Сб, 28 сентября, 21:48 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Вспомним их поименно

Вспомним их поименно

26.06.2015 11:10

1941 год, фашистская армада вторглась на территорию Советского Союза. Со всех концов нашей необъятной страны на защиту Отечества вставали те, кто мог держать оружие в руках.

В горном селении Агишты Веденского района на фронт провожали Умара Налаева. Мать причитала: «По хозяйству будет, ох, как трудно, пора сбора урожая, одним теперь не управиться». Умар успокаивал мать «Не печалься, как фашиста выгоним, домой вернусь. По хозяйству помогать я тебе в дом невестку привел, так что пока без меня справляйтесь». Много в тот день с Умаром на полуторке в город Грозный уехало новобранцев. У каждого была своя судьба, но дорога на фронт была одна – бить фашиста до последнего конца.

Умар начал свой боевой путь с Юго-Западного фронта. Советские войска под командованием генерал-полковника М. Кирпоноса в составе пяти общевойсковых армий и под общим руководством Маршала Советского Союза С.М. Буденного вели тяжелые бои.

Умар с новобранцами прибыл на фронт, и свое первое боевое крещение встретил при высадке с эшелона. Первое, что увидел и услышал – это затянутое дымом и гарью небо и вздымающиеся вверх клоки земли, гул канонады, залпы орудий. Нарастал вой самолетов, слившийся со свистом летящих бомб, которые, достигнув земли, разрывались с такой силой, что в воронке после взрыва мог залечь солдат. Земля ходила ходуном, слышались крики раненых, искорёженные вагоны с надрывным скрежетом сползали с насыпи. Все происходившее напоминало конец света. Не нюхавшие пороха новобранцы столпились в кучу и в недоумении остолбенели, окрик командира «рассредоточиться» привел всех в чувство. Ополченцы бросились врассыпную. Умар схватился за пулемет и стал строчить по самолетам. Неподалеку разорвалась бомба, пласт земли накрыл Умара. Он не помнил, сколько время пролежал без сознания, очнулся в лазарете. Ноги, руки целы, а вот слышать не мог. Врач объяснил, что его контузило. Еще не оправившись, Умар потребовал выписки из медсанбата на передовую. А в это время советские войска Юго-Западного фронта терпели поражения. Умар из лазарета сразу пошел в бой. Фашистские захватчики бросили на передовую отборные части и новейшую технику. Наши войска были плохо подготовлены к войне, противник превосходил нас техникой и вооружением, численностью солдат. Солдаты воевали и умирали, идя в атаку с криками: «За Родину!».

После кровопролитной битвы армия попала в окружение. В неравном бою был тяжело ранен Умар. Фашисты проходили мимо, думая, что солдат убит. Глубокой ночью с поля боя солдата вынесли партизаны, самолетом переправили в Ленинградский госпиталь. Придя в сознание, Умар увидел, что у него ампутировали ногу. Он отвернулся к стенке и замолчал, не реагируя на окружающих. Тяжелые думы одна за другой одолевали его. «Куда я теперь такой, по хозяйству больше матери не помощник, работник из меня никакой». Ни уговоры сердечных санитарок, ни разговор с врачом результата не дали. На соседней койке красноармеец грубо окрикнул Умара «Ты что, джигит, духом упал? У тебя руки и глаза целы, а посмотри на меня – глаза открыты, моргаю, а не вижу. Вот, дружок, беда, а село мое под фашистом, что с родными, не ведаю». Повернулся Умар, нашел руку бойца, пожал ее крепко и будто камень с души свалился, словно ожил. Раны на голове и предплечья плохо затягивались, а война подходила все ближе. Эхо орудий было слышно в Ленинграде. Раненые солдаты просились на фронт. Госпиталь срочно эвакуировали, Умар был переброшен в Бакинский госпиталь, где пробыл недолго. При выписке демобилизован по инвалидности.

В 1943 году шел солдат с фронта по горной тропе в родное село. Костыли разъезжались под камнями, завернутая штанина сразу приковывала взгляд. Завидя сына издалека, мать побежала навстречу Умару, причитая и воздавая хвалу Аллаху, что ее сын вернулся живым домой. Жена, скромно опустив глаза, не могла скрыть улыбки радости, что ее муж вернулся. На следующий день Умар пошел в сельский совет и сказал: «воевать на передовой я больше не смогу, но должен помогать бить врага на трудовом фронте». Брался за любую работу. Агитация имела большое значение для поднятия духа тружеников. К Умару потянулись сельчане, несмотря на его молодость и скромность. Он заслужил уважение старейшин села. Народ верил в победу, трудились все от мала до велика: «Все для фронта! Все для победы» – транспаранты горели кумачом на «полуторках». С селения Агишты шли караваны машин, увозивших на фронт продовольствие и собранные жителями посылки для бойцов.

Беда грянула внезапно, словно молния средь ясного неба! Защитники Родины, шедшие дорогой войны с 1941 года по 1944, выгнав фашистскую нечисть с территории Советского Союза, в одночасье были объявлены врагами народа.

Указ о депортации был подписан Сталиным.

23 февраля навеки войдет в историю чеченского народа трагедией невосполнимых утрат и потерь.

Семья Налаевых была сослана в Казахстан. Но не склонил голову Умар. Он говорил родным: «Нам испытание дано, и его нужно вынести с честью». Не сломила его и смерть двух сыновей, он работал не покладая рук. Заседал в парткоме, шил и чинил обувь. К нему шли переселенцы за советом и помощью. Нет, не было единого случая, чтобы Умар кому-то отказал. К его боевым наградам прибавилась награда «За доблестный труд».

Настал долгожданный день возвращения домой. Семья вернулась в родное село в 1957 году. Умар пошел работать секретарем в сельский совет, а по вечерам чинил сельчанам обувь. Жена Аймани с трепетом ухаживала за мужем, раны которого давали о себе знать. Семья Налаевых была на удивление дружная и крепкая. Соседи часто ставили их в пример своим детям. Умара слушались беспрекословно, исполняя все его поручения.

Невзгоды и забота подкосили здоровье жены, и она ушла в мир иной. Умар тяжело перенес смерть жены, осунулся и стал часто болеть, а затем слег. Сын Гелани, как мог, окружал отца заботой, а старший внук, любимец дедушки Хасан, забыв об играх и улице, неотлучно находился рядом с ним. Врач лишь покачивала головой и бессильно разводила руками.

В один из вечеров Умар сказал внуку: «Я старался честно жить, не гневить Аллаха, а вот подвига на войне не совершил». Хасан впервые возразил дедушке: «Нет, дада, посмотри, сколько у тебя медалей, и как тебя люди любят!». Мальчик в порыве прижался к дедушке, затем смущенно опустил глаза – чеченский мужчина не должен показывать свою слабость.

Бережно и с огромной болью в семье Налаевых хранят память о Умаре и его внуке Хасане, который трагически погиб.

Память – это сила, способная вызвать любую эмоцию, это сильнейший воспитательный фактор. Память – это то, что заставляет Гелани Налаева гордо говорить: «Я – чеченец, и отец мой – герой, он первым вступил в неравный бой с фашистскими захватчиками. Это он, несмотря на недуг, работал не покладая рук, трепетно сохраняя и передавая обычаи своих предков нам, своим потомкам!».

Наталья ВИКИЕВА, № 115 (2549)

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |