Вс, 29 сентября, 12:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » У светлого человека и мечты светлые… («Вести республики»)

У светлого человека и мечты светлые… («Вести республики»)

13.09.2013 15:03

Из письма в редакцию: «Очень просим рассказать на страницах Вашей газеты о Тамаре Махмаевой – замечательном человеке и педагоге.

Каждая женщина знает, как важно матери, оставляющей своего ребенка на попечении воспитателя, быть уверенной в том, что он в надежных руках. Эта уверенность позволит ей целый день спокойно работать или заниматься своими делами. Матери, которые приводят детей в третий детсад, знают, что в этом плане им просто повезло. Спасибо воспитателям и нянечкам и особенно – заведующей, которая сумела создать второй дом для наших детей. Группа родителей».

Тамара Махмаева – уроженка села Дуба-Юрт. О красоте его, о жителях родного аула она рассказывает с гордостью, и с особой теплотой – о своих родителях. Ее отец Мохадин Махмаев с семнадцати лет работал на шахте – жили тогда в Казахстане, в Лениногорске. Очень скоро он стал уважаемым человеком, был ударником и рационализатором, а на праздничных шествиях и парадах его удостаивали чести нести знамя. Но шахтерская должность имела и свои минусы – тяжелая работа и вредные условия подорвали здоровье отца: он заболел так называемой профессиональной болезнью. Незаурядным человеком была и мать Тамары – Деши, первая девушка на селе, видная, трудолюбивая, добрая. Она была большая рукодельница, обшивала, можно сказать, все село. И дочь свою научила мастерству швеи, правда, для Тамары это было скорее хобби.

В семье было четверо детей, и всем им родители дали прекрасное образование. Рассказывая о братьях и сестре, Тамара словно делает усилие над собой: выясняется, что старшего брата Арби уже нет – у него была онкология, овдовела в 30 лет и сестра Лиза, и только за брата Руслана она может порадоваться – живет и работает в Швейцарии, у него все хорошо.

Тамара окончила Дуба-Юртовскую среднюю школу. Училась отлично – у нее была только одна четверка - по физике. Окончила дошкольный факультет Чечено-Ингушского пединститута (ныне ЧГПИ), филологический факультет ЧГУ, юридический техникум. Вот уже 35 лет работает в системе дошкольного воспитания – детском саду. Она является автором методической литературы и программ по чеченскому языку. К примеру, передо мной на столе лежит брошюра «Развитие чеченской речи и формирование этнокультурного самосознания дошкольников в условиях полилингвальной модели поликультурного образования». Автором значится старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО ЧИПКРО Тамара Махмаева.

Но главный наш разговор не об этом, а о садиках и их обитателях. Детский сад №29 в Заводском районе, где когда-то работала Тамара, был разрушен еще во время первых боевых действий. Она и завхоз Малижа Насугаева вместе с сотрудницами своими силами полностью восстановили его. Тогдашние власти обещали помочь им, но вплоть до 2000 года они не получили ни копейки, в том числе и зарплаты. Более того, во время боевых действий 1999 года детсад был полностью разрушен, а участок продан. Коллективу выделили 101-ый Детский сад в микрорайоне. Но в 2006 году, когда начали восстанавливать микрорайон, здание сочли аварийным. Это было большое типовое здание на 240 детей. Оно было разобрано, а коллективу обещали: как войдет в программу, так и будет восстановлено.

– До сегодняшнего дня в Программу мы так и не вошли, – говорит Тамара. – А в мае нынешнего года по указанию Главы республики для нас открыли этот детский сад. Здесь произведен капитальный ремонт, нам закупили необходимую мебель, – словом, созданы все условия. И мы не перегружены – у нас 75 детей.

- У нас еще в семидесятых годах, когда я еще только пришла на работу, был методкабинет, - продолжает Тамара, - самый лучший на всем Северном Кавказе. Руководила им В.М. Пенюшкина, очень талантливая, просто одержимая этой работой.

Она-то и выбрала из воспитателей 160 детских садов гор. Грозного Тамару на роль методиста нового времени. Подготовила ее по всем показателям. Вскоре ученица стала методистом, которая ни в чем не уступала своей наставнице, не говоря уже о других дошкольных работниках. К слову, в те годы детские сады республики считались лучшими, и не только среди кавказских.

– С первого сентября мы перешли на новую программу воспитания и обучения в детском саду – «От рождения до школы», – говорит Тамара. – Это настоящий подарок для детей. Очень интересная, развивающая, образовательная программа с комплексным подбором материала. Это настоящий подарок и для воспитателей. Все в одной книге – рисование, лепка, физкультура, развитие речи и другое. В настоящее время все сводится к тому, чтобы заинтересовать детей, а не вынуждать их заниматься. Теперь у нас больше возможностей для свободного творчества. Я считаю: мне с коллективом повезло. Среди лучших – воспитатели Малика Шарипова, Марина Ильясова, Хеда Берсанукаева, нянечка Залва Масуева, повар Марет Авдадаева – она чудесно готовит. Благодаря их труду родители очень довольны. Я их чуть ли не каждый день прошу: если что-то не нравится, вы скажите, мы исправимся. Не бойтесь нас обидеть: это же работа, случаются и ошибки, только скажите. Но пока родители всем довольны. И мы довольны. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Департамент по дошкольному образованию, где нам оказывают посильную помощь.

Мы беседуем об особенностях сегодняшних родителей, многие из которых очень молоды и во многом отличаются от своих сверстников прошлых лет. Да и дети другие сегодня – менее стеснительные, более агрессивные. Причина? Она, по мнению Тамары, часто кроется и телевизионных передачах, и компьютерных играх и других атрибутах нашего времени. Раньше ведь дети все больше воспитывались бабушками, дедушками, их влияние сказывалось на всем, а теперь молодые семьи больше по квартирам рассредоточились, детей учат двор, улица. Но в любом случае молодые родители стараются сделать для детей максимум возможного. Воспитатели проводят с ними консультации, скажем, по физкультуре, по физическому закаливанию, – и находят полное понимание.

– Исправлять их ошибки приходится?

– У некоторых – да. У нас всего несколько таких детей, когда приходится прибегать к помощи психолога – у нас ведь теперь есть и психологи, и логопеды. Я же говорила, что для нас созданы все условия, а с недавних пор нам добавили и зарплату – надбавка 50%, у людей стимул появился. А стимул здесь просто необходим. Ведь работают по 12 часов каждый день. Тем более – с детьми.

Тяжело. Я раньше не думала, что задержусь в детском саду. Я окончила юридический техникум и пошла работать юрисконсультом на обувной фабрике. Но в 1979 году открыли на фабрике детский сад №133, и меня туда отправили: работать было некому. И я целый месяц плакала, как будто меня на каторгу послали. Мне было тогда лет двадцать. Однако заведующая наша – Бисултанова – оказалась очень мудрым человеком – она во мне разглядела педагога. Она дала мне подготовительную группу и попросила на время отпуска заменить воспитательницу. «А через месяц я отпущу тебя на твою фабрику», – сказала она.

Но в группе были такие чудные дети, они так незаметно втянули ее в свой детский мир, что Тамара за этот месяц полюбила их, полюбила эту работу и – не смогла уйти. А работа эта была в то время и сложная, и ответственная. На проверку приезжали всевозможные комиссии, в том числе – московские. Каждую из них Пенюшкина по опыту отсылала к ним, знала, что тут ее не подведут, а приезжую комиссию "Тамарины ангелочки» попросту очаруют. Хочешь – не хочешь, Махмаевой приходилось экспериментировать, «экспромтировать» – и расти над собой: куда ж деваться! О ней начали писать в газетах (статья в «Грозненском рабочем» называлась «Большой друг детей»), а на телевидении прошел цикл передач «Берийн бешахь». Теперь Тамара и сама удивляется, как она тогда, совсем молоденькая девчонка, могла на равных соперничать и даже постоянно одерживать верх над опытными воспитателями. Наверное, выручала уникальная память. Любой сценарий, любой план занятий она могла один раз прочесть и запомнить. Коллеги шутили: Тамара может шутя участвовать в конкурсе или в показательных уроках и получить диплом за победу. Более того, она помогала и другим, своим потенциальным соперницам.

Так случилось, что через несколько месяцев после ее прихода в детсад подготовительная группа ушла в школу №19. Школа находилась рядом, напротив детсада. С первой же перемены дети сбежали к своей воспитательнице. Когда бегство стало принимать повальный характер, Тамара взяла отпуск и сопровождала своих воспитанников в школу, пока они не привыкли к классу и новой учительнице. Коллеги называют ее фанаткой. Наверное, так оно и есть. За 37 лет работы, насколько они помнят, она ни разу не ушла на больничный и ни разу не отдохнула во время отпуска: ей казалось, что ее дети заболеют, если она не выйдет на работу.

В те годы повсеместно проводилось социалистическое соревнование. Не были исключением и детские сады. Каждый изо всех сил старался быть лучшим, быть первым. И мало было добиться того, чтобы группа была первой. Нет, надо было еще, чтобы сад был лучшим. Ведь соревнование – и нешуточное! – разворачивалось между детсадами. Тамара вспоминает, какой у них в 133 детсаде был создан музыкальный ансамбль «Полларчий». В программе у них были танцы народов мира. А пели как! Тогда музыкальные руководители были очень сильные. Тамара проработала в том садике 15 лет. 15 незабываемых, полных творческого горения и любви к детям лет.

– Но это было благодаря Бэле Бисултановой, нашей заведующей, – говорит она. – Несмотря на свою молодость, она умела организовать работу, была методически хорошо подкована и любила детей. Кстати, в то время среди заведующих детсадами было всего семь или восемь чеченок и ингушек. И еще она поразила в то время тем, что негласно отвела под молельную комнату подсобку. Это в восьмидесятые, когда нам в присутствии русских не позволяли говорить на родном языке! Она говорила нам: «У нас столько методической литературы! Прочитайте в день одну страницу. В месяц у вас получится уже тридцать». И еще – стимулировала она нас. То грамоту, то премию, то звание… Сейчас, на мой взгляд, делается очень большое упущение, не используется этот сильнейший рычаг для хорошей работы. Почему не дать звание «Заслуженный учитель» отличному работнику? Я не понимаю.

По мнению нашей героини, тот, кто работает с детьми, никогда душой не состарится. Она и сегодня может стать с ними в круг, поиграть. Ну, а в том, что она с этой задачей справится, сомневаться не приходится.

Когда в то время в ясли приводили полуторагодовалого ребенка, с ним, еще и родного языка не знающим, полагалось проводить занятия на русском языке. Но ведь даже взрослый человек, сталкиваясь с незнакомым языком, теряется. Она просила Бэлу отдать ей ясельных детей, чтобы она готовила их по своей методике. Ведь к трем годам, когда им пора переходить из яслей в садик, эти дети не осваивают русский язык, потому что с ними не говорят на двух языках, а языком обучения должен быть родной язык – в этом у нее не было сомнений. Наконец, в восемьдесят втором году заведующая уступила настойчивости Тамары. На следующий год, прознав про эксперимент, нагрянули одна за другой несколько комиссий. Когда они сравнили результаты работы в ее группе с результатами в группах других яслей, стало очевидным, что Тамара права. Ей разрешили создать программу по двуязычию для ясельной группы. Почти год она работала над программой. Потом постепенно ею были написаны программы для младшей, средней и старшей групп детских садов, и в подавляющем большинстве садов ими пользовались. Когда она начинала, она и не ставила перед собой задачи обучить чеченскому языку русских детей. Но так получилось, что, пока она обучала русскому языку чеченских детей, русские научились чеченскому! Вот ведь какой парадокс. Потом родители благодарили ее за оба языка. За долгие годы у нее не было ни одного конфликта ни с одним родителем и не было проблемных детей. «Мне везло и с детьми, и везло с родителями», – говорит она.

Увлеченно рассказывает о талантах наших детей, считает, что с ними просто надо заниматься. Если бы в садике были вокалист и хореограф, в филармонии очень скоро поняли бы, где находятся настоящие артисты. Детсад она называет не иначе, как «Дом ангелов»: раз дети до семи лет – ангелы, так оно и получается. «Если бы чуть больше внимания «Домам ангелов», какая бы из нас нация получилась! – мечтательно говорит Тамара. – Ведь именно здесь закладывается будущее нации. Нам бы чуть больше внимания! Дети очень восприимчивые, любознательные, очень способные, и отдача была бы огромной».

Мне подумалось, если бы у нее были свои дети или внуки, вряд ли она говорила бы о них с большей любовью. Оказалось, у нее есть дочь Индира, которая работает здесь же методистом, и два внука – Адам и Мохьмад. Оба школьники. Учатся хорошо. Но Тамара считает своей семьей и своих племянников, оставшихся без отца, и с такой же любовью опекает их. Не зря же сказано, что место тех, кто опекал сирот – в раю. А Тамара – истинная мусульманка, и в ней все подтверждает это – и одежда, и поступки, и мысли.

Она часто мысленно возвращается к школьным годам, которые остались в памяти как самые светлые, самые интересные. Учителя делали все для того, чтобы они были такими. Сколько незабываемых встреч с поэтами, писателями, артистами прошло здесь! Многие из школьников писали тогда стихи. Тамара тоже писала. Иные из них с помощью поэта Магомеда Дикаева, частого гостя школы, были опубликованы в республиканских газетах. Здесь, в школе, был заложен прочный, хороший фундамент, на котором и выстроился весь багаж знаний в будущем. Именно тогда, в школьные годы, она прочитала огромное количество книг. В сельской библиотеке не осталось ни одной сколько-нибудь интересной книги, которой бы она не прочла. Этому же она научила своих братьев и сестру.

Когда я спросила, есть ли у нее заветное желание, она ответила:

– Есть. Построить 12-групповой детский сад. И чтобы у меня там и хореограф, и вокалист, и все прочие были. Вот тогда мы нашим родителям такой мастер-класс бы дали!

А мне подумалось: все логично – у светлых людей и мечты светлые…

Умиша Идрисова №174 (2107) 13 сентября 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |