Вс, 29 сентября, 02:19 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Первый на Эльбе

Первый на Эльбе

29.04.2014 12:24

5 мая, в ходе встречи союзных войск на Эльбе, генерал Болинг прикрепил к груди М. Висаитова одну из высших наград соединенных Штатов — орден «Легион чести»

Боевое крещение

Мавлид Висаитов родился 13 мая 1914 года, от брака Магомеда Висаитова с Кесерт Ибрагимовой из Нижнего Наура. В этом году ему исполнилось бы 100 лет. Окончил школу в родном селе и в 1932 году решил поступить в Краснодарскую кавалерийскую военную школу. Но ему еще не было 18 лет, и военком отказал Мавлиду. Вторая просьба тоже оказалась неудачной, после чего Висаитов в Нижненаурском сельском совете добился справки, в которой дата его рождения была изменена на 1913 год, и отчество Магомедович переделано в Алероевич. С этой справкой Мавлид Висаитов в третий раз пошел к военкому добиваться направления в военную школу. Тот, узнав его и ознакомившись со справкой, сказал:

– Молодец! Своим упорством ты достигнешь успеха в жизни.

И принял у молодого, целеустремленного парня документы. Так Мавлид Висаитов наконец-таки поступил в трехгодичную Краснодарскую кавалерийскую школу, которую успешно окончил в 1935 году, в звании лейтенанта. Затем служил в одном из полков имени Совнаркома Украинской ССР, Крымской кавалерийской дивизии. В 1940 году, получив звание старшего лейтенанта, М. Висаитов командует эскадроном на Западной Украине. В том же году, в городе Львове он провел строевой смотр перед наркомом обороны, маршалом Советского Союза С. Тимошенко, которому, салютуя шашкой, отдал рапорт. Последний высоко оценил боевую и политическую подготовку подразделения, и Мавлид Алероевич был досрочно удостоен звания капитана и направлен на шестимесячные курсы усовершенствования командного состава.

Накануне начала Великой Отечественной войны кадровый офицер Мавлид Висаитов служил на западной границе Советского Союза, в районе реки Равы-Русской. В ночь на 22 июня 1941 года он был разбужен бомбовыми взрывами в предрассветный час. Уже в 6 часов утра, 22 июня 1941 года эскадрон Висаитова вступил в первый бой с немцами в трех километрах восточнее Равы-Русской и с помощью других подразделений своего 34-го кавалерийского полка под командованием Павла Порфирьевича Брикеля обратил фашистов в бегство. Но от вероломного нападения превосходящих сил противника не подготовленная к такому внезапному началу войны 3-я Бессарабская дивизия, в которую входил 34-й кавполк, вынуждена была отступить. В ходе отступления Мавлид участвует в боях за Киев. В одном из сражений в районе городков Болкуны и Таращенск М. Висаитов получает первое ранение. До конца августа он проходит лечение в госпитале города снежное в Донбассе.

После излечения офицер-кавалерист был назначен командиром разведывательного батальона 206-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Горшкова. 19 сентября 1941 года в районе Борисполя 206-я дивизия понесла большие потери и перестала существовать. Из этого соединения уцелело всего около двухсот бойцов, которых капитан Висаитов вывел в Донбасс. Отсюда Висаитова направили к Азовскому морю, где зимой в районе рыболовецкого колхоза «Морской чулок» он был тяжело ранен и обморозил руку. Попал в госпиталь под Ростовом-на-Дону, откуда был переведен в Пятигорск. 29 декабря 1941 года Мавлид Алероевич Висаитов награждается орденом Красного Знамени.

Комполка

После выздоровления М. Висаитов направляется в ЧИАССР, где в начале 1942 года формировалась отдельная Чечено-Ингушская 114-я кавалерийская дивизия. Однако эта дивизия просуществовала недолго: ее расформировали. На базе бывшей 114-й были укомплектованы отдельный кавалерийский дивизион и добровольческий отдельный 255-й Чечено-Ингушский кавалерийский полк, начальником штаба которого был назначен Мавлид Алероевич. Затем, спустя два месяца Висаитов становится командиром полка и в составе 51-й армии Сталинградского фронта участвует в Сталинградской битве. За отличие в боях 6 ноября 1943 года его награждают орденом Красной Звезды.

После разгрома фашистских войск под Сталинградом Мавлид Алероевич назначается помощником инспектора по кавалерии Управления 4-го Украинского фронта. В 1944 году Висаитов снова стал командиром полка под руководством Павла Брикеля. Последний в то время командовал 6-й гвардейской кавалерийской дивизией.

В том же году Мавлид получил звание подполковника. В должности командира 28-го кавалерийского полка подполковник М. Висаитов дошел до Эльбы.

17 февраля 1945 года Висаитов получил орден Суворова 3-й степени. 2 мая 1945 года 28-й кавалерийский полк Мавлида Алероевича первым из состава 2-го Белорусского фронта вышел к реке Эльбе. В тот же день, в 10 часов утра, Висаитов и командующий дивизией генерал Павел Порфирьевич Брикель встречались с руководством союзных американских войск. Среди них были командир 84-й пехотной дивизии союзников, генерал-майор Болинг и начальник штаба корпуса полковник Трумэн, кузен президента США Гарри Трумэна.

Герой

5 мая, в ходе встречи союзных войск на Эльбе, генерал Болинг прикрепил к груди Висаитова высший орден Соединенных Штатов «Легион чести». 3 мая 1945 года командир 6-й гвардейской кавалерийской Гродненской дивизии, гвардии генерал-майор П. Брикель представил М.А. Висаитова к званию Героя Советского Союза. Ниже приводим полный текст из его наградного листа: «В период успешного наступления дивизии с 27 апреля 1945 года полк под командованием тов. Висаитова со средствами усиления действовал в авангарде дивизии, имея задачу прорвать оборону противника на рубеже Алимбомюле-Альтбрехсталь, овладеть Хаммельшпринг, г: Райнсберг и выйти на реку Эльба.

Противник, используя лесисто-болотистую местность и узкие дефиле межъозерья, на пути действия полка построил оборону, состоящую из окопов полного профиля, противотанковых рвов, надолбов и лесных завалов, пытаясь этим самым задержать наступление авангарда дивизии. Полк под командованием тов. Висаитова при поддержке танкового и артиллерийского полков дивизии, прорвав оборону, разгромил усиленный пехотный полк противника и умело организовал преследование отходящего противника, не давая последнему закрепиться на заранее подготовленных промежуточных оборонительных рубежах.

Полк, ведя тяжёлые наступательные бои в лесисто-болотистой местности, овладел Хаммельшпринг, вышел во фланг и тыл противнику в город Темплин. Противник, почувствовав угрозу окружения, поспешно начал отход, этим самым полк содействовал мотострелковым частям в овладении гор. Темплин. Продолжая дальнейшее наступление, на своём пути форсировав четыре водных преграды, тов. Висаитов принял дерзкое и смелое решение – с ходу овладеть городом Райнсберг. Быстрым броском подразделения полка подошли к окраинам города, не теряя времени и не дав опомниться противнику, который пытался использовать город для круговой обороны, тов. Висаитов повёл полк на штурм города. В результате проведённого дерзкого, смелого и расчётливого решения тов. Висаитова, город Райнсберг был взят с минимальными потерями в живой силе.

В район города Райнсберг противник бросил резерв – свыше двух батальонов пехоты при поддержке танков и контратаковал полк. Тов. Висаитов организовал отражение сильных контратак противника, истрепав живую силу и технику последних, полк, выполняя поставленную задачу по развитию дальнейшего наступления, атаковал противника. Смелым манёвром сбил противника с рубежа обороны, повёл его преследование. Противник, не выдержав натиска наступающих подразделений, на своём пути бросал технику, отходя в западном направлении.

Преследуя отходящего противника, полк под командованием тов. Висаитова 2 мая 1945 года с боями прошёл 70 км и к исходу дня вышел на реку Эльба, первым соединился с англо-американскими войсками, оборонявшимися по западному берегу реки Эльба. За отличные боевые действия личному составу полка приказами Верховного Главнокомандования четыре раза объявлена благодарность.

Только за период с 27 апреля по 3 мая 1945 года полк под командованием тов. Висаитова прошёл с боями 160-170 км, разгромил до двух пехотных полков противника, овладел городом Райнсберг и 50 населёнными пунктами. Взято в плен солдат и офицеров противника 3500 человек, убито до 600 солдат и офицеров противника. Захвачены трофеи: орудий – 60, бронетранспортёров – 15, зенитных орудий – 5, самоходных пушек – 2, пулемётов – 40, миномётов – 25, автомашин – 450, мотоциклов – 200, железнодорожных эшелонов – 7. Освобождено от немецкого рабства до 3000 советских граждан, до 500 человек военнопленных.

За личную отвагу и мужество, за искусное вождение полка в трудных условиях боевой обстановки товарищ Висаитов достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 6 гвардейской кавалерийской Гродненской дивизии гвардии генерал-майор П. Брикель. 3 мая 1945 года».

Заключение командира корпуса:

«Достоин присвоения звания Герой Советского Союза».

Командир 3-го гвардейского кавалерийского Гродненского Краснознамённого корпуса гвардии генерал-лейтенант Н. Осликовский. 06.05.45».

Заключение Военного совета фронта: «Наградить орденом Ленина».

Командующий войсками 2 Белорусского фронта

маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский.

Член Военного совета 2 Белорусского фронта

генерал-лейтенант Н. Субботин.

31 мая 1945 года».

Таким образом, в связи с выселением чеченцев в 1944 году, командование Красной Армии, в которой он сражался, не щадя своей жизни, оказалось не столь внимательным к заслугам командира полка, как лидер заморской страны Гарри Трумэн, подписавший представление Висаитова к награде «Легион чести». Лишь после долгих мытарств, спустя 45 лет после представления, Указом Президента СССР М С. Горбачева от 5 мая 1990 года М. Висаитову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Рапорт

После войны, в 1946 году, Висаитова вопреки его воле уволили в запас и отправили к семье, высланной в 1944 году вместе со всем нашим народом в Среднюю Азию. Опальный командир полка жил в городе Фрунзе. По поводу своего увольнения, надеясь на торжество справедливости, 26 сентября 1946 года М. А. Висаитов пишет рапорт на имя самого И. В. Сталина. Вот текст этого рапорта: «Уходя в запас и вынужденный оставить ряды Красной Армии, где безупречно провёл четырнадцатилетнюю службу, из коих четыре года в Отечественной войне, я решил доложить Вам, товарищ Генералиссимус, о нижеследующем.

В октябре 1932 года, будучи семнадцатилетним юношей, я добровольцем вступил в Красную Армию, избрав службу в её рядах своей пожизненной профессией, считая защиту Советской Родины священным долгом. В октябре 1935 года я окончил трёхгодичную кавалерийскую школу и был удостоен воинского звания «лейтенант». В течение почти одиннадцатилетней службы в рядах офицерского состава Красной Армии я последовательно рос, начиная от командира взвода и до командира кавалерийского полка. За четыре года Отечественной войны, командуя лучшими гвардейскими подразделениями на самых важных участках фронта, я приобрёл богатейший боевой опыт, который подкрепил военными знаниями в стенах Военной академии имени М.В. Фрунзе в 45-46 годах.

Каков мой морально-политический облик и мои волевые офицерские качества, говорят служебные, боевые и партийно-политические характеристики за период моей службы. Я всегда чувствовал высокую личную ответственность за защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик. Я точно выполнял требования воинских уставов, стойко переносил все тяготы и лишения воинской службы. Таким меня воспитала Красная Армия, большевистская партия и Советская власть, такими я воспитывал своих подчинённых.

22 июня 1941 года по приказу Родины, во главе головного отряда 34-го кавалерийского полка, я вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками на западной границе Советского Союза. В первые дни Отечественной войны я разделял с товарищами горе, тяжёлую долю первых неудач, всегда жил и воевал с глубоким чувством, что принадлежу к тому железному кадровому составу офицеров Красной Армии, который призван цементировать боевые ряды армии и ковать Победу при любых условиях.

2 мая 1945 года, во главе авангардного гвардейского полка 3-го гвардейского кавалерийского корпуса, я с упорными боями вышел к реке Эльбе и первым во 2-м Белорусском фронте соединился с союзными американскими войсками. За период Отечественной войны удостоен десяти правительственных наград.

Не принимая во внимание мой сравнительно молодой возраст – 32 года, хорошее состояние здоровья, положительные служебные, боевые и партийные характеристики, моё огромное желание остаться в кадрах Красной Армии, меня в конце сентября сорок шестого года уволили в запас, мотивируя это отсутствием вакантных мест в кавалерийских частях сухопутных войск. Я задаю себе вопрос: почему? Неужели мне, кадровому офицеру, совершенно здоровому, имеющему боевой опыт, военные знания, избравшему службу в армии своей пожизненной профессией, нет места в её рядах. Для меня увольнение из рядов Красной Армии – вопрос жизни и смерти. Целесообразно ли такое решение? Такой ли должен быть государственный подход к кадрам нашей армии? Я вспоминаю Ваши слова о правильности расстановки кадров и прихожу к выводу, что со мной поступают неверно. Я не отношусь к категории офицеров, которые подлежат демобилизации по старости, по инвалидности или по каким-либо другим причинам, поэтому ещё с большей силой переживаю своё положение.

Как мне кажется, единственной причиной такого подхода ко мне со стороны отдельных кадровых работников то, что Я – ЧЕЧЕНЕЦ. Других причин нет. Я знаю, что нашей идеологии чужды биологические принципы расовой ненависти, которые являлись принципами идеологии гитлеровцев. В дни тяжёлых испытаний на передовых позициях фронта меня вдохновляла на борьбу с врагом не на жизнь, а на смерть вера в наше правое дело, в нашу Победу. Именно эта вера сделала меня непоколебимым при самых сложных ситуациях.

Обращаюсь к Вам, товарищ Генералиссимус, с убедительной просьбой – дать мне возможность возвратиться в славную офицерскую семью Красной Армии, где я безупречно провёл четырнадцать лет своей сознательной жизни.

Гвардии подполковник М. Висаитов».

До Сталина рапорт не дошёл. Но в левом углу, наискосок, наложена резолюция: «Уволен правильно, доверие партии не оправдал, из академии отчислен, а в армии использовать по сокращению вооружённых сил не можем. С. Будённый. 04.11.46».

Таким образом, бездарное командование советских войск ломало судьбы тысяч бывших бесстрашных воинов, жестоких по отношению к врагу и настоящих патриотов своей Родины.

В мирной жизни, как на войне

Мавлид Алероевич, человек твердой военной закалки, оказался прекрасным семьянином. Всего у него было три жены: Наташа Чалаева (сестра писателя, журналиста Билалы Чалаева), Хадишат Канаева (дочь Кана-Шейха Хантиева) и Рамнат, дочь Магомеда из Шали. Хадишат в 1936 году родила ему дочь Свету (Долу) и трех сыновей. Старший сын Султан, родившийся в 1938 году, умер в раннем детстве. Второй сын – Мовлди, родился в декабре 1940 года и в настоящее время проживает в с. Надтеречное. Третий сын, которому в честь умершего старшего сына дали имя Султан, родился в 1941 году и тоже умер в детстве, во время ссылки в Казахстан. От брака Мавлида Висаитова с Рамнат родились сын Сайпи, дочь Меди и младший сын Сулейман. Сайпи Висаитов появился на свет 10 марта 1949 года в г. Фрунзе Киргизской ССР. Долгие годы занимал ответственные посты. Скоропостижно скончался 11 февраля 2000 года. Сулейман Висаитов родился в 1955 году. Служил в силовых структурах. Тоже в октябре 2001 года рано ушел из жизни.

После возвращения из ссылки на родину М. А. Висаитов работал на ответственных руководящих должностях в сельском хозяйстве. Современники запомнили его как бесстрашного человека, даже в мирной жизни не любившего подхалимничать начальству. Примечателен один эпизод из жизни Мавлида Алероевича, свидетельствующий о его бесстрашии, доходившем порой до безрассудства. Однажды, находясь на пикнике, компания завела разговор о заслугах воинов в Великой Отечественной войне. Один из сидевших вокруг костра язвительно бросил, что все, кто по-настоящему воевал на фронте – погибли, а в живых остались только трусы, прятавшиеся за их спины. Эти слова Мавлид Висаитов счел как упрек в свой адрес. Он достал свой именной пистолет, вынул оттуда патроны и бросил их в костер. Все его приятели в ужасе разбежались по сторонам. После того, как патроны разорвались в огне, они вернулись обратно и увидели неподвижно сидевшего возле костра Висаитова. Тогда, обращаясь к друзьям, он сказал:

– Кому не суждено погибнуть, остается живым, как сейчас остался в живых я, хотя и не убегал от смерти. Но на войне были и такие трусы, как вы.

Смерть, которую Мавлид Алероевич не раз побеждал на полях сражений, вспомнила о нем 23 мая 1986 года, когда внезапно перестало биться его храброе сердце. По личному завещанию Висаитов был похоронен у могилы матери на кладбище с. Надтеречное.

В настоящее время бывший совхоз «Надтеречный», а также улица, на которой он жил в родном селе Надтеречное, носят его имя. Память о герое увековечена также в столице Чеченской Республики и ряде населенных пунктов Чечни.

Адам Духаев, Ваха Сайдаев № 84 (2268)

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |