Вс, 29 сентября, 14:20 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » О школьных столовых («Вести республики»)

О школьных столовых («Вести республики»)

04.06.2013 15:42

Написать эту статью я взялась после одной встречи с четвероклассницами в одной из московских школ.

Учительница четвертого класса организовала мне встречу со своими учениками.

Когда я ходила по школьному коридору в поисках нужного кабинета, увидела группу худеньких, бледненьких девочек. Они стояли у окна и «сплетничали».

Найдя нужный кабинет, я дернула ручку, но дверь не открылась. Я в изумлении и растерянности обратилась к девочкам:

- Вы не знаете, куда делись учащиеся?

- Они в столовой.

- А вы почему не пошли с ними?

- Мы язвенницы, – с гордостью ответила одна из девочек, а вторая добавила:

- Мы школьную бурду не едим.

Я буквально потеряла дар речи. И не зная, что еще сказать этим акселераткам, отошла к другому окну.

Встреча с детьми прошла прекрасно, и на перемене я решила передать учительнице мой разговор с ее ученицами.

– Это такая проблема, вы даже представить себе не можете, – сокрушалась учительница, – я никак не могу объяснить молодым «продвинутым» мамашам, что растущему организму нужна та же самая каша, которую привозят из фабрики-кухни в нашу столовую. Сегодня активно внедряется мода на голодание и сыроедение, родители не дают своим детям мяса, сливочного масла. Мамы следят за калориями, за весом своих чад. А какой может быть лишний вес у растущего организма? Эти костлявые «выбражули», иначе их и не назовешь, уже стоят на учете у врача, мало того, что сами эти девочки больные, так еще и других детей агитируют отказываться от школьного питания. Пропагандируют худобу и голодание.

Хочется напомнить родителям, что с введением в действие новой системы приготовлением продуктов занимаются специалисты на фабриках-кухнях, откуда готовые блюда поступают в учебные заведения.

Такая кулинарная продукция не содержит консервантов, усилителей вкуса и других вредных добавок, не подвергается пастеризации или заморозке. Контролем всей технологической цепочки – от продуктов на входе до блюд на выходе – занимаются эксперты независимых лабораторий. Готовые обеды поступают в школьные столовые в охлажденном виде – так, что их остается только разогреть. Получить свой комплексный обед школьник сможет только по специальной пластиковой карте, средства на которую зачисляют родители. Таким образом, родители избавляются от необходимости каждое утро выдавать ребенку наличные деньги и переживать за то, как он их зря потратит. Кроме того, электронная система позволяет папам и мамам своевременно сделать запрос и поинтересоваться, чем конкретно питался их ребенок. Это важно, если учесть, что комплексные обеды из супов, рыбных и мясных блюд, каш, салатов и соусов представлены в различных вариантах, чтобы удовлетворить вкусовые пристрастия детей.

После этого разговора я решила понаблюдать, как обстоят дела со школьным питанием в разных областях и республиках. Благо я постоянно езжу по нашей стране. И не только.

К примеру, в Беларуси учащиеся питаются бесплатно, на образование здесь выделяется треть средств из бюджета. В основном, на спортивные сооружения. В Бресте в школьной столовой кормят весьма скромно. Я лично попробовала макароны с мясом, компот и хлеб.

Удивление испытываешь, оказавшись, в чебоксарских школах. Здесь пекут такой изумительный хлеб и такую выпечку, что, поедая эту вкуснятину, забываешь о своих лишних килограммах. Обеды поражают разнообразным меню, к примеру, только салатов пять-семь видов. Обычно принято считать, что дети салаты не любят, но здесь дела обстоят иначе. Повара объясняют это просто: первоклассников приучают есть салаты, добавляя в овощи чернослив. Потихонечку чернослив из салатов исчезает, но школьник это исчезновение как бы не замечает. Он уже привык есть салаты. Привычка свыше нам дана…

Мало того, что обеды вкусные, здесь проводят множество мероприятий, связанных с приготовлением пищи. Такие, как праздники каш, щей, супов, холодцов, запеканок, пирогов, пельменей… Эти праздники блюд прививает в них любовь к правильному питанию. Возьмем для примера праздники каш. Здесь готовят семь-восемь видов каш в горшках: каши с курагой, черносливом, изюмом и так далее. На стенах плакаты с пословицами: «Любо брюху, что глаза кашу видят». «Гречневая каша –матушка наша». «Без каши обед не в обед». «Каша ячневая смачная, пшеничная пышная». «Щи да каша – кормилицы наши».

Будущие поварята в красивых национальных нарядах обслуживают гостей и приглашенных. Рассказывают им о пользе каш, показывают сценки, распевают с ними старинные песни, водят хороводы, вручают победителям призы, изготовленные своими же руками.

Масленица проходит с ряженными, хороводами, конкурсами, шутками, частушками, красивой посудой, сладостями. Вся школа участвует в торжестве. Также с большим размахом празднуют Пасху.

Незабываемы технологические конференции с приглашением родителей, пожилых людей, ветеранов войны и труда.

В Дагестане все дети в учебных заведениях питаются бесплатно… на 11 рублей. Там повара, в основном, кормят детей кашами, булочками, соками, киселями. Особенно удивило то, что в некоторых учебных заведениях пирожки жарят на кулинарном жире (беляши, чебуреки), что очень вредно для детского организма.

Хочется передать услышанный разговор в маршрутке. Рядом со мной сидела пятилетняя девочка и делилась своей жизнью в детском саду.

– Что ты сегодня ела на обед? – прозвучал дежурный вопрос.

И девочка принялась рассказывать, при этом рассуждала, как взрослая.

- Нам дали пирожки, а они жареные на масле, а ведь детям нельзя жареные пирожки, их просто печь надо. Затем нам дали чай. А чай тоже детям на обед нельзя давать, чай возбуждает, после него спать не хочется, а воспитательница ругается и приказывает спать. И это говорил пятилетний ребенок. Взрослые в маршрутке переглядывались друг с другом, еле сдерживая смех, а смешного вроде бы нет. Девочка ведь права.

Давно и всем известно, что сытые дети менее агрессивны, они добрее и приветливее. Не хотелось приводить известную поговорку: голодное брюхо к учению глухо, так как звучит не очень литературно, но никуда от правды не денешься.

На днях я побывала в гимназии №11 станицы Шелковская. Стройная и миниатюрная учительница Мадина Бисултанова повела меня в школьную столовую, по дороге восторженно рассказывая о заведующей Мадине Мусаевне Юсуповой – прирождённом кулинаре, человеке, любящем свое дело.

- Я дома специально не завтракаю, – поделилась своими мыслями Мадина Якубовна, – потому что в нашей столовой так вкусно и калорийно готовят: пальчики оближешь.

В столовой я обратила внимание, как чинно сидели за столами учителя. Они не просто поедали пищу, они важно и степенно обсуждали свои педагогические проблемы. В глаза сразу бросилось разнообразие блюд. Одна из учительниц аппетитно уплетала блинчики с мясом, вторая – плов, третья – гречневую кашу с печенью.

С большим удовольствием попробовав школьный обед, я решила задать пару вопросов круглолицей красавице – заведующей школьной столовой Мадине Мусаевне.

- Откуда взялась любовь к поварскому искусству?

- Мама Иман пекла такие пышные булочки, что очень рано решила у неё узнать секреты кулинарии. С одиннадцати лет пеку кексы, торты. Моей первой учительницей по поварскому мастерству была русская повариха Зоя Семёновна, я у нее в кафе в Червлённой работала. Она меня называла «девочка-шедевр». Я от её похвалы старалась изо всех сил набраться опыта. Пекла пирожки с капустой, тыквой с мясом, и мою продукцию автолавка увозила в разные селения, а там всё это быстро раскупалось.

Опыт был, поэтому и поехала учиться в Орджоникидзевский техникум. Решила стать товароведом, но страсть к приготовлению блюд взяла вверх, и я вернулась домой, прервав учёбу.

Мадина Юсупова «вылепила» сама себя, самостоятельно экспериментируя с продуктами. Наверняка нет ни одного продукта в мире, о котором бы она не знала. Как-то сын Залимхан ехидненько спросил её: «Мама, а тебе знакомо блюдо рататуй?»

И Мадина Мусаевна спокойненько стала перечислять продукты необходимые для приготовления этого экзотического блюда: в глиняную миску кладёшь зеленые кабачки, баклажаны, затем помидоры, заправляешь лимонным соком, сливочным соусом, но на стол подаёшь холодным.

После такого ответа сын перестал экзаменовать мать.

Дочь старается перенять у матери умение не только прекрасно готовить, а ещё и накрывать стол по светским меркам.

Мадина Мусаевна приходит в гимназию чуть свет. Пока разогреет электрические плиты, пока то да сё, время летит быстро. Ей и её помощнице Залине Юсуповой нужно каждый день накормить 400 детей, да так, чтобы они получили от еды удовольствие, как от домашней.

К тому же бракеражная комиссия, которую возглавляет строгий директор Хазман Абдулсупьяновна Бачаева, медсестра, бывший работник CЭС Зарема Кубеева, и учитель Седа Алавдиновна Мавсарова, дотошно проверяют работу поваров.

- Мы кормим детей, – делится своими мыслями Юсупова, – несём огромную ответственность за их здоровье, поэтому готовим от души. Чтобы и дети, и учителя, и гости уходили из нашей школьной столовой в прекрасном настроении и со словами благодарности за наш труд.

- А долго вы приучали школьников есть каши?

- Каши- это для растущего организма первая необходимость, да и желудку в радость. Учителя всегда подхваливали каши, а это многое значит. Ученики обычно подражают учителям. А тем более малыши. Когда просят добавку – мне приятно.

Вера Львова №104 (2037) 4 июня 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |