Вс, 29 сентября, 14:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Знай наших! («Вести республики»)

Знай наших! («Вести республики»)

18.06.2013 17:10

С 2008 года благодаря программе Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова лучшие студенты из числа первокурсников чеченских вузов имеют уникальную возможность поступить на учебу в лучшие вузы Англии и Германии. Полноценное обучение, проживание и питание для студентов обеспечивается за счет средств из бюджета республики. Как отмечают специалисты, это разумный финансовый вклад в развитие региона.

На днях делегация Чеченской Республики во главе с министром образования и науки Чеченской Республики Анзором Музаевым выезжала в ряд вузов Англии и Германии, в которых учатся наши студенты. О целях поездки, об увиденном и своих впечатлениях с читателями «ВР» делится министр Анзор Музаев.

- Мы ежегодно выезжаем в европейские вузы, в которых по программе Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, проходят обучение лучшие из числа студентов Чеченской Республики. Нынешняя наша поездка – третья по счету.

Традиционно в ходе поездки мы беседуем со студентами, преподавателями и руководством вузов, анализируем успеваемость наших детей, выявляем проблемные вопросы и стараемся решить их на месте. Что касается нынешней поездки, то ее особенностью можно назвать то, что в этом году мы провели много встреч с немецкими и английскими учеными. Дело в том, что многие из наших детей уже окончили бакалавриат и обучаются в магистратуре. Успех таких студентов стал своего рода дополнительным мостиком, который связал нас с европейскими учеными и мы можем теперь работать над совместными грантовыми проектами. Ведь по линии Министерства образования и науки России выделяются средства под научные гранты для вузов, где предпочтительней являются те учебные заведения, которые проводят совместные научные работы с иностранными вузами. Таким образом, стимулируется международное научное сотрудничество. На сегодняшний день, во многом благодаря обучению наших студентов в Европе, мы занимаем по этому вопросу хорошие позиции и имеем реальные шансы выиграть гранты на совместные научные исследования с ведущими зарубежными вузами.

Также в ходе нашей поездки мы провели ряд встреч по совместному научному сотрудничеству, в частности, по аграрным наукам и вопросам экологии. Достигнута предварительная договоренность о подписании соглашений по научно-исследовательскому сотрудничеству между Чеченским госуниверситетом и Грозненским государственным нефтяным техническим университетом с немецкими вузами, в которых обучаются наши студенты. Уверен, что такое сотрудничество пойдет только на пользу нашим вузам, ученым и студентам, так как мы все знаем и наслышаны об уровне развития аграрной и инженерной науки в Германии.

- Анзор Ахмедович, каковы успехи наших ребят? Как о них отзываются преподаватели и руководство вузов?

- Возьмем, к примеру, Германию, где обучаются свыше 100 наших студентов, куда в этом году планируем направить также дополнительно еще 10 человек. Если говорить чисто по успеваемости, то труднее всего было первому потоку. Это выпускники школ 2005-2006 годов – периода начала активного возрождения республики. У выпускников была слабая школьная база, и им было достаточно тяжело учиться даже в наших вузах. Что касается последующих потоков, то, по словам руководства немецких вузов и самих преподавателей, с каждым годом уровень знаний поступающих абитуриентов значительно выше. Об этом свидетельствуют цифры, а также то, что за последние 2 года из-за неуспеваемости домой не вернулся ни один из наших студентов. Это показатель того, что они стали ответственней подходить к учебе, а также то, что закончился школьный выпуск, так называемых, «детей войны», которые учились в военные и послевоенные периоды. Хвала Всевышнему, это время уже позади.

В целом, наши студенты демонстрируют хорошие показатели успеваемости, о них тепло отзываются преподаватели. Более того, многие из них находятся в числе лучших в своих группах и вузах.

- Нравится ли нашим студентам учиться в европейских странах? Довольны ли они уровнем обучения, условиями учебы и проживания?

- Нужно в первую очередь подчеркнуть, что особенностью европейской системы образования является ее взвешенность и толерантность. К примеру, во всех учебных заведениях есть молельные комнаты, в которых молятся приверженцы всех религий. Здесь их называют «комнаты для духовной разгрузки». В целом, в вузах созданы благоприятные условия для студентов разных национальностей и вероисповедания. Такой подход практически полностью исключают какие-либо конфликты и трения на национальной или религиозной почве. О питании: в столовых, как правило, предупреждают студентов о виде мяса, чтобы мусульманин или иудей случайно не съели свинину. Более того, во время священного для мусульман месяца Рамадан во многих вузах для студентов-мусульман специально готовят еду вечером и ранним утром. Так что о подходе европейцев к созданию комфортных условий для студентов говорить не приходится.

На высоком уровне качество и уровень обучения, начиная от оснащения библиотек и заканчивая учебной и научной базой. Здесь не стоит вопрос дачи или получения взятки за экзамен, обход зачета. В европейских вузах просто не понимают, как можно за деньги получить оценки по предметам. У них сразу встает вопрос: а как студент собирается работать, если не овладел специальностью? Здесь нет понятия взяточничества в вузах.

И такой подход не остается не замеченным не только нашими ребятами, но и приезжими студентами из других стран. Находясь в таких условиях, дети еще усерднее начинают учиться. Они видят, что нет предвзятого отношения, что знания – это пропуск в успешную жизнь, который можно заработать только своим умом и который нельзя купить ни за какие деньги.

Во время поездки многие старшекурсники предлагали ужесточить требования к студентам в наших вузах, повысить образовательные стандарты и т.д. Часть студентов, которые сейчас обучаются в Европе, после учебы будут заниматься преподаванием в чеченских вузах. Вот вместе и будем пытаться перенять все самое лучшее из европейской системы образования. Многие шаги в этом направлении нами уже сделаны. Как правило, любые изменения натыкаются на возмущение студентов и родителей. Приведу простой пример: письменный вариант экзамена переводим в компьютерный – родители не довольны. Переводим обратно – опять не довольны. А ведь все это делается для исключения взяточничества, повышения уровня образования, заставить студентов больше заниматься самостоятельной работой, ходить в библиотеки. К сожалению, родители не всегда понимают это. Родители дают деньги своим детям, чтобы они «закрывали» экзамены и зачеты, хотя они должны были быть возмущены больше, чем кто-либо. На деньги родителей студенты покупают всевозможные электронные новинки, мини-наушники и многое другое, чтобы обойти или сдать компьютерный тест.

Всем выпускникам школ нынешнего года я советую проконсультироваться, оформить договор и выехать на обучение в Европу. Несмотря на то, что государственное финансирование программы обучения лучших чеченских студентов и выпускников в европейских вузах завершено, выехать и учиться можно за свой личный счет. Однозначно тот, кто хочет отправить своего ребенка учиться в Москву, потратит столько же или еще больше, чем на учебу в Германии. Учеба в Англии стоит немного дороже, чем в Германии. Уровень знаний и воспитание после европейских вузов будут на совершенно другом уровне. Пользуясь случаем, советую выпускникам школ и их родителям поступать либо в три наших вуза, либо в европейские учебные заведения.

Что касается наших вузов, то здесь преимуществом является обучение в родной республике, ограждение студентов от националистического и нетолерантного отношения. Второй момент – это то, что наши вузы не значительно уступают в уровне образования, но значительно превосходят большинство российских по материально-техническому обеспечению и духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.

- Анзор Ахмедович, проработан ли механизм трудоустройства студентов после их возвращения из Англии и Германии? Не получится ли так, что государство потратило на их учебу значительные средства, а ребята останутся без работы?

- Рынок труда Чеченской Республики испытывает острый дефицит не в рабочей силе, а в высококвалифицированных специалистах. Профессионалы своего дела сегодня нужны в каждом ведомстве, предприятии и организации по всем направлениям и отраслям. Предпосылок для беспокойства за то, что по возвращении в республику они останутся без работы – нет никаких. Они будут нарасхват в одной только сфере образования. Приведу пример. В Министерстве образования и науки Чеченской Республики планируют провести курсы повышения квалификации для учителей английского языка, которых у нас – 700 человек. У нас на эти цели предусмотрены средства. Мы планировали пригласить для ведения курсов специалистов из Оксфорда. Но зачем нам их приглашать, если порядка 7 наших лингвистов стали бакалаврами в том же Оксфорде и Кембридже? В настоящее время работаем над формированием группы лингвистов из числа наших студентов, которые займутся повышением квалификации. Ждем от них ответа.

Говоря в общем, я уверен – без работы они не останутся. По договору они 5 лет должны отработать преподавателями в трех наших вузах. Мало того, закон не запрещает им совмещать работу по специальности в другой организации или предприятии. Уже сегодня между ректорами чеченских вузов идет конкуренция за ребят. В вузах много интересных предложений по их трудоустройству, да и у самих ребят также есть интересные встречные предложения. Мы очень надеемся, что эти ребята привнесут в систему высшего образования Чеченской Республики ветер новых перемен. К большому сожалению приходится констатировать, что ситуация в отечественной высшей школе с каждым годом становится все хуже, а положительных моментов – все меньше. Отдельные специалисты могут критично отнестись к моим словам, но на мой взгляд ситуация весьма плачевная.

- Говоря о наших вузах, нужно отметить, что за последние несколько лет произошел своего рода качественный скачок в их развитии. Так, помимо значительного улучшения материально-технической базы, наши вузы демонстрируют неплохую научно-исследовательскую деятельность, выигрывают научные гранты и конкурсы. Как Вы думаете, это разовый скачок или можно ожидать, что наши вузы и в дальнейшем будут так активно развиваться?

- Прошло не так уж много времени с того момента, как мы восстановили наши вузы, как говорится, с фундамента: в этом году наши вузы смогли заселиться в свои здания на исторических местах. Завершено строительство только части главного административно-учебного корпуса Грозненского государственного нефтяного технического университета, не завершено строительство ряда объектов Чеченского госуниверситета, а также педагогического института. В целом, за последние пару лет материально-техническая база наших вузов существенно возросла, появились учебные и научные лаборатории, необходимое оборудование и инвентарь. И если еще недавно вузы занимались лишь подготовкой специалистов, то сейчас здесь активно развивается научно-исследовательская деятельность.

Результат в этом направлении с каждым годом будет только расти. А вообще, я считаю, колоссальный скачок будет после того, как в республику вернутся наши студенты из европейских вузов. В будущем году у нас будет доктор наук по компьютерным наукам, через полтора года – еще один доктор наук на стыке физики и математики. Они учились и защищались в ведущих европейских вузах. Это молодые люди в возрасте до 30 лет! Как правило, таких достижений добиваются лишь к 50-ти годам. Это, действительно, гениальные дети, которые окончили школы в Чеченской Республике.

По окончании учебы они вернутся в республику и будут заниматься наукой. У них будут отличные связи со своими европейскими коллегами, возможно, они откроют здесь свои научные школы. В наших планах также открыть факультет, либо одно из направлений обучения в Чеченском государственном университете, где все предметы будут вестись на иностранном языке.

В этом году руководству вузов дана установка – взять под особый контроль зачеты и экзамены по иностранным языкам. В перспективе экзамен по иностранному языку должен стать одним из самых сложных. Если мы хотим выпускать востребованных на рынке труда квалифицированных специалистов, то мы должны переориентировать наши вузы в ближайшие 5 лет на то, чтобы студенты 3-5 курсов свободно могли разговаривать на иностранном языке. Без этого невозможно говорить о дальнейшей интеграции наших вузов в международное научное сотрудничество, прохождении зарубежных стажировок и совместных разработках. Ведь практически каждый бакалавр немецкого вуза свободно может изъясняться на английском, точно так же, как французский или австрийский бакалавр. Мы должны стремиться к тому, чтобы студенты старших курсов наших вузов стремились учить иностранный язык. Без этого говорить о развитии вузовского образования не приходится.

В целом, я уверен – у наших вузов большое будущее, где уровень и качество образования будут непременно расти. Но над этим нужно трудиться всем: руководству и сотрудникам вузов, студентам и родителям.

Сайд-Эми Хасиев №113 (2046) 18 июня 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |