Главная » НОВОСТИ » Вечно в памяти народной
Вечно в памяти народной
23.06.2015 10:22
Все дальше и дальше уносит нас время от тех роковых-сороковых, когда в самой кровопролитной за всю историю человечества войне, в смертельной схватке столкнулся советский народ с фашизмом, несущим всему миру порабощение и уничтожение.
Сколько бы ни было написано об этой горестной странице войны, все будет мало. При превосходящих силах противника, катастрофическом недостатке вооружения, продовольствия и воды герои славной крепости встали на защиту своей страны. И кто знает, может быть именно в эти первые часы и дни войны и наметился, пусть пока и очень слабый, но перелом в сознании народном, который, подобно валу, разрастаясь и множась, обрел-таки несокрушимую силу и заставил многочисленные орды фашистов, подмявших под себя всю Европу, пожалеть об идее мирового господства.
К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось восемь стрелковых батальонов, разведывательный, артиллерийский полк и два артиллерийских дивизиона, некоторые спецподразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии, подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД, штабы частей – всего около 9 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).
С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений. По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны. 22 июня, в 4 часа 15 минут утра по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. Через полчаса начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Сильное сопротивление немцы встретили на Волынском и особенно на Кобринском укреплении, где дело дошло до штыковых атак. Не имея достаточного количества боеприпасов, медикаментов, продовольствия, будучи в ответе за находившихся рядом женщин и детей, защитники не только отстояли цитадель, но и заставили противника изменить тактику.
Начиная с 23 июня, гитлеровцы прибегли к другой тактике – изнурению осажденных в крепости людей, с тем, чтобы заставить тех пойти на капитуляцию. Блокировав крепость, они держали под обстрелом все подходы к воде. Для защитников крепости тяжелейшим испытанием стала жажда. Жара, воздух, насыщенный копотью, дымом, смрадом от разлагающихся трупов ещё более усиливали жажду. Попытки набрать воду для женщин, детей и раненых были оплачены жизнью и кровью многих известных и неизвестных защитников крепости.
К семи часам 22 июня 42-я и 6-я стрелковые дивизии покинули крепость и г. Брест. К вечеру 24 июня немцы овладели Волынским и Тереспольским укреплением, а остатки гарнизона последнего, осознавая невозможность держаться, ночью переправились в цитадель. Таким образом, оборона сосредоточилась в Кобринском укреплении цитадели. На Кобринском укреплении к этому времени все защитники сосредоточились в Восточном форте. Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причём применялись огнемёты. 26 июня пал последний участок обороны крепости возле Трёхарочных ворот, 29 июня – Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась, оставались лишь изолированные группы и одиночные бойцы.
После гибели штаба обороны цитадели в дневнике боевых действий 45-й пехотной дивизии от 30 июня 1941 г. было записано: «Таким образом, вся крепость и город Брест-Литовск находятся теперь в руках 45-й пехотной дивизии. Дальнейшая задача дивизии: часть подразделений продолжает очистку и осмотр крепости, остальные силы дивизии должны быть приведены в состояние готовности к маршу». Но, как свидетельствуют оставшиеся в живых защитники, бои в крепости ещё продолжались. Небольшие группы оказывали сопротивление в районе 333-го стрелкового полка, клуба 84-го стрелкового полка, северо-западной части оборонительной казармы и Белом дворце…
«Не из лоскутьев состоял Советский Союз, как думали гитлеровцы. Это был железно сцементированный конгломерат братских народов… – так пишет Халид Ошаев в своей художественно-документальной повести «Брест – орешек огненный» об обороне крепости. – …Движущимся с запада немецко-фашистским войскам приходилось обтекать сражающийся Брест, слушая грозную музыку боя, который вели стоящие насмерть красноармейцы. И среди них было свыше двухсот сынов Чечено-Ингушетии…».
К сожалению, ни прошедшие на территории крепости военные действия, ни время не пощадили документальные данные об участниках тех сражений, призванных из ЧИАССР. По крупицам были воссозданы сведения об этих героях. Лишь благодаря кропотливой работе писателя, работников музея и прочих заинтересованных лиц была восстановлена картина того периода.
Проведенная грандиозная работа позволила Халиду Ошаеву поведать миру о чеченцах-защитниках Бреста, снять завесу таинственности с фактов, казалось бы, утраченных бесследно. Это был гражданский подвиг Х. Ошаева – по свидетельствам оставшихся в живых участников героической защиты, по скудным документальным данным штабных архивов, по различным косвенным заключениям и доказательствам, имеющимся в музее обороны крепости-героя, доказать, что когда за все дни боев в цитадели и примыкающих к ней укрепрайонах погибло свыше двух тысяч красных бойцов и офицеров, в их числе находилось свыше 200 воинов из Чечено-Ингушетии, той самой республики, население которой впоследствии по надуманным причинам было поголовно выселено со своей исторической родины на верную гибель в холодные и голодные степи Казахстана и Средней Азии.
Досужие вымыслы и клевета, вылитые на наш народ, а также утверждения, сводящие на нет роль чеченцев в борьбе с гитлеровцами, оскорбительны для памяти тех, кто отдал свою жизнь за Отечество. Болезненно неприятны они и для ветеранов, тех кто остался жив, и тех, кто черпает в их рассказах о тех страшных днях силу и чувство гордости за страну, за славное прошлое, за подвиги, которые были совершены не былинными богатырями, а вполне реальными людьми, обычными парнями и девчонками, многим из которых едва минуло двадцать лет.
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой». В трехярусном некрополе захоронены останки 850 человек, из них известны имена двухсот двадцати двух, которые вынесены на плиты мемориала. Среди них трое уроженцев Чечено-Ингушетии – А. А. Лалаев, М. Я. Узуев, С. И. Абдрахманов. Но благодаря неутомимости и патриотизму Халида Ошаева восстановлена историческая справедливость – имена и даже некоторые фотографии двухсот сорока выходцев из нашей республики стали достоянием широкой общественности, и ознакомиться с ними можно на страницах его бессмертного произведения «Брест – орешек огненный».
Румиса Акуева,Вести республики№112(2546)23.06.2015
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста