Сб, 23 ноября, 20:57 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » «Мы созданы не для войны, а для любви»

«Мы созданы не для войны, а для любви»

03.12.2013 15:17

Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 года в Туле, в семье, не связанной с киноискусством. Папа был научным сотрудником Главного управления метеослужбы, а мама работала в архиве.

После школы поступила на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, принимала участие в самодеятельности — играла в студенческом театре, окончив вуз, поступила в школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

Дебют в кино состоялся в 1955 году, в фильме Сергея Юткевича «Отелло». «Я была студенткой, и у нас начались выпускные экзамены, — рассказывает Ирина Константиновна, — и ассистент режиссера пришел на экзамен, и меня пригласили на маленькую роль Бьянки. Сделали фотосессию. Юткевич искал актрису на роль Дездемоны, никак не мог подобрать. Он увидел мою фотографию и сказал: «Приведите эту девочку». Меня привели, сделали пробу. Но, чтобы утвердили на главную роль, нужно было пройти три комиссии, три «сита»: худсовет съемочной группы, худсовет Мосфильма и худсовет Министерства культуры. я все прошла, и меня утвердили на роль Дездемоны».

Картина была удостоена премии Каннского кинофестиваля, дипломов и призов на других международных кинонофестивалях. В Каннах Ирина Скобцева удостоилась звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

С Сергеем Бондарчуком Ирина познакомилась за два года до съемок «Отелло», будучи студенткой школы-студии МХАТ. «Мы с Сергеем Бондарчуком встретились случайно, на троллейбусной остановке около студии им. Горького. Всю дорогу ехали вместе в переполненном троллейбусе, а нужно было ехать до остановки «Площадь восстания». Он ехал в театр киноактера на спектакль, я — домой. Мой дом стоял рядом с театром киноактера, только садик нас разделял. Я ехала и боялась мысли, что он думает, будто я специально езжу этим маршрутом, чтобы встретиться с ним. И на остановке я закричала: «Ой, вот мой дом!» и выскочила из троллейбуса прямо под колеса проезжающей машины. Слава Богу, все обошлось. Вот так и возникла между нами невидимая вольтовая дуга. Время шло, но жить друг без друга мы уже не могли».

Поженились они в 1959 году.

После фильма «Отелло» Ирина Скобцева воспринималась зрителями прежде всего как лирическая героиня. Сама же актриса мечтала о характерных ролях и в 1956 году сыграла Киру в экранизации пьесы Леонида Леонова «Обыкновенный человек», а в 1957 — Клавдию Николаевну в «Неповторимой весне».

Знаковой для актрисы стала роль Элен Безуховой в киноэпопее С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965-1967). Элен явилась в фильме во всем своем ослепительном, но холодном великолепии: всегда одинаковая, ничего не выражающая и равно всем адресованная улыбка, красота, лишенная духовности, составляющая одно целое с платьем.

Ирина Скобцева сыграла в кино более 80 ролей — главных и эпизодических, отличающихся одна от другой и по характерам героинь, и по эпохам.

С 1957 года — актриса Театра-студии киноактёра; с 1971 года — педагог актёрского мастерства во ВГИКе (мастерская С.Ф. Бондарчука), с 1977 года — доцент.

Недавно страна отметила День матери. В Чеченской Республике — это один из наиболее почитаемых и любимых праздников. Ведь только мама умеет любить такой искренней, сердечной любовью, с которой не может сравниться ни одно чувство. В канун такого дня нам удалось встретиться с замечательной актрисой, обаятельной женщиной, народной артисткой России, президентом Международного фестиваля военно-патриотического фильма им. С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж», мамой известного мастера кино Федора Бондарчука Ириной Константиновной Скобцевой-Бондарчук.

– Ирина Константиновна, насколько нам известно, некоторый период истории Вашей семьи связан с Чечней. Это так?

– Нашу семью связывают с Грозным очень давние связи. В советские годы Сергей Бондарчук был депутатом Верховного совета ЧИАССР. Каждый раз, приезжая туда, Сергей Федорович ощущал прилив новых сил – Кавказ есть Кавказ. Рассказывал, что всегда был окружен теплотой и заботой людей. Много положительных воспоминаний осталось у меня о том времени. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить от себя и от имени семьи Главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова за то, что почтил своим присутствием премьеру фильма «Сталинград», для нас это было очень ценно. Рамзану Ахматовичу фильм понравился, он даже сказал, что хотел бы создать подобную картину о Чечне. И это очень хорошая идея, ведь фильм Федора рассказывает о том, что все люди созданы Богом, и созданы не для войны, а для любви.

– Картина «Сталинград» масштабна, раскрывает для зрителя новые стороны Великой Отечественной войны. Наверно, сложно расширять рамки привычного в кино…

– Каждая картина Сергея Бондарчука делалась очень долго, годами. Фильм «Война и мир», к примеру, снимался шесть лет. Художник ждет выхода фильма, как рождения ребенка, ждет, радуется, волнуется. О таланте режиссера можно судить по второму фильму, первая – презентация творчества, а вторая рассматривается уже как осмысленный взгляд взрослого творческого человека на то, что он делает. А фильм «Сталинград» я сравниваю с полетом Юрия Гагарина в космос. То, что сделал Федя для кинематографа нашей страны, для общества, подобно полету в космос, и я говорю не о технических возможностях, использованных в съемках картины, а по мироощущению. Мы сейчас так погрязли в сюжетах «саша-маша-любовь», где непонятно, кто герой, кто не герой… Это все равно, что печь одинаковые блины и складывать их друг на друга, одно и то же. А в этой картине есть все: символы – немец и русский убивают друг друга, и в последнюю минуту – последний вздох, и оба падают на плечо друг другу, символ того, что в войне нет национальности. Есть там и метафоры, то, что человек должен воспринимать эмоционально, что дает пищу подумать о том, как мы живем, кто мы такие, что земля такая маленькая, война может погубить ее, тем более современным сверхмощным оружием. И фильм говорит – задумайтесь люди, один защищает Родину, другой пришел как враг. подумай, человек, задайся вопросом – нужны ли войны земле? И мне кажется, что эта картина – предупреждение человеку. В Евангелии сказано: «Уходит поколение, род, новое поколение приходит, а земля остается извечно». К сожалению, сейчас земля волнуется. Цунами, землетрясения, наводнения, засуха… Земля, мне кажется, протестует, она не хочет войн, предупреждает, что дальше так жить нельзя, и она отторгает нас. А «Сталинград» – предупреждение человека-художника посредством образов. Кроме того, этот фильм – память о людях, которые воевали и ушли от нас. Словом, апокалипсис войны. Там есть и евангельские мотивы. Первый кадр, когда солдатики идут по воде «аки по суше», как святые апостолы. Может быть, кто-то это заметит, а кто-то – нет. И знаешь, что важнее всего? То, что люди оторвались от своих дел и пошли смотреть этот фильм. Может, кому-то нравится, кому-то – нет, главное – фильм вызвал столько эмоций. Сейчас в фильмах герой у нас кто? Это бандиты, и сюжеты похожи один на другой, бесконечные сериалы. А тут люди посмотрели и задумались.

– Как задумывался фильм? Федор долго шел к нему?

– Сценарий долго писался. Когда в фильме «9-я рота» он написал «посвящается отцу», некоторые язвительно заметили, что он опирается на имя и авторитет отца. Это штамп. У нас много талантливых детей, чьи родители сделали огромный вклад в советское и российское кино. А Федя – поздний ребенок, рано потерял отца, и когда шло его становление как художника, ему не хватало Сергея Федоровича. Ведь Бондарчук-старший – уникальный человек, земля временами делает выбросы таких гениев, хотя и он был окутан враждебностью своих коллег-кинематографистов. Федя – человек нового поколения, и ему современными методами захотелось передать свое видение войны с фашизмом.

– Какой Федор в жизни – романтик, человек ранимый или достаточно жесткий?

– Он очень скромный и «рукастый» человек. Ему постоянно хочется строить, наводить порядок. Феде нравится созидать. И инструмент его слушается, и смастерить может. Я вот наблюдаю, как ваш Глава республики Рамзан Кадыров быстрыми темпами восстанавливает республику, столько делает для ее жителей и понимаю, что роднит их с Федей. Насколько я могу судить, с какой охотой мой сын едет в Чечню, их связывают дружеские отношения, и Федю там хорошо принимают. Очень теплые отношения у нас с Русланом Байсаровым. Когда-то у Феди был тяжелый период, и Руслан помог ему, он часто бывает у нас. Как-то привез мне женский платок, который я с удовольствием надеваю, говорю ему: «Я – твоя русская мама и хочу познакомиться с твоей чеченской мамой». А он смеется…

– Хотели бы приехать в Чечню?

– Да, очень хотела. Мне интересно, там такая красивая природа, наверняка, воздух бесподобный. Хотела бы мечеть «Сердце Чечни» посмотреть. Я очень уважаю вашего Главу, мне он представляется совершенно земным человеком, и нет в нем чванства. Может и лопату в руки взять, и мастерок – по телевизору видела. Посмотрела бы, как у вас дела в кинематографе, может, и помогла бы чем-нибудь. Я рада за Чеченскую Республику и ее жителей, успехам Рамзана Ахматовича и желаю вам мира, добра и любви!

Иса Закриев №230 (2163) 3 декабря 2013г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |