Вс, 24 ноября, 05:53 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Философия как жизненное кредо («Вести республики»)

Философия как жизненное кредо («Вести республики»)

31.05.2013 16:35

Философ по роду своей творческой деятельности всегда занят решением вечных проблем, ищет первопричину сущего, стремится мыслью охватить прошлое, настоящее и будущее, формировать целостную картину мира.

Философ по роду своей интеллектуальной деятельности мыслит рационально, но обладает и многообразием чувств, специфически ощущает конечное и вечное. Как индивидуальность – составная часть этого противоречивого бытия (случайного, необходимого, противоречивого, закономерного и т.д.), которое им осваивается через созидательный труд, творческую деятельность, культурные достижения. Эти мысли приходят в голову, читая, осмысливая философские работы доктора философских наук, профессора Магомета Тайсумова.

Его творческие искания непосредственно посвящены изучению фундаментальных философских проблем: диалектике случайности и необходимости, анализу противоречия как процесса, особенностям культуры мышления, различным аспектам диалектической логики и методологии науки. Без сомнения научная, теоретическая значимость этих проблем не осталась в прошлом, она современна и ныне заметно актуализировались.

В системной форме интеллектуальные поиски профессора М. Тайсумова четко просматриваются в его последней монографии «Два лика необходимости: случайность и свобода» (Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2010). Основная идея этого философского труда в том, что случайность и необходимость как философские категории не только объективны, взаимообусловлены, взаимоперетекают, но и являются «формами для обозначения способов человеческой практической деятельности». Человеческая деятельность, практическая потребность, как справедливо пишет автор, знание случайных и необходимых связей общественной жизни непосредственно опирается на четкое понимание роли и значения сферы свободы» (с. 3-4).

Обосновывая эту свою основную идею, философ обращается к истории вопроса, изучает интерпретацию взаимосвязи случайности и необходимости в античной философии (идеи Диогена, Демокрита, Аристотеля), от них перебрасывает мостик к немецкой классической философии (Кант, Гегель), внимательно анализирует идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, отражающие диалектико-материалистическое понимание взаимосвязи необходимости и случайности. По справедливому утверждению М. Тайсумова, такая логика исследования проблемы коррелируется с важнейшими законами человеческого мышления.

От этой теоретико-методологического концепта автор переходит к детальному анализу сущности категорий «случайность» и «необходимость», что делает во второй и третьей главах своего исследования. При этом рассматриваются следующие важные в теоретическом отношении положения: возникновение и динамика случайности, переход случайности в необходимость, гносеологические аспекты случайности, многообразие определений необходимости, взаимопереход случайности и необходимости. А саму необходимость он определяет как «вершину» бытия и важное содержание теоретического познания.

Четвертая глава книги М. Тайсумова завершается анализом проблемы свободы как фундаментального состояния бытия человека, социальной группы, этноса, общества. Автор раскрывает множество определений свободы, но это плюралистическое понимание свободы с его различными оттенками, признаками важен для разных людей, народов, государств.

Свобода – это беспрепятственное проявление воли, однако на такой основе не может строиться человеческая деятельность, ибо предполагает определенное ограничение, наличие этических норм, например, ответственности. Ответственность ограничивает свободу, и в этом отношении он несвободен. Вместе с тем, человек нуждается в свободе, как в воздухе. Свобода от деспотизма – жизненное кредо для многих людей и народов. Для ее достижения люди шли на эшафот, на каторгу, надолго садились за решетку, чахли и умирали.

Наряду с политическими, этическими чертами свобода имеет и такой немаловажный аспект, как правовой. Правой аспект свободы закреплен в Конституции или в ином законодательном акте, он устанавливает возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Юридическая свобода обязывает воздерживаться от совершения действий, нарушающих данную свободу. Тем самым ставятся ограничители: для осуществления естественных прав каждого человека необходимы пределы, определенные законом, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами.

Для М. Тайсумова важна философская интерпретация свободы, а потому научный поиск приводит его к наиболее стройной концепции свободы, которую он находит у своего философского кумира Гегеля. Выявляя диалектическую связь необходимости и случайности со свободой, он считает их всеобщими формами ее существования. Вслед за Гегелем свобода им рассматривается как истина необходимости. Анализируя гегелевскую интерпретацию свободы, он переходит к анализу понимания свободы у Маркса и Энгельса, рассматривающих необходимость, как внутреннюю основу свободы. Как известно, классики марксизма писали: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Гегелевскому определению свободы как осознанной необходимости К. Маркс придает новый смысл: «Истинное царство свободы может расцвести лишь на царстве необходимости как на своём базисе».

Считая свободу как всеобщий способ деятельности человека, М. Тайсумов полагает, что она характеризуется творческим освоением им предметного мира для удовлетворения своих сущностных потребностей (с. 103). И далее он приходит к очень продуктивной мысли, что «царство свободы есть результат становления и развития культуры» (с. 104).

Ценность осуществленного исследования профессором М. Тайсумовым особо возрастает сегодня, когда современная наука все больше обращается к изучению сложных саморазвивающихся систем, а потому теоретический анализ не представляется возможным без использования базовых принципов науки, категорий случайности, необходимости, свободы. А они в свою очередь в ходе исследования подвергаются уточнениям, выявлению новых смыслов, получая более широкие сферы применения. Нельзя не согласиться с ним, когда он утверждает, что без диалектики необходимости, случайности, свободы не обходятся такие современные знания, как генетика, синергетика. Анализируемые в этих науках факты, события в значительной мере подвержены случайным закономерностям, требующим концептуального осмысления, выработки научно выверенного подхода.

Профессионально осуществленный автором анализ в своем исследовании, образец философского мышления и его результат значим для развития отечественной диалектики, логики и методологии науки, как сегодня говорят – философии науки. Считаю, что научное исследование М. Тайсумова единственное целостное исследование по названной проблеме, и его следует рекомендовать всем, кто изучает философию, методологию науки.

Без сомнения, Магомет Тайсумов – интеллектуальная, особого дара творческая личность, устремленная ввысь, к солнцу. Отдыхая от непрерывных рациональных размышлений, он нередко предается и к человеческим слабостям: влюбляется, переживает, возмущается, удивляется. Об этом я пишу не потому, что наблюдал эти его стороны. Нет, этого не было. Но я знаю его стихи, они об этом говорят.

Находясь долгие годы за пределами своей этнической родины, профессор М. Тайсумов не оторван от своих корней: сохранил связи с родственниками, друзьями детства, селом, республикой. Не случайно это творческая натура выражает свои сокровенные чувства посредством поэзии, лирических стихов, лаконичных эпиграмм, пародий.

Все, кто знает М. Тайсумова, отмечают в нем глубокое мышление, доброжелательность, интернационализм и выраженные патриотические черты. В 1997 году свои человеческие переживания, подражая У. Шекспиру, он выразил в поэтической форме:

Чечня моя!

Юная,

Светлая!

Израненная,

Окровавленная,

Непокоренная,

Где б грани границ не легли

Под небом твоим звёздно-синем,

Неизбывным ты будешь укором

Позора монархов России,

Уголёк, раскаленный,

На твердой ладони Земли»

(Тайсумов М.У. Друзья и дороги: Сборник стихотворений. – Ростов н/д: «Терра-Принт», 2007. – с. 35).

Философ М. Тайсумов – оригинальная творческая, высокоинтеллектуальная и культурная личность. Сам же он творчество рассматривает как специфическую деятельность, основанную на чувствах, разуме и воле, включающая в себя также потребность и способность к нему (Тайсумов М.У., Белль И.М. Концепция современного естествознания: логика науки. Ростов-на-Дону: «Терра-Принт», 2009. – с. 80).

Многие годы, работая в вузах Ростова-на-Дону, он учил этим качествам своих студентов, соискателей, аспирантов, выявлял способности к исследованиям, прививал вкус к творчеству, интеллектуальной деятельности. Он являет собой пример настоящего профессионала и человека гуманного и высококультурного. Философия – это смысл его жизни, его интеллектуальное кредо.

В. Акаев, доктор философских наук, академик АН ЧР №102 (2035) 31 мая 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |