Главная » НОВОСТИ » Он был поэтом, гражданином
Он был поэтом, гражданином
23.12.2013 14:36
Каждый раз, когда вспоминаешь Магомета Мамакаева — писателя, поэта, одного из основоположников чеченской литературы, замечательного сына своего народа, олицетворявшего собой истинного чеченца, патриота нации — становится неимоверно больно и обидно, что так мало, всего неполных 63 года, было отмерено ему в этой жизни.
В предисловии к своему роману «Мюрид революции» М. Мамакаев писал: «Я старался создать книгу о человеке, который ярко взлетел на короткое время и горел, словно падающая звезда. Да, он действительно сгорел, но не упал. Он остался жить в сердцах потомков, как пример замечательной жизни, отданной народу». Эти слова смело можно отнести и к самому автору. Он, как и его герой, ярко взлетел ввысь, осветил небосклон и навсегда остался гореть немеркнущей звездой.
Умирая, пою не о смерти,
Умирая, о жизни пою…
Может, завтра на гулком рассвете
Вы услышите песню мою, – завещал М. Мамакаев поколениям. Он услышан – народ помнит и с достоинством ценит его вклад в литературу и историю чеченского народа!
Трудно представить себе чеченскую литературу без имени Магомета Мамакаева. Впервые о чеченской литературе широкому читателю, в том числе и за пределами республики, стало известно по произведениям М. Мамакаева «Пишу стихи с единственным желанием, чтобы они помогли добрым людям в беде и усталости, чтобы они поднимали их сердца на подвиг и звали к хорошим и добрым делам», – говорил о своем творчестве М. Мамакаев. И действительно, его поэзия многогранна, она берет за душу, притягивает и приковывает к себе глубиной мысли, задевает самые сокровенные струны читателей. А всестороннее знание жизни, философское понимание психологии человека в сложнейших жизненных ситуациях позволили писателю создать такие литературные шедевры, как романы «Мюрид революции» и «Зелимхан». Его имя стоит рядом со многими именами писателей и поэтов Северного Кавказа и не только…
Такая известность писателем завоевана упорным трудом. Путь к вершине славы был трудным, а порой очень жестоким.
Родился М. Мамакаев 16 декабря 1910 года в селе Ачхой-Мартан.
Земля родная – берега Мартана,
Ведь ты такая ж, как везде земля,
Лежишь на стебле рыжего бурьяна
Обычной пылью серою пыля.
Но в смене лет веселых и
печальных
Все лучезарней мне твои края,
Земля моих шагов
первоначальных,
Земля Мартана – родина моя
И шум реки, теперь такой
напевный,
И купол неба, вечно голубой…
И все же ты была любовью
первой,
И все же ты – последняя любовь.
Так пишет поэт о своей малой родине и о своей любви к месту, где родился, и прошли его детские годы, и куда он всегда возвращался до конца дней своих. И сегодня этот маленький домик, словно сохраняя память о великой личности, стоит на берегу речки. Здесь хранятся личные вещи писателя, его рукой перевязанные и подписанные папочки с письмами, перепиской с друзьями и коллегами по перу.
С малых лет познал Магомет жизненные тяготы. Но судьба уготовила ему стать в своей Отчизне настоящим гражданином и завоевать всеобщее признание чеченского народа. Будущий писатель очень рано пристрастился к чтению. Не по годам серьезный и наблюдательный, он творчески осмысливал жизнь. Все свои переживания и впечатления переносил на бумагу. Еще в школьные годы он начинает пробовать писать стихи, а в шестнадцать лет появляется первая его публикация. Будущий поэт и писатель сразу определяет близкие по своему духу и характеру темы: дружба, патриотизм, история родного края, прошлое и настоящее своего народа. И все герои, начиная с ранних произведений, – это духовно богатые, нравственно чистые и сильные личности.
Большое значение в становлении будущего поэта и писателя имела его дружба с основоположником чеченской литературы С. Бадуевым. Ему посчастливилось жить и творить рядом и вместе с прекрасными личностями, корифеями чеченской литературы – А. Дудаев, А. Мамакаев, Ш. Айсханов, М-С. Гадаев, Н. Музаев, Б. Саидов, М. Мусаев. Под влиянием творчества этих писателей оттачивалось мастерство и обогащалось вдохновение М. Мамакаева. Первое стихотворение «Зелимхан» им написано в шестнадцать лет, а уже через два года, в 1928 году, автор пишет первую героико-историческую поэму в чеченской литературе «Кровавые горы». Поэма, посвященная освободительному движению горцев Кавказа, приносит молодому поэту широкую известность. Она обогатила чеченскую литературу новым для нее жанром – может, это и послужило столь высокой оценке данного произведения. Вслед за первой поэмой последовали «Сестра семи витязей», «Разговор с матерью». Стихи и поэмы молодого писателя регулярно начинают печататься на страницах республиканских газет и журналов. Автор становится в один ряд с известными писателями и поэтами республики.
В 1926 году по направлению бюро Чеченского ВКП (б) М. Мамакаев уезжает учиться в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока. В эти и в последующие годы в этом учебном заведении учились многие видные политические деятели, будущие писатели, поэты нашей республики. Здесь готовились основные кадровые работники, и учиться посылали сюда исключительно по направлениям. Это была своеобразная кузница грамотных кадров.
В 1928-30 годах М. Мамакаев имел встречи с родоначальником советской литературы М. Горьким, с автором «Железного потока» А. Серафимовичем, поэтом Э. Багрицким и другими писателями. Он был делегатом I Съезда советских писателей, где было положено начало постоянным литературным связям, особенно между писателями, пишущими на разных языках народов нашей страны. В эти годы, ясно осознавая свою задачу – «идти по сложной дороге жизни, каждый свой шаг, соизмеряя с ее потребностями и запросами», автор восклицает:
«Шел я с народом дорогой одною,
Шел, не жалея для Родины сил».
Вернувшись после учебы в республику, М. Мамакаев занимает ответственные должности в партийных и советских органах тогдашней Чечено-Ингушетии. Был прокурором Чеченской автономной области, редактировал первую чеченскую газету «Серло», являлся заместителем редактора газеты «Грозненский рабочий», работал в чеченском обкоме ВКП (б), директором научно-исследовательского института языка, литературы и истории, избирался председателем Союза писателей республики, редактировал газету «Ленинский путь». Но писать при этом не переставал никогда.
Первый поэтический сборник стихов М. Мамакаева вышел в 1930 году, второй – в 1932. После этого его произведения начинают периодически издаваться и переиздаваться. На протяжении своего большого, более чем сорокалетнего творческого пути, поэт остался верен юношескому кредо. Об этом свидетельствуют его многочисленные стихи и поэмы. «Стихи М. Мамакаева являются поэтическим переложением его жизни. Это жизнь и поэзия. Отсюда вытекает и конкретность в его стихах, которая, не заслоняя основной идеи автора, приобретает подлинную художественную ценность…
Стихи М. Мамакаева напоминают поэтический рассказ автора о себе и своем поколении. Это хорошо чувствуется в таких поэмах и стихах, как «Разговор с матерью», «Песнь о бесстрашных», «Дружба», «Пусть было злое лихолетье», «Мы смело спорили…», «Зима» и другие, – писал Ю.А. Айдаев в сборнике «От эпической песни до эпопеи».
Особый интерес представляет стихотворение М. Мамакаева «На смерть Асланбека». Не случайно оно привлекло внимание Эдуарда Багрицкого, поэта с сильной романтической тенденцией: «Это произведение воспроизводит трагический эпизод гражданской войны – гибель командира красной чеченской конницы Асланбека Шерипова, а также отражает страстный порыв к победе его соратников. Гражданская война, как и Великая Отечественная, породили в советской поэзии романтические произведения о патриотическом подвиге в бою, раскрывающем нравственную красоту человека. Таково и стихотворение М. Мамакаева. Реальный Асланбек Шерипов – это юноша, воин героического характера, великолепный оратор и человек беспредельного воинского мужеств», – так писал о стихотворении М. Мамакаева Борис Виноградов, литературный критик, долгие годы живший и творивший в Чечено-Ингушетии.
Но в самом расцвете творчество писателя внезапно обрывается. Его перестали публиковать, с полок исчезли стихи и поэмы. Как и многие интеллигенты того времени, М. Мамакаев подвергся жестоким репрессиям и на долгие 16 лет оказался в лагере на Крайнем Севере. Но и здесь он не пал духом. Мужественно и стойко переносил все тяготы лагерной жизни. В заключении он, чтобы чем-то быть полезным окружающим, оканчивает медицинские курсы, лечит больных. Об этом периоде его жизни, его мужестве ходили легенды, слагались песни. Писать не переставал даже в этих условиях. Когда вышел из тюрьмы на поселение, создал литературное объединение, сотрудничал в газете «Коммунист Заполярья».
В рассказах «Кристальная душа», «Полярная ночь», «Лед тронулся» и других герои – простые люди, незаметно для себя совершают героические подвиги. В этих произведениях автор отразил свою жизнь в лагерный период.
За свою творческую жизнь писателем издано свыше 40 книг прозы, поэзии, публицистики на чеченском и русском языках. Многие стихи М. Мамакаева переложены на музыку и стали любимыми песнями в народе. По его утверждению, он никогда не работал специально над песнями с композитором. Просто писал такие стихи, которые невозможно не запеть.
В последнее десятилетие своей жизни М. Мамакаев больше обращается к художественной прозе — а именно пишет рассказы. Тематика их очень разнообразна, но все они воспевают мужество, дружбу, взаимопомощь. Он создает образы чеченцев, русских, казахов, эвенков. Это такие рассказы, как «На речке», «Камень красавицы», «С тех пор», «Тайна» и другие. Но, пожалуй, самую высокую известность М. Мамакаеву принесли его романы «Мюрид революции» и появившийся следом «Зелимхан». Эти крупные произведения стали свидетельством разносторонности таланта писателя. На страницах романов автор вывел образы мужественных личностей, их беззаветную деятельность во имя торжества свободы чеченского народа.
М. Мамакаев уважительно относился к людям любой национальности, умел дружить и ценить дружбу. У него было много друзей среди писателей. Об этом говорят книги с дарственными надписями, которые при жизни были ему подарены. Он переписывался, был лично знаком со многими общественными деятелями по всей стране и за рубежом.
Вот что пишет известный осетинский поэт нашему земляку: «Старшему брату, одному из прославленных «маршалов восточной поэзии Магомету Мамакаеву от «ефрейтора» осетинской литературы Муртазова». Кайсын Кулиев – «Мужественному горцу, классику чеченской поэзии с сердечной дружбой»; Сергей Баруздин – «Дорогому другу и собрату по перу»; Керимзо Жанэ – «Ведущему чеченскому поэту и человеку прекрасной души Магомету Мамакаеву в знак глубокого уважения. Пусть эта маленькая книжка напомнит о нашей большой дружбе». Особенно он дорожил встречами и дружбой с писателями-классиками: М. Шолоховым, В. Маяковским, А. Фадеевым.
Благодаря переводам А. Твардовского, Э. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Передреева, Н. Гребнева, Н. Асанова произведения М. Мамакаева стали доступны широкому читателю за пределами нашей республики.
Известный поэт и переводчик его стихов А. Передреев писал о нем:
«Слышу гул долины Терской
Я издалека…
Прижимаю руку к сердцу —
Вот моя рука!
Слышу голос Магомета,
Слышу в этот час
Не пророка, но поэта
Твоего, Кавказ!
Он твоим долинам служит
И твоим горам…».
В августе 1973 года оборвалась жизнь писателя. Много замыслов осталось неосуществленными, в черновых набросках… Поэзия М. Мамакаева составила целую эпоху в чеченской литературе, во многом определила пути дальнейшего её развития.
В 1990 году в Москве в Колонном зале Дома союзов в торжественной обстановке отметили 80-летие выдающегося чеченского писателя. Его помнят и любят, и, несомненно, его произведения будут вечны и каждое новое поколение с благодарностью и любовью будет произносить имя Магомета Мамакаева.
Все, кто однажды виделся с М. Мамакаевым при жизни, был лично с ним знаком, навсегда запомнили, наверное, этого мужественного, принципиального, волевого человека. Он был высокого роста, крупного телосложения, из-под черных густых бровей светились умные, прозорливые глаза. Говорил всегда размеренно, четко, отточенными словами.
Слишком мало времени было ему отведено в земной жизни. Не успел он всего сказать, написать. Но в памяти народа остался как один из верных сынов своего народа.
Похоронен М. Мамакаев на краю села Ачхой-Мартан. Каждый раз, бывая на этом кладбище, я обязательно подхожу к его могиле и читаю на памятнике слова:
«Т1аьххьарчу новкъа а ваьлла,
хьайга ас кхо аьрша йоьхуш,
доьху ас, хилала-хь, латта,
г1а, зезаг даржадай, доьлуш».
Магомет Мамакаев оставил нам завещание:
«Когда меня схоронят, возведя
Могильный холм в безмолвии
долинном,
Пусть скажет путник, мимо
проходя:
– Он был в своей Отчизне
Гражданином».
Поэтом и гражданином мы
его помним!
Малика Абалаева №243 (2176) 20 декабрь 2013г.
«Вести республики»
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста