков того, что он уйдет или его «уйдут» с этого поста. Значит, есть нечто в этом человеке, объясняющее сей удивительный феномен, о чем мы поговорим ниже.

Он родился в 1938 году в селе Бачи-Юрт Курчалоевского района тогдашней Чечено-Ингушской Автономной Республики. Нынешняя фамилия ведет начало от деда Таты Эльдиева, крестьянствовавшего в этих местах. Помимо дома в селе, он имел еще жилье и хозяйственные постройки в двенадцати километрах от Бачи-Юрта, на принадлежавшей ему и раскорчеванной им самим земле (7 гектаров). О степени зажиточности Таты Эльдиева можно судить по поголовью скота: буйволов и буйволиц – 10 голов, 5 дойных коров и шлейф молодняка крупного рогатого скота, 3 лошади с жеребятами и выездной легковой жеребец, стадо овец. На земле выращивались кукуруза, тыква, другие овощи. Хороший урожай грецких орехов, груш, сливы приносил сад.

Раскулачили крестьянина. Хозяйственные постройки разрушили, скот забрали, а на жеребце стал ездить председатель колхоза. Хозяина отправили в ссылку, и ничего о нем близкие более не узнали: погиб где-то. Отец Лечи – Али Татаевич Татаев – погиб на фронте в 1942 году, оставив вдову с двумя малышами (у Лечи есть младшая сестра Тауз).

Во время депортации чеченцев Лечи было 6 лет, и первое русское слово, которое он узнал и запомнил, было «скорей». Им подгоняли жителей села солдаты при посадке на грузовые машины. Разрешалось брать столько, сколько люди могли унести на себе. Лечи вспоминает: «На меня надели отцовскую папаху, чтобы сохранить, и что-то из взрослой одежды. Я на всю жизнь запомнил, как выли собаки, мычали недоенные и непоенные коровы. Было состояние какого-то всеобщего ужаса».

Их переселили во Фрунзенскую область Киргизской республики (село Красный Октябрь Калининского района). Мать работала в колхозе на свекле, дети ей помогали. Отношение местных жителей к переселенцам было хорошее.

Лечи закончил школу (4 класса – в своем селе; семилетку – в соседнем, куда ходил пешком за 7 километров; 10 классов – в райцентре) и в 1957 году поступил во Фрунзенский сельскохозяйственный институт.

О мотивах принятия этого решения Татаев говорит следующее: «Тогда шла мощная пропаганда о подъеме сельского хозяйства, об освоении целины, о хрущевских реформах. Директор школы на линейке зачитал письмо целинников – школьных выпускников, призывавших земляков ехать на целину и поступать в сельскохозяйственные вузы. Я и поддался агитации и ни разу об этом не пожалел».

Оканчивал институт уже в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), куда перевелся в 1958 году, когда мать, после реабилитации чеченского народа, переехала на родину. Отметим факт получения Татаевым в течение последних трех лет только отличных оценок и повышенной стипендии, что позволяло ему обеспечивать себя во время учебы. По окончании института сразу же был назначен главным агрономом колхоза «Путь к коммунизму». Там же выбрали его комсомольским секретарем, а затем и первым секретарем райкома комсомола.

В 1964 году Татаев стал председателем колхоза «Заветы Ильича» Ножай-Юртовского района (самым молодым председателем в республике), в этой должности проработал 11 лет.

Уже тогда в нем проявились задатки будущего лидера свободных земледельцев. Он закрепил за колхозниками участки кукурузы с условием, что половину сверхпланового урожая люди получат в качестве натуроплаты. О том, что произошло, Лечи Алиевич рассказывает так: «Два звена, Зелимхана Геризанова и его друга Аги, получили невиданный в наших местах урожай кукурузы – 80 центнеров с гектара (в початках). Члены звеньев развозили по дворам кукурузу целыми машинами. Об этом узнал первый секретарь райкома, приехал разбираться, и говорит: «Ты что раздаешь колхозное зерно в таких количествах?». Заставил при нем организовать уборку площадки в один гектар и взвесить урожай и, когда увидел своими глазами, что получилось 84 центнера, проверил условия оплаты, успокоился».

Все было разумно, рационально. Председателю не нужно было подгонять и агитировать колхозников. Став хозяевами земли и продукта, они очень хорошо работали, и сами охраняли произведенное. Да еще подстегивали руководителей, требуя своевременной поставки семян, удобрений, горючего, а также качественного ремонта и обслуживания техники.

То был классический арендный подряд, который стал широко распространяться в стране лишь в 1980-е годы, то есть через два десятилетия после того, как его успешно применил в своем колхозе молодой председатель Лечи Татаев.

«В 1974 году, – говорит Лечи Алиевич, – перевели меня, внука кулака, руководителем организационно-колхозного отдела Министерства сельского хозяйства республики, преобразованного впоследствии в отдел по делам колхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и подворий».

В этой должности проработал Татаев двадцать лет (с перерывом на два года, когда избирался секретарем парткома Агропрома республики, объединявшего несколько министерств).

Лечи Алиевич принял самое активное участие в развитии фермерского движения в республике, как по должностным обязанностям, так и (прежде всего!) по убеждению. Он считал нарождающийся уклад самым прогрессивным и перспективным. И потому фермеры предложили именно его кандидатуру на пост президента своей ассоциации. Надо сказать, выборы, проходившие на республиканской фермерской конференции, проводились на альтернативной основе. И тем весомее выглядит одержанная на них победа.

Вначале Татаев совмещал работу начальника отдела Министерства и президента АККОР, затем от чиновничьей должности освободился. Причина – сохранение суверенитета фермерской системы самоуправления.

В 2000-м мы с Александром Родиным, лидером ростовских фермеров, были командированы Правительством России в республику, чтобы разобраться с заявлениями чеченских фермеров в связи с их дискриминацией при распределении поступающей из федерального центра материальной поддержки сельхозтоваропроизводителям. Она шла преимущественно в крупные хозяйства. Во время командировки мы провели много встреч, и, объезжая районы, с посещением фермерских хозяйств, встречаясь с фермерами в Гудермесе. Мы имели возможность убедиться в глубоком уважении, с которым относятся фермеры Чечни к своему лидеру. В этом и заключается главная причина долголетия Лечи Татаева на посту президента республиканской ассоциации. Однако, будучи главной, она не объясняет, почему менялись режимы, не только принципиально отличные один от другого, но и взаимоисключающие друг друга (коммунистический, демократический, шариатский, криминальный), возглавляемые то сепаратистскими правительствами, то руководителями, назначаемыми из федерального центра, то, наконец, властями, избранными чеченским народом, а Татаев оставался.

Может, со временем я или кто-то другой поглубже изучит эту тему и даст исчерпывающее объяснение, пока же можно говорить о следующем:

- Татаева очень хорошо знают в республике, особенно занимающиеся сельскохозяйственным производством, как человека грамотного, опытного, с безупречной репутацией. Он никогда не пытался «ловить рыбу в мутной воде», тащить в свой карман из того, что причиталось всем;

- считая себя ответственным за фермерское сообщество, обладая чутьем и предвидением опытного политика, он знал, что переболеет его родина, переживет смуту, и не позволял втянуть себя в политические «разборки». Работал и контактировал, прежде всего, и в основном, с министрами сельского хозяйства, заместителями главы правительства по АПК, а ими, к счастью, оказывались при всех режимах вменяемые, знающие дело люди.

Сейчас, когда идет процесс восстановления и подъема в Чеченской Республике, проблем отношения с властями вообще нет. Особенно хорошо отзывается Лечи Татаев о Дукувахе Абдурахманове, бывшем министре сельского хозяйства республики, а ныне – Председателя Парламента ЧР. И с нынешним министром сельского хозяйства у него полное взаимопонимание. Ну и Лечи Алиевич буквально восхищается деятельностью молодого Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова, тем, что уже удалось ему совершить и что делается сейчас по восстановлению городов и сел, дорог, школ, мечетей, больниц и т. д.

Много поживший и хорошо знающий мировую историю, историю России и своего народа, понимающий логику исторических процессов, Лечи Татаев отдает себе отчет в том, что путь к процветанию чеченского народа – только в составе России.

Мы, каждый год собиравшиеся на фермерские съезды в Москве, всегда с удивлением и восхищением всегда встречали этого человека. Он приезжал даже в то время, когда шли ожесточенные боевые действия и ему, по сути дела, приходилось попадать в Москву через зоны боевых действий или обходными маршрутами. Здесь уж нужно отдать должное не только политической зрелости, но и личному мужеству этого человека. Поэтому объявление о прибытии на российский фермерский съезд чеченской делегации всегда сопровождалось бурными аплодисментами. Своими действиями Татаев выполнял функции народного дипломата. Посланцы большинства регионов России, собравшиеся в Москве, видели, что не все в Чечне сепаратисты, что наиболее здоровая часть ее народа хочет быть вместе с Россией. С другой стороны, чеченские делегаты, тепло встречаемые представителями разных народов России, чувствовали доброе к себе отношение, увозили его на родину и распространяли в народе.

Когда Татаева избирали президентом республиканской ассоциации, то встал вопрос, что он не имеет права открывать собственное фермерское хозяйство. И хозяйства не было, нет его и сейчас. Но подросли дети (а их у него шестеро), и двое из них, захотели стать фермерами.

Открыл свое КФХ «Сириус» сын Адам. Фермером стал и самый младший – Салах, открыв КФХ «Терек». Он историк, работает в школе и одновременно хозяйствует. И понятно, что оба сына – фермера получают помощь и словом, и делом от маститого отца.

И другие дети Лечи также приобрели соответствующие специальности, стали достойными гражданами республики. Магомет – начальник отдела в налоговой инспекции; дочери Зайнаб и Тамара, окончив кооперативный техникум, работают в торговле, Хазир – врач, психиатр-нарколог республиканского диспансера».

В соответствии современной аграрной политикой как страны в целом, так и республики, Ассоциация крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов, как одна их из отраслей материального производства и благосостояния народа, имеет поддержку со стороны руководства республики, благодаря чему в настоящее время фермерство получило невиданную ранее эффективность хозяйствования. Как считает В. Казарезов, «крестьянин может обойтись без представителей многих других профессий, без крестьянина не прожить никому». Так и Л. Татаев, считая свою профессию самой необходимой для народа, трудится с полной отдачей, что снискало к нему уважение.

Желаем и мы ему дальнейших успехов на благо нашей республики и благосостояние всего чеченского народа.

Малика Абалаева №102 (2035) 31 мая 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |