Сб, 23 ноября, 20:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Легенды Кавказа

Легенды Кавказа

23.12.2013 14:39

Кавказ живет в легендах и сказаниях. Именно к Кавказским горам был прикован Прометей, долгой и опасной дорогой добирались за «золотым руном» аргонавты.

Да и вообще, человек, однажды посетивший этот удивительный край, жаждет встретиться с ним еще и еще раз. Эта тяга живет в легендах и сказаниях во всех населяющих его народах и уходит в глубины всего человечества.

И мы, нынешние жители Кавказа, его автохтоны, стремимся проникнуть в его историю… «Открывая себя, мы открываем мир» – эти слова не случайно явились девизом передвижного музейно-выставочного проекта Национального музея Северной Осетии, который дает возможность языком уникальных артефактов из фондов нашего древнего, можно сказать, хранилища рассказать о культуре, образе жизни и истории нашего края. Проект «Легенды Кавказа» охватывает огромный исторический период от эпохи древней бронзы (III тысячелетие до нашей эры) и по день сегодняшний.

Обращение министра культуры и массовых коммуникаций к жителям Чеченской Республики, где проходит выставка «Легенды Кавказа»

Уважаемые друзья!

Благодарю вас за проявленный интерес к культуре Республики Северная Осетия-Алания. Уверена, что вы по достоинству сможете оценить богатейшее историко-культурное наследие осетинского народа, бережно хранящееся в фондах Национального музея РСО-Алания и представленное в рамках межрегионального передвижного выставочного проекта «Легенды Кавказа».

Своеобразным и поистине «живым» подтверждением древней истории народов Кавказа станет демонстрация уникальных исторических, археологических и этнографических артефактов предложенной вашему вниманию музейной экспозиции.

Думается, что в непростых современных условиях подобные творческие проекты, направленные на популяризацию культурного наследия народов Северного Кавказа, могут и должны оказывать позитивное влияние на его имидж как региона с уникальной историей, самобытной культурой и традициями. Именно такими музейными выставками сфера культуры способна активно противостоять экстремизму, явлениям национальной и религиозной исключительности. Ведь культура является важным стратегическим ресурсом укрепления межнационального мира и согласия в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

Приятного и полезного вам просмотра!

Ф.С. Хабалова,

министр культуры и массовых

коммуникаций РСО-А

* * *

В музее, в проекте «Легенды Кавказа», обширная коллекция экспонатов разряда кобанской культуры, свидетельствующая, что кобанские мастера достигли выдающихся успехов в производстве металлических изделий, а также гончарном и ткацком деле, обработке кости и камня.

Кобанская бронза поражает совершенством форм и разнообразием ремесленных технологий (литье, гравировка, инкрустация). Знаменитые кобанские парадно-боевые топоры, копья и кинжалы дают представление о типичном кобанском оружии. Художественным совершенством и идеальностью форм удивляет мелкая пластика (литые фигурки людей и животных), а также элементы костюма и украшения (поясные пряжки, накосники, браслеты, привески). Для украшения своих изделий кобанцы использовали геометрический орнамент и изображения животных (лошадей, оленей, собак, рыб и змей). Особенно часто в кобанской графике встречается узор из усложненной свастики. Уже на рубеже II и I тысячелетий до н.э. кобанцы знакомятся с железом.

Включенные в каталог изделия кобанского периода поступили в Национальный музей РСО-А в разные годы. Один из самых загадочных предметов коллекции кобанского периода является «Голова идола» (случайная находка в окрестностях высокогорного селения Нар в 1913 году).

Большой комплекс археологических находок происходит из с. Донифарс (раскопки А.П. Мошинского).

В VIII-VII вв. до н.э. на Предкавказской равнине сложился сильный племенной союз иранских кочевников – скифов. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта, в том числе территорию современной Осетии и прилегающие к ней земли, населенные кобанскими племенами.

Под влиянием широких контактов с народами Кавказа и Передней Азии сложилась классическая скифская культура. Легкость, с которой скифы вступали в тесное взаимодействие с кобанцами и проникали на их территорию, доказывает индоевропейское происхождение кобанцев.

В III-II вв. до н.э. Европейская Скифия была завоевана сарматами – одним из скифских народов, ближайшим родственником и соседом Европейской Скифии, которая стала называться Сарматией.

Выход скифо-сарматов на арену мировой истории был подготовлен освоением железной металлургии, кочевого скотоводства и выдающимися достижениями в военном деле, что определило престижное место оружейного искусства в культуре северных иранцев. Меч, верно служивший в бою, являлся символом доблести и духовной силы. Не случайно мифологические связи меча и судьбы воина – характерный мотив монументальной осетинской эпопеи о героях – нартах.

* * *

В каталог выставки «Легенды Кавказа» вошли великолепные образцы скифского оружия: мечи-акинаки, железные наконечники стрел, скифо-сарматские псалии в форме фантастического животного, бронзовые зеркала (I тыс. до н.э.), а также образцы характерной сарматской керамики.

На рубеже новой эры скифо-сарматы Юго-Восточной Европы и Кавказа приняли единое имя – аланы. Для современников создания нового политического объединения было ясно, что «аланы» – это самоназвание близкородственных скифо-сарматских племен, выступавших ранее под разными названиями.

По словам римского историка Аммиана Марцелиана, «с течением времени они приняли одно имя, и теперь все вообще называются аланами».

С созданием аланского объединения прекратились войны между отдельными областями, что собствовало образованию городов.

На территории современной Осетии расположено несколько крупных городищ, которые выросли на путях международной торговли в I-IV вв. (Зилгинское, Владикавказское, Брутское и дургие).

Аланы Кавказа жили оседло, занимались пашенным земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Существовало разделение труда между рядовым населением, занятым в хозяйстве, и аристократией, которая сосредоточила в своих руках военное дело и управление. Все факты упоминания алан в исторических хрониках говорят о них как о серьезной политической силе. Царям Алании служила военная знать. На первые века аланской истории пришелся расцвет знаменитой кавалерии катафрактариев.

В последней трети IV в. в северные области Алании вторгаются гунны, чье движение из Центральной Азии открыло эпоху Великого переселения народов. В конце IV-V вв. часть алан, подхваченная Великим переселением, прошла через всю Европу до Испании и Северной Африки.

Все это также нашло отражение в музейных экспонатах. Представленные в каталоге произведения аланских мастеров являются живым наследием кобанской культуры. Вызывают восторг редкие по красоте начельники и бляхи конского убора, элементы конской узды, обнаруженные в катакомбах Даргавса (VIII-IХ вв., раскопки Р. Дзаттиати), а также мужские поясные наборы из грунтовых могильников с. Тарского (раскопки Э.С. Кантемирова).

Расцвет Кавказской Алании прекрасно иллюстрируют материалы знаменитого Змейского могильника Х-ХII веков (раскопки Е.И. Крупнова и В.А. Кузнецова). Конские сбруи, декоративные детали одежды, женские украшения демонстрируют достижения ювелиров, применявших технику чеканки, литья, гравировки, тиснения с использованием разных материалов (золото, серебро, бронза). А образцы гончарного производства алан подтверждают преемственность и сохранение традиций скифо-сарматской культуры.

Алания-Осетия пережила тяжелые последствия ХIII-ХIV вв. после разгрома, учиненного сначала татаро-монголами, а затем от губительного нашествия орд Тамерлана.

«Кавказ – бесценный по богатству и разнообразию музей этнографических, археологических и естественноисторических сокровищ всякого рода», – писал в конце ХIХ века известный русский писатель-путешественник, этнограф Евгений Марков («Очерки Кавказа»). Хотелось бы добавить, что Кавказ – это большой, сияющий снежными гранями бриллиант, каждая из которого – это самобытная культура народов, населяющих его с древних времен.

Олег Джургаев №243 (2176) 20 декабрь 2013г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |