Сб, 23 ноября, 23:06 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Театральная сцена – ее немеркнущая любовь

Театральная сцена – ее немеркнущая любовь

07.11.2013 12:25

Чеченский драматический театр трудно представить без династии Бадуевых.

О том, что основоположник чеченской литературы Саид Бадуев стоял у истоков создания чеченского национального театра, знают многие. Театралы знают, что первым народным артистом Чечено-Ингушетии был его брат Мовжди Бадуев, отдавший всю свою жизнь сцене. Немногие наши современники знают, что женат он был на народной артистке РСФСР Асет Марцаровне Исаевой. Их дочери Раиса и Тамара тоже пошли по стопам родителей: посвятили себя театру. Правда, Тамара стала единственным в Чеченской республике профессиональным режиссером — кукольником. А Раиса осталась верной драматическому театру, который так любили ее родители.

Раиса Гичаева (в девичестве Исаева), о которой мы ведем речь, родилась в сумрачные для всей страны тридцатые годы прошлого столетия. Беды тех лет не обошли стороной семью актеров. В 1938 году, накануне премьеры «Петимат», был арестован автор этой драмы, известный чеченский писатель Саид Бадуев, родной дядя Раисы. Попытавшись узнать судьбу брата, за стенами НКВД бесследно исчез другой брат писателя Шарпуди Бадуев. Правда, отец Раисы Мовжди Бадуев отделался тяжелыми побоями, от которых он потом долго приходил в себя и не любил рассказывать. Но тоска по без вести пропавшим родным братьям преследовала его всю жизнь и наложила горький отпечаток на дальнейшую судьбу.

В начале сороковых ХХ века из всех радиоточек зазвучали призывы: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой…» Однако, это была не единственная напасть тех лет, выпавшая на долю чеченцев со всей страной, мужественно переживавшей тяготы и лишения военных лет.

23 февраля 1944 года еще раз полоснуло по самое «не могу» стужей сталинизма – теперь уже весь народ, безжалостно срывая его с насиженного места и насильственно отправляя в далекие края. Семья Бадуевых не стала исключением: она разделила безрадостную участь своего народа. И было Раечке в то время всего четыре года. Сестра Тамара была на год старше. Естественно, они не понимали всего ужаса происходящего. И, наверное, поэтому, там, в Казахстане, став школьницами, дружно, со всеми ребятишками звонко распевали: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»

В самом начале 1957 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была восстановлена Чечено-Игушская АССР, все чеченцы и ингуши стали спешно готовиться к отъезду домой. Вернулись и актерские семьи. Родители Раисы Гичаевой вернулись в родной театр. А повзрослевшие к этому времени сестры –Тамара и Раиса в составе чеченской театральной студии уехали в Ленинград обучаться актерскому мастерству в прославленный ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Александра Островского. Пять лет безоблачной студенческой жизни пролетели незаметно. И театральная студия, которая состояла из ярких дарований (многие из них впоследствии стали корифеями чеченской сцены), вернулась в республику со своим дипломным спектаклем «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии всемирно известного драматурга Вильяма Шекспира. В этом спектакле Раиса Гичаева играла роль кормилицы. Играла талантливо и неординарно. Затем было очень много других спектаклей, где Раиса играла характерные роли. В каждую роль вкладывая частичку своей творческой души. Однако, громкий успех и всеобщее признание пришли к ней в начале семидесятых прошлого столетия, когда Раиса Гичаева приступила к работе над образами матерей, хотя по возрасту она была еще совсем молодой женщиной.

А было это так. Чечено-Ингушский государственный драматический театр имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова готовил премьеру спектакля «Свекровь» по одноименной комедии азербайджанского драматурга Шамхалова и в главной роли должна была играть мама Раисы Гичаевой, народная артистка РСФСР Асет Марцаровна Исаева. Но она внезапно заболела и спектакль был на грани срыва, что по тем временам было сродни ЧП, допускать которое нельзя. Руководство театра обратилось за помощью к Раисе и сумело ее уговорить выйти на сцену в роли, в которой долгие годы блистала ее родная мать. Разумеется, у Раисы Гичаевой были опасения, что она не справится. К тому же, для нее мама всегда была самым строгим судьей и непререкаемым авторитетом. Раиса знала ее трепетное отношение ко всем своим работам, а роль тетушки Джаният для Асет Исаевой была одной из любимых – не мудрено, что она ревностно будет следить за каждым движением новой исполнительницы. Сознание всего этого усиливало волнения Раисы Гичаевой. Но с поставленной перед ней задачей она справилась. Премьера прошла удачно и вызвала много лестных слов в адрес молодой актрисы. Подбодрила и мать, хотя и с некоторыми замечаниями. Так Раиса Гичаева приступила к созданию монументальных образов чеченской матери. Вершиной творческого успеха в этом амплуа следует считать роль Ракаат, мать Бешто, которую сыграла Раиса Гичаева в спектакле «Бешто» по одноименной повести Саида Бадуева, инсценированной для сцены чеченского драмтеатра, заслуженным деятелем искусств РФ Мималтом Солцаевым. Высокий накал страстей, личная драма героя, виртуозной игрой актера доведенная до щемящих ноток трагизма, завораживали зрителя. Роль Бешто играл заслуженный артист РФ Дагун Омаев. Играл неистово, с присущим ему темпераментом. Многочисленные беды своего героя актер пропускал через собственное сердце, подчеркивая наиболее сильные черты характера персонажа. Этим он был дорог и близок для каждого сидящего в партере. И тихой болью терзал душу матери. Как никто другой, мать знает своего Бешто. Знает его бунтарский дух и ранимость нежной души. Ежеминутно мать помнит о своей болезни и одиночестве строптивого сына. И только поэтому торопит его женитьбу, пусть даже на не любимой. Мать Бешто в исполнении Раисы Гичаевой своим рвением его женить пытается оградить сына от грядущих невзгод трагической судьбы. На какой-то миг героине Раисы Гичаевой удается склонить сына на сватовство в соседнем ауле. Но до той поры, пока не поступила весточка от любимой с просьбой вызволить ее из ненавистных сетей мракобесия. И порывистый, как вольный ветер, Бешто, стремительно откликается на зов любимой, поставив на чашу весов коварной судьбы свою молодую жизнь. Необдуманные действия всегда порождают нежеланный результат. От руки брата гибнет любимая девушка Бешто – Бусана. Сам Бешто становится кровником. Печальная весть об этих драматических событиях становится последней каплей испытаний, выпавших на долю тяжело больной Ракаат. Она умирает от разрыва сердца. Однако, за несколько мгновений сценической жизни великая актриса Раиса Гичаева успевает передать такую гамму чувств и обилие красок блестящей игры, от которых приводит в оцепенение весь зрительный зал. Вроде бы и не главная героиня. Но отточенное мастерство Раисы Гичаевой надолго вселило этот женский образ в сердца благодарных зрителей и поклонников чеченского драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова.

Диапазон актерских возможностей Заслуженной артистки РФ Раисы Гичаевой необычайно широк. Она никогда не замыкалась в строгих рамках одного амплуа. Не останавливалась на достигнутом. Была всегда в творческом поиске. Не пасовала перед трудностями. Неуемная энергия помогала Раисе Гичаевой в достижении намеченной цели. Так было и с ролью Маймы, принесшей всеобщее признание. Майма — замечательный персонаж из пьесы Абдулы Хамидова «Падение Бож-Али». В первой постановке спектакля, которую осуществил режиссер Петр Харлип, Майму тоже играла мама Раисы Гичаевой Асет Исаева. Но годы берут свое, к сожалению, и со временем несравненной Асет не стало. Все ее роли переходили к дочери, приобретая новую сценическую жизнь. Так было и с народной любимицей Маймой.

Талантливый драматург Абдула Хамидов написал божественную комедию «Бож-Али», ставшую классикой чеченской драмы. Можно долго и с упоением рассказывать об актерском ансамбле, сыгравшем первый спектакль, но мы просто пытаемся наметить штрихи к портрету великой актрисы современности театра и кино Раисы Гичаевой, долгие годы пленяющей своих зрителей незаурядной игрой в роли Маймы. Этот образ не подвластен времени. Он любим и востребован, как и сама актриса, не устающая удивлять ценителей своего многогранного таланта.

Образ Маймы собирательный, но он виртуозно обогащен жизнеутверждающим оптимизмом искрометного народного юмора. Чувствуется, что за плечами этой неугомонной женщины тяжелая и горькая жизнь. Она пережила депортацию. Потеряла родных и близких. Стиснув зубы, пробиралась сквозь тернии самоуправства и беззакония. Вытерпела унижения и оскорбления, но не сдалась. Богатый внутренний мир и вера в бога спасли ее от отчаянных поступков. А гадание на камушках – это хобби, приобретенное в противовес душераздирающему одиночеству. Зритель очень хорошо понимает это и, наверное, поэтому охотно смеется над всеми ее завораживающими чудачествами. Надо отметить, что основные герои в спектакле «Бож-Али» первоначально обозначены как отрицательные, вероятно, из-за господствовавшей идеологии тех времен. Однако, яркая игра актеров, сочный чеченский язык, народные шутки-прибаутки сделали персонажей этого спектакля всеобщими любимцами, а многие реплики стали крылатыми выражениями и до сей поры применяются в обиходе восторженных зрителей. Конечно, это относится и к великолепному образу Маймы, которую блистательно воплотила на сцене чеченского театра Заслуженная артистка РФ Раиса Гичаева. Ее героиня осталась верной своему темпераментному и зажигательному характеру всем смертям назло. Даже замуж собралась на склоне лет! Что не вяжется с ментальностью чеченского народа, – воскликнут некоторые скептики. Но стоит ли лукавить!? Какой женщине не хочется заветного кусочка своего собственного счастья в любом возрасте!? Другое дело: как талантливая актриса Гичаева ювелирно обыгрывает этот комический эпизод, не жалея красок и оттенков, порой доводя до гротеска, со всей мощью своего мастерства.

Заслуженная артистка РФ Раиса Мовждиевна Гичаева за период чуть больше полувека своей сценической деятельности сыграла сотни ролей и о ней можно рассказывать долго и содержательно. Однако, нам не хотелось бы злоупотреблять временем и вниманием уважаемого читателя и только поэтому едва касаемся узловых моментов ее обширного репертуара. Хочу отметить, что Раиса Гичаева снялась в фильме «Александра» всемирно известного режиссера Александра Сокурова. Много широко известных актеров снималось в этой киноленте, одна из которых оперная примадонна Галина Вишневская. Раиса Гичаева играла роль матери в этом фильме и, как всегда, была на высоте. Авторов фильма «Александра» совместно с главными исполнителями пригласили на международный Каннский кинофестиваль, где работа нашей знаменитой землячки была признана одной из лучших. Своим упорным трудом, сильным характером и незаурядным талантом Раиса Гичаева добилась мирового признания. И это радует, дает уверенность в завтрашнем дне не только Раисе Гичаевой, но и многочисленным поклонникам ее божественного таланта. И юбилей театра народная любимица встречает полная творческих сил и неуемной энергии, с немеркнущей любовью к театральной сцене и к своему народу.

Аза Газиева №211 (2144) 7 ноября 2013г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |