Сб, 28 сентября, 23:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Здесь хранится история

Здесь хранится история

02.06.2015 12:41

Архивариус. Завораживающее слово, не правда ли? От него так и веет древностью, мудростью и тайнами.

Только вслушайтесь в его звучание. Архивариус. В каждой букве звучит хруст бумаги, шорох страниц и скрип толстых затертых обложек. Представляется седой старец с крючковатыми от многолетнего письма пальцами и ясными глазами, в которых, если присмотреться, можно разглядеть все гравюры, все тексты, увиденные архивариусом - вплоть до каждой точки.

И сам архив - тысячи полок, забитых желтыми от времени книгами, документами, свитками. Все это непременно приправлено вековой пылью, свечным воском, паутиной, а пахнет здесь мускатом, корицей и душистым перцем...

Вот с такой картиной в голове я отправилась в Архивное управление ЧР. Красивое трехэтажное здание за высоким кованым забором. Вежливый охранник на проходной. В здании светло и чисто. "А где стеллажи со свитками?" Их нет. Стучусь в первую же дверь слева - отдел комплектования и оценки ценности документов - откуда слышны женские голоса и смех. Вхожу. Письменные столы, заваленные подшивками, делами, книгами, документами. В шкафах тоже папки, дела, корреспонденция. Компьютеры, телефон - все как в любом другом офисе (не считая объема документов). Тесновато. Седого старца тоже нет. Зато есть очень приветливые сотрудницы - от совсем молодых до весьма почтенных.

Что такое есть архив и зачем это вообще нужно? - спрашиваю у приятной голубоглазой улыбчивой женщины.

- Архив - это, прежде всего документы, - отвечает Светлана Сугаипова. - Это история нашего народа, которую мы храним для потомков.

- А как вы попали в архив?

- Ой, я пришла сюда 16 февраля 1979 года. По сей день работаю с большим удовольствием. Помню, проходила мимо парка Кирова, увидела здание Архивного управления Совета министров и Государственный архив Чечено-Ингушской Республики. Стало интересно, что это такое. Открыла ворота, заглянула - а там такой дворик красивый, весь цветами усыпан. Мне так понравилось, что я решила: приду сюда работать. Так и получилось. Наш отдел - самый главный, - рассказывает Светлана Степановна. - Мы занимаемся комплектованием. Мы проверяем ценность, делаем описи, пишем предисловия и передаем их в хранилище.

- То есть, все документы проходят через вас?

- Да. Мы принимаем все приходящие в управление документы. Мы делаем их. Вот как конфетку, весь наш отдел занимается конфетами,- смеется. - Благодаря нам в архиве есть документы.

- А не надоедает? Работа с бумагами, это ведь наверняка скучно, нет?

- Знаешь, надоедает, когда достают представители организаций. Мы ведь делаем оценку различной документации. А так - нет, интересно. Особенно документы военных лет. И дела по спецпереселенцам, которых у нас сейчас сто двадцать пять тысяч. Это еще не много, - замечает Светлана мое удивление, - мы уже укомплектовали и сдали в хранилище семьдесят фондов. Очень много интересных документов. Мы, когда читали, и плакали, и смеялись - всякое было. Люди же в них рассказывают свои беды, радости, историю свою.

Здесь я позволю себе сделать небольшое отступление. Светлану отец - Щепа Агамерзаев, участник ВОВ - назвал в честь медсестры, которая вынесла его раненного с поля боя и спасла тем самым ему жизнь. Согласитесь, тоже целая история.

- Вообще-то, документов в хранилище было куда больше, но они уничтожены во время военных действий. В первую же чеченскую кампанию архив попал под бомбежку. У нас было около миллиона двухсот тысяч документов. Если не ошибаюсь, аж с восемнадцатого века. Жаль, что не снимала копий, - вздыхает с грустью, - не знала же, что уничтожат. Какие интересные были документы!

- Какой самый древний документ вам довелось держать в руках?

- Сложно припомнить. Документ Кизлярского фонда, что-то торговое. Это был когда-то наш архив, но их еще в советское время передали в Дагестан. Может, благодаря этому те документы и сохранились. Хотя, помню, что читала книгу Кровякова "Шамиль" 1893 года, еще с твердыми знаками на конце слов.

- А можно в хранилище? - спрашиваю с надеждой.

- Это тебе к Вале.

Рассказали, где найти Валю. Оказалось, совсем рядом, дверь напротив. И вход в хранилище тут же. Как положено, дверь тяжелая, толстая. Винтовая лестница, узко. Чуть не падаю. Валя придерживает за локоть. Холодно и темно.

- Вот и хранилище, - показывает комнатки со стеллажами. - Что вам рассказать?

- Как долго хранятся документы? - спрашиваю, попутно рассматривая стопки, ящики и папки. Ловлю себя на мысли - никаких свитков и талмудов.

- Какие - пять, какие - пятьдесят, а то и веками. Зависит от ценности документа.

- А что здесь? - заглядываю в темную комнатку.

- Описи по спецпереселенцам.

Валя включает свет, и передо мной выстраиваются стройные ряды стеллажей с укомплектованными папками. Пытаюсь найти более удачный ракурс, но не могу - тесно.

- А через стену - еще не прошедшие опись дела, - показывает хранительница желтые истрепанные подшивки.

- Есть какие-то особые условия, которые надо поддерживать в хранилище?

- Температура и влажность. Чтобы документы сохранились, нужно поддерживать определенную температуру и не допускать высокой влажности.

Вообще, Валя - очень скромная женщина. Говорит мало, но отвечает с интересом.

- А какой самый древний документ вам приходилось держать? - задаю тот же вопрос, что и Светлане.

- Сложно сказать. Кажется, это была перепись населения 1863 года. Вообще, тебе лучше обратиться к Мадине, она-то точно расскажет про древние документы.

Отправляюсь разыскивать Мадину Ченчиеву. На третий этаж по узкой винтовой лестнице. Поднимаюсь с замиранием сердца - страшно оступиться и упасть. К счастью, обошлось. Нахожу научно-исследовательский отдел. Здесь тоже много людей - и Раиса Батаева, и Тимур Музаев, и Мадина Ченчиева.

Мадина рассказала, что самые старые документы датируются XVII веком: первый - 1605 года - дело о посольстве к Лжедмитрию I городских князей - князя Черкасского Сунчелея и князя окоцкого Батыя-мурзы, второй - 1614 года - отписка терского воеводы П. Головина в Посольский приказ.

- Много древних и уникальных документов было уничтожено. Но, знаешь, даже несмотря на это, места в нашем хранилище не хватает. И здание тесное, не умещаемся, - жалуется Мадина.

- Бывало так, что вам попадалась интересная информация, которую жутко хотелось рассказать, но нельзя?

- Ну, сейчас свобода слова и печати, - отвечает Раиса, - все интересные вещи мы собираем и публикуем.

- Такая информация попадается в личных делах, - подхватывает Мадина. - Там такое бывает. Но мы сохраняем секретность.

- Какие самые интересные документы вам попадались?

- Пожалуй, это дела спецпереселенцев, которые относительно недавно были рассекречены. Каждое из них уникально, - рассказывает Раиса. - Интересно. В первую очередь, это ведь обида. Люди - герои! - воевали на всех фронтах ВОВ, а их снимали с позиций, отправляли на лесоповалы, срывали погоны, награды. И сейчас, собирая информацию и публикуя книги, мы пытаемся восстановить справедливость и отдать дань уважения героям. Это нужно нам, это нужно нашим потомкам, нашей молодежи. Чтобы они знали, гордились и ровнялись на героев.

- А вот про засекреченные документы. Как думаете, почему эти документы засекречивали, а не уничтожали? Ведь куда проще сжечь их, чем хранить под семью замками, нет?

- Уничтожить документ, значит признать вину, - объясняет Тимур Музаев. - Бумаги ведь проходят через множество инстанций. И просто сжечь документ недостаточно, нужно изъять упоминания о нем из всех возможных журналов регистраций, заставить всех молчать об этом документе. Засекретить куда проще.

Таким вот круглым столом мы еще долго говорили о важности дела архивного управления. Главное, все в один голос утверждают - работать в архиве очень интересно! С оговоркой - если вам люба история. Так что, молодые люди, которые неравнодушны к истории, смело могут идти сюда. Поиски могут завести вас и в соседние регионы, свести с интересными людьми, вы узнаете то, о чем в учебниках истории не напишут, или напишут, но нескоро.

В прошлом оставаться не надо. Прошлое нужно отпускать. Но забывать прошлое нельзя, ведь оно определяет наше будущее.

Марьям ХАДЫСОВА,

Молодежная смена

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Теги: Грозный, Рамзан Кадыров, Путин, Чеченская Республика, Москва, Россия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |