Вс, 29 сентября, 08:21 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Чеченская печь

Чеченская печь

20.11.2013 12:29

Я знаю, что многие чеченцы почти ничего не знают об истории чеченской печи, тем более, что слово «печь» в нашей лексике появилось в историческом плане не так уж давно.

Многому в нашей истории мы обязаны авлия, которые по воле Всевышнего появились в нашем обществе в конце 19 века. Благодаря этим святым наш народ смог сохранить наши обычаи и традиции, так как они были близки по духу, содержанию и требованиям канонам мусульманской религии. Ислам укрепил наши традиции, приличия и адаты, и этот факт, без сомнения, способствовал сохранению через века национальной идентичности чеченского народа.

Одним из просветителей, укреплявшим богобоязненность, уважение к пророкам, устазам, был авлия из Бачи-Юрта шейх Махма-хаджи Каратаев. В этом селе очень много его последователей, которые, несмотря на многие лишения и преследования коммунистами, сохранили о нем память и продолжают его почитать и продолжать его святое учение. Он покоится в зиярате на сельском кладбище Бачи-Юрта.

Это было летом в 1990 году, тогда я работал корреспондентом на Гостелерадио ЧИАССР. Я был направлен в Бачи-Юрт, чтобы осветить мероприятие, организованное местными жителями. Этот день я запомнил на всю жизнь, во-первых, познакомился с последователями почитаемого авлия, во вторых, благодаря бачиюртовцам, которые в знак уважения к своему односельчанину авлия Махме-хаджи Каратаеву сохранили в первозданном виде его дом. Больше всего меня удивила в этом доме товха (очаг), которую я увидел впервые в своей жизни. Я слышал когда-то, что раньше вместо печи у чеченцев была товха, на этот раз я воочию созерцал истинно чеченскую печку — очаг, который веками согревал сакли горцев. Однажды замечательный чеченский поэт Абдул-Хамид Хатуев (ныне покойный) в личной беседе заметил: «Знаешь, что чеченское слово «пеш» произошло от русского слова «печь», буква «ч» смягчилась и чеченцы по-своему называют печку — пеш». Я тогда был сильно удивлен: как это так, у моих предков не было печей, как они тогда согревали свои жилища, они же не могли жить в морозных помещениях? Естественно, печки были, но только они назывались товха и представляли собой простую, однако совершенно оригинальную конструкцию. Они многие века согревали помещения наших предков, в них же готовили и пищу.

Товха представляла собой овального типа геометрическое создание вдоль стены полукругом, почти до потолка сделанная в стене своего рода конусообразная как бы выемка, наверху она сужается в конце, чуть ниже потолка образуя проем для выхода дыма, вместо доселе знакомого нам дымоходной трубы (туьнталг). Снаружи был протянут железный штырь, примерно, на высоте полтора метра от пола и на этом штыре висела железная цепь, на этой цепи крепился котел. Вот так наши предки готовили себе горячую пищу. Железные топоры тогда были в дефиците или они стоили дорого. Наши предки через дверь затаскивали ствол дерева, и он постоянно горел, не затухая, согревая помещение. Вместо двери в дверном проеме висела шкура, на чеченском языке шкура называется не1. Поэтому до сих пор с тех незапамятных времен название двери у чеченцев означает шкура, т.е., не1.

До сих пор живут рассказы о том, что когда ствол дерева, догорая, полностью входил в помещение, все соседи собирались в гости и отмечали этот день как праздник, так как дверной проем шкурой плотно закрывался, и в доме было тепло. Этот ствол дерева, подпитываемый сухими ветками, почти половину зимы тлея, давал тепло в доме, не угасая.

Ну а после того, как Чечня стала составной частью Российской империи, чеченцы стали перенимать полезное, необходимое в быту у русских. Вот так с тех далеких времен вместе с печью слово «пеш» прочно вошло в нашу лексику. Хотя это русское слово вошло в чеченский язык, чеченцы на свой лад создали печку, которую назвали чеченской печью. Сначала наши предки их строили из самана, штукатурили, затем белили, получалась чеченская печка, которая не только согревала дом, но и украшала помещение.

Когда чеченцев депортировали в далекую Среднюю Азию, их обустроили в заброшенных полуразвалившихся домах. И обездоленным людям, чтобы выжить, приходилось придумывать, строить кое-как печки для обогрева помещения. Мой дед по материнской линии Ибрагим Арсанов (дала гечдойла цунна) был уважаемым человеком в Курчалое. Его отец Арса-Али был мюридом авлия Баматгири Митаева из Автуров. По его направлению он работал долгие годы кадием в Назрани и Яндаре в Ингушетии. После прихода к власти коммунистов в 1933 году по приговору «тройки» он был расстрелян. Так вот, сын известного богослова вместе со своей семьей оказался в 1944 году в пригороде Бишкека (тогда города Фрунзе). Ибрагим Арсанов первым из чеченцев смастерил из заброшенного бункера комбайна и из его листов печку. Впоследствии он многим чеченцам построит такие же печки. в дальнейшем чеченская печка получила название — нохчийн пеш, которое сохранилось до сих пор. После возвращения на родину Ибрагим Арсанов продолжит делать чеченские печки, и всю его долгую жизнь это станет его ремеслом и за ним закрепится уважительное прозвище – аьчганпхьар, т.е. кузнец. Впоследствии он усовершенствовал свое детище, даже украшал чеканкой. Делал он печки для отопления углем, затем газом. Сегодня его дело продолжают его потомки уже в четвертом поколении.

Да, слово «пеш», затем вместо «зока» — «куршка» (кружка), вместо «чийлик» — «ведар» (ведро), эти слова прочно вошли в лексику чеченского языка. И сегодня трудно кого-либо из чеченцев заставить вместо слова «куршка» сказать «зока» или «ведар» вместо «чийлик». Время диктует свои условия, вносит свои коррективы, это закон вечности. Время с нами в этом плане не советуется, таков неписанный закон природы. Сегодня железные печи распространены по всей Чечне, и они после возвращения чеченцев из ссылки долго согревали дома. Да и сегодня их в домах и на базаре можно увидеть, они продолжают служить людям. Только автор изобретения чеченской печки ушел в забвение, о нем не удосужились снять документальный фильм. хотя я все планировал, но откладывал по разным причинам. Дада прожил долгую жизнь, с восторгом рассказывал, как его по голове погладил великий авлия 1овда из Автуров, как его отец был его любимым мюридом. Он рассказывал много интересного, просто мы тогда, к сожалению, не обращали внимания. Его не стало в 2000 году, он прожил 96 лет, вот тогда мы и поняли, какого великого человека мы потеряли. Я никогда не слышал, чтобы он дома поднимал голос на кого-то, чтобы он с кем-то ссорился. Не знаю почему, но никогда ни один исследователь или историк не поднимал тему о чеченской печи, о товхе? Если бы кто-нибудь осознал важность этого изобретения, он запечатлел бы для потомков историю создания Ибрагимом Арсановым из Курчалоя чеченской печки, которую он сделал из железных листьев бункера комбайна. Эта печка спасла не одну чеченскую семью, когда в киргизских и казахских степях мерзли тысячи обреченных чеченцев. Необходимость сделала его мастером чеченской печки, он всю жизнь делал их, был известным мастером-аьчганпхьар, т.е. кузнец во всем районе. Он не знал, что такое лицензия, да и не смог бы просить деньги за свое изобретение, хотя по его чертежам многие мастера делают эти печки по сегодняшний день.

Вот такая история у чеченской железной печки. Если кому-то взбредет в голову написать о всех деталях этой печки, в Курчалое дело своего отца и деда продолжают по сегодняшний день сын Сайд-Хамзат, внуки и правнуки Ибрагима Арсанова. Одним словом, в их семье каждый умеет делать чеченскую печь и много чего расскажут о ее истории.

Интересно посмотреть железную чеченскую печку, которую впервые придумал и поставил на поток уроженец села Курчалой Ибрагим Арсанов, сын известного в Чечне богослова из тейпа айткхалло, который проповедовал ислам в Ингушетии. Он оставил о себе доброе имя и великое изобретение — нохчийн аьчган пеш — чеченская железная печь в оригинальной конструкции. Об этом не было известно широкому кругу читателей, надеюсь, что я восполнил еще один пробел из нашей истории.

К счастью, потомки и последователи авлия Каратаева сохранили его бывший дом. Правда, дом подвергся реконструкции: стены обложены морским камнем, товху хоть сохранили, только она отличается от оригинала, которую я видел в начале 90-х. Тем не менее, честь и хвала всем тем, которые до наших дней сохранили дом, где жил авлия, сохранили яму, в которой он жил несколько лет, отказавшись от всех земных благ ради Всевышнего, изучая калам.

Анзор Давлетукаев №220-221 (2154) 20 ноября 2013г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |