Сб, 20 апреля, 05:33 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Кенхи и кенхинцы

Кенхи и кенхинцы

19.06.2015 10:30

История основания с. Кенхи уходит в прошлое, в стародавнее время и теснейшим образом связана с общей историей аварского и чеченского народов.

Историческая справка о селении Кенхи Впервые Кенхи упомянуто среди сел, входящих в состав Аварского ханства, владетелем которого был Умма-Хан (нач. XVI-XVII вв.). Оно находится в верховье реки Шаро-Аргун на высоте 1800-2800 м над уровнем моря и тянется вдоль ее притоков на расстоянии 9 км в сторону села Гигатли Цумадинского района РД. Об этом в своей книге «Кенхинцы: история и современность» пишет Юсуп Сулейманов.

Граничит с.Кенхи с сёлами Годобери, Гигатли Республики Дагестан и с сёлами Бути, Химой, Чадры и Кири Чеченской Республики. Основателями села являются представители рода Корабалли из села Цумада Цумадинского района Дагестана. Впоследствии в Кенхи заселились представители 8 родов Цумадинского, Ботлихского районов Республики Дагестан, из Итум-калинского района Чеченской Республики (хьачарой) и из Грузии.

Язык общения – чамалинский диалект аварского языка, родной язык в школе с 1929 г. до 23 февраля 1944 г. – чеченский. С 1945 г. и до настоящего времени – аварский язык.

В разные годы с. Кенхи входило в состав различных округов и республик. До 1924 г. в состав Андийского округа Республики Дагестан. С 1924 по 1944 гг. – в состав Шаройского района ЧИАССР. С 1944 г. – в состав Цумадинского района ДАССР. С 1957 г. – в состав Шатойского района ЧИАССР. С 1992 г. – в состав Шаройского района ЧР.

Выходцы из с. Кенхи компактно проживают в настоящее время в с. Цветковка Кизлярского района, с. Новогеоргиевка Тарумовского района, с. Теречное Хасавюртовского района, также в Кизилюртовском районе, в Саратовской и Воронежской областях и в г. Москве. В 1929 г. была построена школа между двумя сёлами Кенхи и Чадры, в местечке Школхе. Это капитальное здание просуществовало до 23 февраля 1944 г.

Огромную помощь в ликвидации безграмотности и формировании местной интеллигенции и кадров оказали учителя русской, аварской, чеченской национальности, которые работали в с. Кенхи с 1929 г. вплоть до 1980 г. В 1937 г. был создан передовой колхоз в районе. Много было колхозников-ударников, а Галбац Магомаев был делегатом Всероссийского съезда колхозников-ударников в г. Москве.

Только начал налаживаться мирный созидательный труд людей, когда обрушилась Великая Отечественная война 1941-1945гг. 60 мужчин ушли на защиту Отечества, в их числе из одной семьи: Абуловых – 3 брата, Алибулатовых – 2, Дубаевых – 2, Магомедхановых – 2, Омаровых – 2, Умаровых – 2, Баталиевых – 2. Тридцать восемь человек – участников войны, сложили головы на полях сражений в составе различных фронтов.

В первые же дни погибли, защищая Брестскую крепость, 5 воинов – из с. Кенхи вместе с воинами других национальностей, призванных из ЧИАССР. Это – Шихабудин Алибулатов, Муртазаали Гасанов, Иман-Ахмед Гошдадов, Сулейман Исмаилов и Анаб Салимов.

Своим ударным трудом в тылу кенхинцы приближали победу над врагом. И за этот труд 108 человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и 7 человек награждены медалью «За оборону Кавказа».

Село Кенхи в прошлом – село сплошной безграмотности. В настоящее время здесь функционируют 3 средние школы, 2 библиотеки, 2 клубных учреждения, аварский культурный центр, участковая больница, ветучасток.

В школах и других учреждениях работают квалифицированные кадры с высшим и средне-специальным образованием – это представители местной интеллигенции. В настоящее время в педагогических и медицинских вузах успешно учатся наши выпускники – будущее села.

Дорога, ведущая в с.Кенхи, капитально отремонтирована, построены мосты на реке Шаро-Аргун, бесперебойно работает связь. Капитально отремонтированы школы, участковая больница, аварский культурный центр. В селе имеется бесперебойная связь с внешним миром. Всё, что есть позитивного в селении Кенхи – результат заботы Главы Чеченской Республики Р.А Кадырова.

Мы гордимся своими земляками:

1. Абдулаевым Алигаджи Абдулаевичем – доктором медицинских наук, профессором.

2. Раджабовой Хавой Гаджиевной – заслуженным учителем РД, почетным работником общего образования РФ.

3. Сулеймановым Юсупом Зубайраевичем – отличником народного просвещения РФ, обладателем гранта Президента РФ, обладателем Почетной грамоты Главы ЧР.

4. Алимирзаевым Агамирзой Алимирзаевичем – федеральным судьёй.

5. Сулеймановой Сагират Юсуповной – заслуженным врачом РД.

6. Дубаевым Магомед-Загидом Хайрулаевичем – полковником ВС.

7. Магомедовым Ахмедом Хадисовичем – заслуженным учителем ЧР.

8. Магомедовым Умар-Асхабом Ахмедовичем – заслуженным врачом РД.

9. Мусаловым Расо Дузаевичем – выпускником Кенхинской СОШ, главой Шаройского района.

Любой человек должен знать свою родословную: тукхум, тейп (тейп – род; тукхум – союз родов, объединившихся по территориальному или диалектологическому единству).

В своем труде «Чеченцы: история и современность» доктор филологии Ю.А. Айдаев пишет: «Из ста тридцати пяти тейпов, составляющих чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фатриях (союзах). В Шарой входили: Кинхой, Ригахой, Хихой, Хакмадой, Хой и Шикарой.

…Тейпов в Чечне в исследуемый нами период с относительной точностью насчитывается более ста тридцати пяти. Из них – более двадцати не коренные, а представители других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях. Одни из них шли в страну вайнахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены принять чужой для них язык, чужие обычаи.

«…Были в Чечне и такие тейпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно…

…Есть в Чечне и такие тейпы, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств не входили ни в какие тухумы, жили и развивались самостоятельно. Эти тейпы образовались как из аборигенов данного края, так и из пришлых лиц…». «Чеченцы: История и современность: Взгляд в прошлое». (Стр. 187, сост. Ю.А. Айдаев. 1996 г.).

Одним из таких обществ является кенхинское общество, состоящее из девяти родов, пришедших, кто раньше, кто позже, из разных сел Цумадинского района, таких как Цумада, Гигатли, Гадири, Сильди, Хьачарой Итумкалинского района, из Грузии и Турции.

Род Корабалли является первопоселенцем и основателем села Кенхи. Хотя языки общения у других родов были свои, но они переняли язык чамалинского диалекта аварского языка, язык основателей села.

Кенхинцам понравилось здесь, они любят свой край, его красоту, климат, воды, горы. Они в совершенстве владеют чеченским языком, переняли у них лучшие обычаи, обряды и традиции, сохраняя свою самобытность. У этих двух братских народов и горе, и боль, и страдания, и радость общие. Они живут в дружбе, согласии и взаимном уважении. Имеют дружеские, гостевые, семейно-брачные взаимоотношения. Это еще раз подтвердили на деле годы минувших войн и мирного созидательного труда.

Территория села простирается над уровнем моря около 1800-3000 км. Здесь имеются альпийские и субальпийские луга, пригодные для летних пастбищ и ведения животноводства.

Само село находится в живописном уголке, окружённом со всех сторон горами. Оно является исторической родиной жителей Цветковка Кизлярского района, Новогеоргиевка Тарумовского района, частично населения сёл Рассвет и Теречное Хасавюртовского района.

В прошлом село Кенхи было селом сплошной безграмотности. Лишь в 1929 году была построена школа и начались занятия в ней. Не было местных учителей, местной интеллигенции, которые могли бы заниматься восстановлением собственной истории, поэтому никто не знает свои корни, особенно молодежь, кроме отдельных эпизодов, случаев, переданных устным путем одним поколением другому. Нет ни описаний жизни и быта, ни исторических хроник.

Без знания своего прошлого люди не смогут познать настоящее, не будут иметь свое будущее, они растворятся в общей массе других обществ, народностей и наций, теряя свои специфические ценности, свой менталитет, свои обычаи, традиции и культуру.

В 1958 году начальником отделения связи Мах1амадом Лабазановым была сделана первая попытка по сбору материалов и созданию истории села Кенхи. Вот что он пишет: «Полную историю написать не могу, потому что нет никаких источников. На поставленные мною вопросы не могут ответить даже старожилы села, они совершенно не владеют никакой грамотой и знают о событиях лишь после 1871 года. Для написания такой истории нужно высшее образование и глубокое знание языков. На этом я завершил. Я, Лабазанов Мах1амад, 1958 год, 7-8 сентября».

В годы военных действий в 90-х годах ХХ века из Чеченской Республики уехали многие специалисты, школы были закрыты и не функционировали по тем или иным причинам, дети остались вне школы. Эти объективные и субъективные причины отрицательно сказались на развитии школьного образования и отбросили на многие годы назад дело воспитания и обучения подрастающего поколения села.

История села Кенхи.

Заселение села Кенхи и расселение кенхинцев

С. Кенхи было основано на склоне маленькой горы в местечке Хилиди, напротив нынешней средней школы. Но лет через пять люди вынуждены были покинуть это местечко и перешли на место нынешней стоянки, в 1,5 км от первоначального заселения. По преданиям старожилов, с местечка Аншали производили налёты какие-то летучие змеи и не давали покоя ни людям, ни скоту. Люди принимали ответные меры, а одна из таких мер – поднятие на крышах своих жилищ каменных катков и создание человекообразных чучел. Летучие змеи нападали на эти чучела, похожих на людей и насмерть разбивались об эти катки. Все это людям надоело, и они покинули свое первоначальное село и заселились там, где в настоящее время стоит с.Кенхи.

Как пишет Юсуп Сулейманов, до сих пор на том месте, где раньше стояло с. Кенхи, сохранились фундаменты строений. Стоят полуразрушенные каменные стены домов, площадки-молотилки для молотьбы зерна. Точная дата основания села и этимология его названия до сих пор не уточнены, имеются лишь приблизительные догадки.

Вот что об этом пишет в журнале «Дружба РД» историк Исаев Шамхалдибир: «По преданиям старожилов, все земли в то давнее время были свободные, и для их охраны Чамалинское общество направило людей. Эти люди говорили на гигатлинском диалекте – кунхуди, а сейчас там стоит село Кенхи».

На кенхинском говоре «ква» – это смола соснового дерева. Она применяется в народной медицине для лечения перелома ребер людей и внутренних болезней, в качестве жвачек. И используется в качестве осветительного луча, факела для освещения жилища – это первая часть слова, а вторая часть данного слова «хи» – это суффикс.

Исследователь дагестанских языков П.К. Услар отмечает: «При отсутствии письменных сведений и при недостатке народных преданий о происхождении и первобытном жительстве какого-либо народа, указаний на это следует искать в его языке…».

Комплексно изучив памятники Кавказа, в том числе Чечни и Ингушетии, P.M. Мунчаев доказал наличие тесных связей между основными культурами раннебронзового века Кавказа [20, с. 197-414], этот тезис получил свою дальнейшую поддержку и разработку в трудах дагестанских ученых [21-23].

После участившихся в горах с. Кенхи ливневых дождей происходили оползни на склоне над селом, где имеется могильник. Старожилы подтверждали, что этот могильник, со слов людей старшего поколения, принадлежал греческим племенам, жившим здесь в раннем бронзовом веке. В 1992 г. после проливного дождя и ливня в ручейке возле моего дома я нашел аналог бронзовой литой статуэтки – обнаженного мужчины со шлемом на голове. С 17 по 22 июля 2012 г. в результате непрекращающихся ливневых дождей, сопровождаемых градобитием и шквальным ветром, произошли круглосуточные, непрекращающиеся селевые потоки, оползни, обвалы, начиная с Дагестано-Чеченской границы вплоть до села Шаро-Аргун. Эта стихия нанесла огромный ущерб всему народному хозяйству. В потоке каменных глыб на берегу в районе центра села, у дома Джамалдинова Рамазана была найдена каменная плита размером 40×40 см с четко различаемой надписью, вероятно, выбитой человеческой рукой, на греческом языке. Эта находка, по всей видимости, может дать ответ на вопрос при ее чтении: кто же жил на территории села Кенхи в то стародавнее время?

Так, например, М. Гаджиев и А. Магомедов отмечают, что, по данным археологии, северо-восточно-кавказская этнокультурная общность формируется в неолите и энеолите (V-IV тысячелетие до н.э.). В эпоху ранней бронзы (четвертая четверть тысячелетия до н.э. конец третьей четверти III тысячелетия до н.э.) это единство сохраняется [23. с. 45]. Выделение Северо-Восточного Кавказа как особого этнокультурного региона IV подтверждается и данными нахско-дагестанских языков, как подчеркивают дагестанские ученые [23. с. 46]. М. Гаджиев и А. Магомедов с уверенностью пишут, что тезис о генетическом родстве языков восточно-кавказской (нахско-дагестанской) группы признается безоговорочно всеми исследователями [23. с.46]. (М.Х. Багаев «Русская и советская историография о древней и средневековой материальной и духовной культуре чеченцев» стр. 58-59).

При археологических раскопках бытовых и погребальных памятников найдено огромное количество инвентаря, которым пользовались древние вайнахи. Эти материалы находят яркие аналоги в археологических комплексах горного Дагестана. Вполне вероятно, что в период раннего средневековья горная часть Дагестана и Чечни (от верховьев реки Аварское Койсу до верховьев р. Аргун) входила в единый ареал материальной культуры горских народов Дагестана и Чечни» (там же, стр.61).

«Выразительные манжетовидные браслеты – типичное украшение мужчин и женщин в могилах Сержень-Юртовского некрополя еще через 1000 лет встречены в высокогорных могилах 1Х в. могильника Кенхи. Прижились в местной горской среде также изящные солярные свастикообразные и зооморфные бронзовые бляхи для конской узды, появившиеся в культуре горной Чечни в VI в. до н.э. (могильник Галайты) и бытовавшие у вайнахов еще в VIII-IX вв. (могильник Кенхи)». (В.И. Козенкова «Древние основы культурного наследия нахского этноса» (К истокам горского менталитета), стр.23).

Картографирование находок показало, что они характерны только для Аргунско-Сунженского бассейна. Их великолепные образцы найдены в Исти-Су, Ца-Ведено (ранние экземпляры, а поздние доживают до средневековья (Дай, Кенхи). Особенно уникальна пряжка, обнаруженная в Дайском могильнике в ХП в. М. Багаевым. Эта пряжка не только сохранила древнюю форму, но ее орнамент несет в себе уникальную информацию, подтверждающую сакральность подобных предметов. На поверхности изображены символы плодородия в виде солярных значков-свастик и исполняющий ритуальный танец человек. Предпочтительность бабочковидной формы местным населением наблюдается и в подвесках ожерелья Кенхинского могильника VIII-IX вв. (там же, стр.24).

Под руководством научных сотрудников Р.А. Даутовой и М.Х. Мамаева в 1972 году были открыты и изучены археологические памятники селения Кенхи и их история.

Известно, что здесь жили люди в раннем бронзовом веке, и в могилах имеются доисламские захоронения.

Кенхинцы и ислам

Кенхинцы – преданные вере люди и проповедуют чистый ислам без каких-либо сект или течений. Н.С. Иваненков делает вывод, что ислам начал внедряться в верховье рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун примерно в XII-XIII веках (Н.С. Иваненков/Горные чеченцы. Владикавказ, 1910 г. с.15).

До нас дошли предания прошлого о том, что миссионеры Абумуслим и Шейха в ходе обращения горцев в ислам на рассвете вплотную подошли к селу Кенхи со стороны Ботлих-Ансалта, и их заметили сельчане, которые думали, что это набег грабителей, и открыли огонь. В ходе перестрелки был убит один человек из отряда миссионеров. В это же время прозвучал азан со стороны кенхинцев, призывающий к утренней молитве, миссионеры были удивлены тем, что в селе Кенхи уже проповедуют ислам. Предводитель миссионеров, когда услышал азан, сказал: «То, что сделали, и то, что предстоит сделать – тоже пропало». Это в том смысле, что всё-таки убит человек. Состоялся шариатский круг, который решил завершить это примирением.

Юсуп Сулейманов пишет, что ежегодно, после возвращения овец из летних пастбищ, кенхинцы были обязаны давать в виде дани по 300 баранов за кровь убитого до тех пор, пока будет существовать белый свет. Эту дань года два платили через Гигатлинское наибство и на третий год отказались, потому что кенхинцы уже были мусульманами, и миссионеров они не звали в своё село.

К тому времени ни мусульманских просветителей, ни мулл из местных жителей не было. Были малограмотные единицы людей, которые еле читали Коран и не могли его толковать.

Из письменных источников, дошедших до нас, явствует, что до 1880-1890 г г. муллами в селе работали духовные просветители из соседних сёл Андийского округа. Это подтверждает Мухамад Тагьир из Караха, сподвижник имама Шамиля, его секретарь, который в своей книге пишет, что муллой в Кенхи работает Гьанжук из Гигатли. Кроме него, в разные годы имамами мечети работали Осман из Миарсо, Алидибир из Гадири, Сайд из Кеди, Кудияв Дибир. Из коренных первые муллы: Джамалудин и Мирзамухама. Джамалудин работал имамом мечети с. Кенхи 25 лет. В 1931 году он безвинно пострадал, был арестован и умер в тюрьме г. Грозного.

Хажардибир работал имамом мечети в селах Шатойского района. Другой представитель духовенства Мирзамухама, он же – Усаммула – был самым эрудированным, писал и талисманы. Он безвинно пострадал, как многие представители духовенства. Жил он в Урус-Мартане. В медресе села Гигатли Цумадинского района учились Алихажи, Абдуразак, Адилгере, Мирзамухама, Джамалудин и Хажархажи.

В медресе Ансалта и Анди Андийского округа учились Абубакар, Изудин, Мухтар, Гъазмухамад, Наби, Муслим, Алимирза.

Абубакар и Изудин впоследствии стали известными духовными лидерами. Они помогли молодому поколению в духовном становлении личности, несмотря на жёсткое давление со стороны властных структур. Они боялись открыто проповедовать ислам, т.к. был чётко налажен механизм доносов на духовных лидеров, но никогда не прекращали столь запретные пятничные (рузман) молебны, праздники мусульман. Известно, что повсеместно здания мечетей были переданы под разные административные учреждения, и мечеть с.Кенхи была передана под склад, но через несколько месяцев односельчане построили складское помещение и освободили мечеть.

Фактически мечеть функционировала все время, несмотря на запреты и доносы на отдельных верующих.

В наше время одними из первых, ещё в советское время, окончили в Ташкенте исламское учебное заведение молодые односельчане Магомед Шапиев и Магомед Абубакаров. Сегодня очень много молодых людей учатся в исламских учебных заведениях Ближнего востока, в медресе и других учебных заведениях Дагестана. Дети с 7-10 лет начинают молиться, ходить в мечеть и слушать проповеди, усваивают основы ислама.

Имам Гуноев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |