Сб, 23 ноября, 23:06 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Вновь приобретенное счастье («Вести республики»)

Вновь приобретенное счастье («Вести республики»)

30.10.2013 16:14

Без сомнения, творческие люди составляют элиту нации.

Они являются носителями и пропагандистами культуры и искусства. Руководством республики прилагается максимум усилий, чтобы наша культура жила, процветала и обогащалась, а вместе с тем уделяется огромное внимание и всесторонняя поддержка творческой интеллигенции.

Значимым событием в культурном возрождении чеченского народа явилось то, что по личному указанию Рамзана Ахматовича в 2011 году воссоздан Чеченский государственный симфонический оркестр, наличие которого, а также и Музыкального театра (есть уверенность, что он будет в Грозном!) символизирует высшую оценку культуры любого народа. И с первого концерта оркестра, который состоялся 10 сентября 2011 года, любители классического искусства имеют возможность наслаждаться серьезной музыкой как композиторов с мировым именем — Моцарта, Баха, Вивальди, Чайковского, Глинки, Хачатуряна, так и любимыми произведениями чеченских авторов -

С. Димаева, З. Цугаева, А. Шахбулатова, У. Бексултанова, З. Чергезбиева, Р. Паскаева.

Из истории симфонического оркестра

В 1928 году в Грозном состоялся первый концерт Грозненского симфонического оркестра. У истоков его создания стояли тогда молодые и талантливые музыканты, приехавшие в республику из Московской, Ленинградской и других консерваторий страны. Свой дальнейший успех оркестр имел в 50-60-х годах прошлого столетия. Новую жизнь оркестру в послевоенный период дали народный артист Украинской ССР Ростислав Вощак и заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Валерий Раевский. Композиторы А. Халебский, А. Ашкенази, М. Бронштейн, дирижеры Машкевич, Карапетян – это немногие имена, с которыми ассоциируется деятельность симфонического оркестра. В свое время солистами оркестра были: заслуженный артист ЧИ АССР В.Н. Земсков и его супруга М.З. Снитко. Земсков долгие годы работал педагогом по классу вокала в Грозненском музыкальном училище. Его талант раскрылся в исполнительской деятельности. Репертуар необычайно широк – от произведений легких жанров, романсов до сложнейших арий. Другой музыкант, педагог-виолончелист Н.А. Бедин занимался активной исполнительской деятельностью, играя в струнном и симфоническом оркестрах. Грозненской филармонии. Играл в оркестре и настоящий артист и виртуозный скрипач С.П. Климашевский. Вместе с ним в оркестре в качестве солистки выступала и его супруга, скрипачка, выпускница Бакинской консерватории М. Миронова. Она была первым концертмейстером Республиканского симфонического оркестра. Великолепный кларнетист и саксофонист Л. Рыбский, также внес большой вклад в становление симфонического оркестра. Произведения из вокально-симфонического цикла «Из чечено-ингушской народной поэзии» А. Шахбулатова исполняли известные солисты Л. Сенчина, И. Кобзон, Л. Симонова.

А. Шахбулатов, У. Бексултанов, С. Димаев, З. Чергезбиев, Б. Шнапер, Л. Шаргородский – далеко не полный перечень музыкантов и композиторов, чьи произведения исполнялись симфоническим оркестром, концерты которого всегда были желанны широкому кругу приверженцев музыки.

Симфонический оркестр Госфилармонии всегда отличался высоким мастерством и входил в десятку признанных в Российской Федерации музыкальных симфонических коллективов. Под его музыку проходили все республиканские мероприятия – творческие вечера, концерты деятелей искусств, встречи со школьниками и студентами. Одним из главных направлений в деятельности оркестра была музыкально-просветительская деятельность.

В 1992-1993 годах главным дирижером оркестра был заслуженный артист ЧИ АССР Л. Киршинбаум, после него оркестром руководил выпускник Грозненского музыкального училища А. Эдилсултанов, человек необычайно одаренный, с широким творческим диапазоном, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист ЧР. В то время состав оркестра насчитывал 68 прекрасных музыкантов, среди которых были народный артист ЧР С. Адаев (флейта), О. Никитина и В. Жусов (кларнет). Симфонический оркестр Чечено-Ингушской АССР славился не только у любителей классической музыки городов и республик Северного Кавказа, но его выступления с восторгом принимали слушатели многих городов бывшего Советского Союза.

Главным дирижером и художественным руководителем вновь возрожденного в 2011 году Чеченского государственного симфонического оркестра является Валерий Хлебников, народный артист Российской Федерации, народный артист Чеченской Республики, профессор Ростовской государственной консерватории (Академии) им. Рахманинова. Оркестр состоит из более 20 признанных музыкантов, среди которых Н. Якимова, народная артистка Республики Северная Осетия-Алания (скрипка), Р. Паскаев, народный артист ЧР и Республики Ингушетия; Д. Семенов, лауреат Международных конкурсов (кларнет), А. Аристов, Лауреат Международных конкурсов (кларнет) и др.

Но мне хочется рассказать о двух замечательных профессиональных музыкантах, бывших жительницах Грозного, игравших в составе Симфонического оркестра Чечено-Ингушской Республики, а в настоящее время с первого дня работающих в составе вновь возрожденного оркестра.

Это Людмила Бутякина (виолончель) и Елена Мезенцева (скрипка).

Людмила – дочь известного в бывшей Чечено-Ингушской Республике человека, который ведал всеми гидроресурсами. Как говорит Мила: «Отец мог по запаху, цвету и вкусу на язык определить качественный состав воды, что, несомненно, подчеркивало его высокий профессионализм. Он был почитаемый и уважаемый специалист. А мама была научным сотрудником ГрозНИИ».

В 1976 году Мила окончила Грозненское музыкальное училище по классу «Виолончель». Её педагогом по музыке был известный музыкант Климашевский. После окончания училища её сразу зачислили в состав симфонического оркестра и она до самых первых дней войны, пока существовал оркестр, играла в его составе.

Л. Бутякину постигла та же участь, как и всех жителей республики. С болью рассказывает Мила, как 15 января 1995 года с белыми флагами из простыней с центра Грозного 6 часов пешком добирались до консервного завода, а дальше на грузовиках вывозли их за город. Как снайперской винтовкой была ранена в руку. С беженцами бежала из Грозного, в пути потеряла двух своих девочек, к счастью, позже, в Моздоке воссоединилась с ними. Через некоторое время вернулась за документами в опаленный огнем Грозный. У неё на глазах с её паспортом в руках погибла начальник паспортного стола. Без документов не смогла получить компенсацию за утраченное жилье. Снова пришлось покинуть республику. Сначала попала в Туапсе, работала в санатории, потом уехала к родственникам в Петербург, затем перебралась в Москву. И последним местом её проживания стал город Владимир. Все время думала, что ненадолго покинула родную республику, свою родину, где родилась, окончила школу, овладела профессией, и где каждый дом, каждая улица, парк и сквер были дороги и любимы. Здесь оставались коллеги по работе, школьные друзья, любимые педагоги, и Мила считала, что вот-вот все завершится, и она вернется в Грозный. Но прошли годы. Она потеряла всякую надежду на возвращение, как внезапно ей позвонила Елена Мезенцева и просила срочно приехать в Грозный, потому что начат поиск бывших оркестрантов симфонического оркестра. По словам Милы, это была большая и приятная неожиданность. Со страшным волнением и радостью встречи с родным городом, с любимыми местами, она приехала. Руководство оркестра в лице директора А. Халилова, его заместителя Р. Сиванкаева приложили все старания к тому, чтобы она почувствовала себя необходимой в большом деле возрождения оркестра. Вот уже третий год как Мила играет в составе оркестра и, по её рассказам, довольна и счастлива, что снова живет в Грозном.

Елена Мезенцева, как и Мила Бутякина, окончила Грозненское музыкальное училище. Но до этого она по настоянию папы, который прекрасно владел игрой на семиструнной (профессиональной) гитаре и хотел в своей дочери вырастить музыканта, в 5-ем возрасте была отдана в музыкальную школу № 6. Успешно окончив её по классу скрипки, поступила в музыкальное училище. По распределению была направлена в оркестр и 10 лет, когда оркестром руководил В. Раевский, играла в составе коллектива. Как и Мила вынужденно выехала за пределы республики. Оказалась в Кисловодске. Работала в Академическом симфоническом оркестре КавМинвод. Но, как рассказывает Елена, её страшно тянуло в Грозный. И очень обрадовалась, когда её нашел А. Халилов и пригласил в симфонический оркестр.

В настоящее время помимо того, что Елена играет в составе оркестра, она преподает в Музыкальной школе №1, где учит детей постигать азы музыки на таком сложном музыкальном инструменте, как скрипка.

На одном из последних концертов симфонического оркестра её ученица Амина Арсакаева прекрасно исполнила «Концерт» Вивальди. По словам Елены, девочка обладает прекрасным слухом, если будет упорно заниматься и трудиться, есть надежда, что в будущем из неё может получиться профессиональная скрипачка.

И Мила, и Елена довольны тем, что снова очутились в родной республике, уезжать не собираются. А поклонникам оркестра, любителям классической музыки приятно знать, что в составе оркестра играют два музыканта из тех, бывших, и своим исполнением живой музыки зачаровывают их.

P.S. Все у них хорошо, говорят Мила и Елена. Но, хотя вся оплата производится за счет средств оркестра, они пока снимают частное жилье. Им, конечно, желательно иметь свое. И они надеются, что и этот вопрос будет в скором времени решен.

А мы желаем, чтобы Мила и Елена никогда не покидали свою родную республику и радовали поклонников классического искусства виртуозной игрой!

Малика Абалаева №205 (2138) 30 октября 2013 г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |