Вс, 29 сентября, 08:22 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Король чеченской сцены («Вести республики»)

Король чеченской сцены («Вести республики»)

30.10.2013 16:16

В середине тридцатых годов прошлого столетия известный ингушский писатель Идрис Базоркин написал рассказ «Кремневый пистолет».

В нем описывается невероятная история, произошедшая в июне 1933 года в селении Алхан-Кала на республиканской конференции красных партизан. Под занавес конференции силами чеченского театра был дан спектакль «Красная крепость» по одноименной пьесе основоположника чеченской литературы Саида Бадуева.

Рождение таланта

По замыслу автора, в ходе спектакля белогвардейцы на некоторое мгновение брали верх над красногвардейцами, схватка была жестокая. Особо лютовал один из офицеров белой армии, и тогда из зрительного зала раздались выстрелы. Чудом никто не пострадал, хотя старый партизан и был некогда метким стрелком. Никогда не видевший театрального действа горец принял игру талантливых актеров за действительность. Администрации театра пришлось приостановить спектакль, выйти к зрителям и объяснить, что на сцене идет всего лишь игра актеров, да и красные в конце спектакле обязательно победят, как и было на самом деле. Зрители успокоились и спектакль продолжился. Актером, вызвавшим непредсказуемую бурю эмоций у старого партизана, оказался семнадцатилетний Яраг1и Зубайраев, блистательно сыгравший белого офицера. Его всего несколько месяцев назад почти за руку привел в театр Абдурахман Авторханов, работавший в то время директором чеченского театра. Но природная смекалка помогла Яраг1и быстро освоить азы актерской профессии и вскоре молодой человек был введен во многие спектакли, идущие на сцене чеченского театра. Высокий, статный, с черными, как смоль, кучерявыми волосами, Яраг1и Зубайраев великолепно смотрелся на сцене, да еще бархатный, от природы роскошный голос, приятная дикция. Что еще нужно талантливому актеру для успеха!? Хотя и ее величество судьба на заре творческой биографии была благосклонна к Яраг1и Зубайраеву. В 1934 году произошло объединение Чеченской и Ингушской областей, и руководство новой объединенной республики обратилось к руководству Грузии с просьбой помочь в развитии театрального искусства Чечено-Ингушетии. Правительство Грузии откликнулось немедля; в Чечено-Ингушетию был прислан молодой, талантливый режиссер Арчил Чхартишвили, а группа молодежи из Чечено-Ингушетии была приглашена на учебу в знаменитый театр имени Шота Руставели. Яраг1и Зубайраев был среди тех счастливчиков, отправившихся на стажировку в Грузию. Днем чеченская молодежь училась в студии актерскому мастерству, постигая основы сценической речи, сценического движения, вокала и танца. А вечером Яраг1и Зубайраев стоял за кулисами, наблюдая за виртуозной игрой своих мастеров, великих грузинских актеров Хоравы, Васадзе и многих других. Два года учебы пролетели как во сне. Молодые люди из Чечено-Ингушетии, пройдя учебу в одном из самых лучших театров страны, вернулись домой и приступили к работе в театре. Яраг1и Зубайраева сразу же ввели в спектакль «Храбрый Кикила» на роль Вахушти, и актер с азартом принялся создавать его забавный образ. Вахушти был сыном богатея Йосана, вернее, великовозрастный детина, который только и умел вкусно поесть, сладко поспать да проказничать, наивно идя на поводу у Кикилы. Его играл неподражаемый Мовжди Бадуев. Эти два партнера так блистательно играли на сцене, что зрители буквально закатывались от хохота и смотрели спектакль «Храбрый Кикила» по несколько раз. Наверное поэтому первая постановка режиссера Гаруна Батукаева долго украшала репертуарный план национального театра и вошла в золотой фонд театрального искусства Чечено-Ингушетии.

Заслуженная слава

Был еще один спектакль, в который неожиданно ввели Яраг1и Магомедовича Зубайраева. Режиссер Арчил Чхартишвили на сцене Чечено-Ингушского театра ставил спектакль «Анзор» по одноименной пьесе грузинского драматурга Сандро Шаншиашвили. В свои неполные девятнадцать лет Я. Зубайраеву пришлось сыграть девяностолетнего старика, отца партизана, погибшего за светлые идеалы мировой революции. Молодой актер талантливо сыграл всю гамму тяжелых переживаний пожилого человека, горечь утраты, непоколебимую веру в торжество справедливости, готовность отомстить врагам за смерть любимого сына. Спектакль «Анзор» показал всем, что Яраг1и Зубайраев — актер необычайно больших возможностей.

Середина тридцатых годов прошлого столетия была периодом расцвета творчества основоположника чеченской литературы Саида Бадуева. В национальном театре шли его пьесы «За большевистский сев», «Золотое озеро», «Семья чабана», «Женитьба Ца1ебы» и многие другие. Во всех спектаклях по этим пьесам играл Яраг1и Зубайраев. Но если бы этот великий актер сыграл бы только одну роль Ца1ебы, его светлое имя сохранилось бы в памяти благодарных зрителей, настолько талантливо создал он колоритный образ алчного скупердяя. Далее в репертуаре театра появились спектакли «Асет», «1919», «Любовь Яровая», «Олеко Дундич», «Бэла», «Шторм», и во всех этих спектаклях играл молодой актер Яраг1и Зубайраев. И кого бы он ни играл, Яраг1и Зубайраев создавал яркие запоминающиеся образы, которые вошли в золотой фонд театрального искусства Чеченской Республики. Об этом свидетельствует и спектакль «Шторм», поставленный режиссером В. Вайнштейном по одноименной героической трагедии В.И. Биль-Белоцерковского, в переводе на чеченский язык З.Шерипова.

Когда началась Великая Отечественная война, Яраг1и Магомедовича Зубайраева на фронт не отпустили, ибо в основном на нем держался весь репертуар национального театра, и он должен был работать и за себя, и за тех, кто ушел на защиту Отечества. И он работал, работал самоотверженно.

Творческая судьба

В первые же дни войны в Грозном была создана концертная бригада для работы по прифронтовым участкам. Актеры Чечено-Ингушского театра за сравнительно короткий период времени подготовили литературно-музыкальную композицию и начали выступать с ней на площадках перед районными военкоматами, где шел призыв молодых горцев на действительную службу в ряды легендарной Красной Армии. Яраг1и Зубайраев принимал самое активное участие в этих выступлениях. Однако ежедневные выступления перед молодыми людьми, отправляющимися на фронт, Яраг1и Зубайраеву оказалось мало и он выступил инициатором сбора денег для постройки целого танка, который должны были обязательно назвать именем чечено-ингушского театра. 30 июня 1943 года заслуженному артисту Чечено-Ингушетии Яраг1и Зубайраеву было присвоено почетное звание Народного артиста Чечено-Ингушской АССР. За образцовое обслуживание частей Красной Армии в дни Великой Отечественной войны, за самоотверженный труд и развитие театрального искусства Чечено-Ингушетии были и еще поощрения. Затем – за особые трудовые подвиги были и почетные грамоты. Работали все от души…

Но нагрянула беда – 22 февраля 1944 года в Чечено-Ингушском государственном драматическом, теперь уже имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова, театре шел вечерний спектакль «Адин Сурхо», где, кстати, невесту играла жена Яраг1и Зубайраева актриса Тамара Алиева. Но спектакль прервали НКВДэшники и сообщили о депортации. Театр закрыли на долгие тринадцать лет. Святая любовь к истерзанной земле предков помогла ему выжить во всех этих кругах ада. Выстоял и народный артист Чечено-Ингушетии Яраг1и Зубайраев, хотя депортация, помимо всего прочего, разлучила его с любимой женой, актрисой Тамарой Алиевой. Потеряв всякую надежду найти ее, он женился на другой. Возможно, больше из-за жалости, нежели большой любви. Вторая жена Зубайраева Зинаида, в девичестве Баширова, была круглой сиротой. Детей у него не было ни от первой, ни от второй жены. И когда переселенцам в 1957 году было дозволено вернуться на историческую Родину, Яраг1и Зубайраеву было сорок лет, и он с головой уходит в любимую работу.

Возрожденный Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова прежде всего ставит героическую драму «Асланбек Шерипов» по одноименной пьесе великого чеченского писателя-гуманиста Халида Ошаева. В этом спектакле Зубайраев талантливо создает образ Погодина, революционера, большевика, готового пойти на эшафот во имя светлых идеалов. Затем возобновляется любимый спектакль всех чеченских актеров «Храбрый Кикила». У Я. Зубайраева в нем была своя любимая роль Вахушти, и он ее играл самозабвенно, невзирая на разницу в возрасте. Однако Чечено-Ингушский государственный драматический театр никогда не останавливался на достигнутом. Реанимация прошлых спектаклей, конечно же, дело нужное, но необходим и творческий рост, а для этого следует стремиться к новым свершениям, к новым блистательным успехам. Для Яраг1и Зубайраева таким спектаклем оказалась постановка «Асет» режиссеров М. Минаева и Л. Горькой. За основу спектакля была взята поэма Расула Гамзатова «Горянка». В главной роли здесь блистала совсем еще юная Зулай Багалова. Яраг1и Зубайраев играл роль ее отца Али. Играл как всегда вдумчиво, масштабно, не жалея ярких и выразительных красок. Шестидесятые годы прошлого столетия были весьма продуктивными в творческой работе коллектива театра. Чеченские актеры, разлученные с любимым театром на долгие тринадцать лет, словно пытались наверстать упущенное в горький период депортации. Афиши пестрели названиями премьер. Фамилии известных драматургов всех времен и народов красовались в репертуарном списке. Русская классика чередовалась с западноевропейской. Не обходили стороной и драматургию братских народов северного кавказа. Во всех этих спектаклях играл народный артист Чечено-Ингушетии Яраг1и Зубайраев. Играл самозабвенно, не жалея ярких красок в создании самобытных колоритных образов. И все-таки, несомненной творческой удачей, принесшей актеру нашумевшую славу, была роль Апти в спектакле режиссера Г. Батукаева «В одном ауле». Спектакль был поставлен по одноименной пьесе чеченского драматурга М. Мусаева. Вроде, начинали ставить бытовую драму о мелких конфликтах в одном из коллективных хозяйств Советской Чечено-Ингушетии. Однако незаурядная игра талантливых актеров превратила пьесу в настоящую комедию. Мы можем смело утверждать, что Яраг1и Зубайраев с самого начала шестидестых годов прошлого столетия был ведущим мастером сцены Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Х. Нурадилова. Диапазон его актерских возможностей был необычайно широк. Он мог сыграть любую роль, начиная от комической в мелодраме, до высокой трагедии в пьесах всемирно известных авторов. Шекспир, Гольдони, Мольер, Корнель, Шиллер — вот неполный перечень имен западноевропейских драматургов, в прозведениях которых блистал незабвенный Яраг1и Зубайраев и принесли ему широкую известность. Хотя ближе и роднее ему были образы, созданные местными драматургами. Помните его Висангирея в спектакле режиссера Н. Децика «Дороги любви» по одноименной драме ингушского драматурга Идриса Базоркина? И совсем другая роль была у актера в спектакле режиссера П. Харлипа «Тополек мой в красной косынке». Спектакль был поставлен по повести известного киргизского писателя Чингиза Айтматова в инсценировке Ю. Осноса. Яраг1и Зубайраев играл роль Байтемира Кулова. Конечно же, великого, широкомасштабного актера Яраг1и Зубайраева тяготили стереотипные роли старых ненасытных мулл, которые, в силу объективных и субъективных причин, приходилось играть на подмостках театра на склоне лет. Однако Яраг1и Зубайраев никогда не отказывался от роли, предложенной ему режиссером. И мулл он играл в спектаклях «Петимат», «Бешто», да и во многих других спектаклях, отягощенных идейными коллизиями. Играл неплохо, но его многогранному таланту было тесно в строгих рамках идеологических ограничений. Строптивая душа великого актера стремилась на заманчивый простор импровизации. Эти возможности для него открылись в спектакле «Бож-Али» по одноименной пьесе великого чеченского драматурга Абдулы Хамидова. В этом спектакле Яраг1и Зубайраев блистательно сыграл роль Абубешара. Четверть века играл Яраг1и Зубайраев роль Абубешара и всегда с неизменным успехом, как и все его другие блистательные роли, сделавшие его королем чеченской сцены.

Театр как смысл жизни

Театр для Яраг1и Зубайраева был смыслом жизни. У него не было других радостей. Своих детей тоже не было у великого чеченского актера. И, наверное, поэтому он ко всем относился по-отечески ласково и нежно. Двери его дома всегда были открыты для друзей и даже просто для поклонников его незаурядного таланта.

Все знали, что Яраг1и Зубайраев родился 22 октября 1917 года, но, будучи ровесником Октябрьской революции, свой день рождения он всегда отмечал 7 ноября. Я. Зубайраев жил в самом центре города и после парада все направлялись к нему. Он всех любил и ждал. И жена его Зина давно смирилась с этим и радушно принимала многочисленных гостей в единственной комнате коммунальной квартиры. На склоне лет заслуженный артист РСФСР и король чеченской сцены Яраг1и Зубайраев получил двухкомнатную квартиру. Но прожил он в ней недолго. 18 сентября 1980 года великого чеченского актера Яраг1и Зубайраева не стало. Осиротел не только чеченский театр… На одну трепетную и возвышенную душу оскудела чеченская земля.

Аза Газиева №205 (2138) 30 октября 2013 г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |