Мир
В Тайланде женщина отравила 14 друзей из-за зависимости от азартных игр
Главная » НОВОСТИ » Войлочное производство ногайцев
Войлочное производство ногайцев
05.11.2015 15:37
В настоящее время наблюдается тенденция интереса всех народов нашей страны к своим национальным традициям, историческому прошлому, культуре своего народа. Оно-то и понятно: ведь народ живет до тех пор, пока живы его традиции, обычаи, язык, культура. Поэтому моя статья посвящена традиционному промыслу ногайцев – войлочному производству.
Об этом говорит тот факт, что обширная ногайская степь, родина потомственных чабанов, вырастила восемь Героев Социалистического Труда в годы существования СССР. Один из них наш земляк – Наурды Эсмухамбетов, делегат 22 съезда КПСС, заслуженный работник сельского хозяйства СССР.
Традиционное хозяйство ногайцев характеризовалось господством натуральных и полунатуральных форм. Из домашних промыслов важную роль в экономике местного населения занимало производство войлока и войлочных изделий.
Войлок исторически представляет собой один из самых ранних материалов, требовавших специального изготовления и широкого распространенного в домашнем быту населения, занятого скотоводством. Поэтому резкого, значительного отличия в традиционной технологии производства войлока у ногайцев нет.
Издавна и повсеместно в основе этой технологии лежал принцип уплотнения специальными приемами слоя шерсти, разложенной на ровной поверхности. Дополнительно отбеливали в белое полотнище войлок в растворе специально заготовленной золы растений. Мастерицам была знакома такая операция по уплотнению войлока, как непродолжительное вращение полуготового полотнища в горизонтальном положении. Только для ногайцев был характерен такой технологический прием, как трепание свернутого в кольцо войлочного рулона, подбрасывая его то вверх, то вниз. Полуготовую кошму ногайские мастерицы, обильно полив горячей водой, пропаривали на солнце. Свернутый в рулон войлок женщины, попарно рассевшись по разные стороны от него, с силой толкали от себя ногами, это была довольно трудоемкая и длительная процедура по уплотнению полотнища и его выравниванию.
В арсенале технологических приемов ногаек был и такой метод уплотнения войлока, как битье будущего полотнища, свернутого вместе с подстилкой в рулон, о землю, держась при этом за веревочные петли, прикрепленные к рулону. В качестве подстилки под слои шерсти будущего войлочного полотнища ногайки, в отличие от других мастериц, чаще всего использовали камышовую циновку. Один из приемов предварительной подготовки шерсти к дальнейшей обработке заключался в битье мешков с сырьем, подвешенных к чему-либо или уложенных на землю, палками: операция способствовала очищению шерсти от пыли и примесей и придавала ей ворсистость и шелковистость. Улучшению качества сырья, а, следовательно, и будущего изделия, способствовало такое же битье палками по мешкам с сырьем, помещенным в непроточной воде.
Повышению качества изделия способствовало, как показывал богатый народный опыт, помещение на определенное время очищенной и разрыхленной шерсти на мороз, а также помещение тюков с шерстью в кучу преющего навоза. Операция по уплотнению войлока ногайками производилась преимущественно руками: к валянию ногами или под копытами лошадей, как это было принято у других народов, они не прибегали. Исследователями замечено, что при выработке войлока ногайские мастерицы избегали добавлять в сырье долю «кислой шерсти» и вообще каких-либо примесей.
Гребень для расчесывания шерсти ногайцам известен нескольких разновидностей, отличающихся друг от друга размерами и частотой металлических зубьев. Лучок для рыхления шерсти применялся у ногайцев в двух вариантах: в одних случаях мастерица, держась за дугу, быстро и равномерно опускала тетиву лучка в гущу шерсти; в других – тетива, опущенная в шерсть, ритмично натягивалась и опускалась пальцами, заставляя ее вибрировать. Шерсть, предназначенная для изготовления войлока на утепление пола помещения, не промывалась, на гребне не расчесывалась и лучком не обрабатывалась.
Все эти и другие частности технологических приемов и особенностей, в значительном большинстве перенятые, заимствованные другими народами Дагестана, Северного Кавказа и др., сложились в результате богатейшей народной практики многих поколений ногайцев, для которых войлок и изделия из него играли очень большую роль в быту и экономике.
С первых десятилетий XIX в. войлочные изделия пользовались большим спросом на всех узловых многолюдных базарах Дагестанской и Терской областей, Северного Кавказа, стали проникать в Закавказье и Южную Россию. Постепенно, к XIX в., ближе к его концу, местами у ногайцев стали налаживаться крупные войлочные производства с применением наемной рабочей силы.
Мешки «дорба» из войлока были незаменимы в обиходе и для хранения домашних вещей, продуктов, и при перевозках. Для ручных переносок и вьючных перевозок изготовлялись переметные сумы «курджины». В значительном количестве из войлока нарезались широкие и длинные ленты для закрепления тюков и вьюков. Зерно и другие сыпучие тела хранились и перевозились в мешках, вмещающих до 10 пудов зерна.
Широкое применение находили веревки разной толщины, скрученные из овечьей шерсти и конского волоса.
В каждой ногайской юрте хранились и широко применялись войлочные ковры различных размеров и разного предназначения.
Многие виды мужской, женской и детской одежды, обуви, головных уборов, также изготовлялись из войлока, особенно среди дагестанских ногайцев. К производству войлока, предназначенного для одежды, предъявлялся ряд требований. При отборе и сортировке сырья однотонности шерсти здесь придавалось большее значение выческе, и второсортная шерсть в таких случаях вообще не применялись. Слой шерсти для войлочного полотнища укладывался тоньше, периоды между очередной обкаткой и обрызгиванием водой слоя шерсти были меньше, удалению неровностей тоже отводилось больше времени и внимания, вычесывание и сглаживание войлока производилось преимущественно специальной щеткой из конского волоса и проч. Из тонкого, легкого, однотонного войлока шили куртки и кафтаны, войлочные чулки, войлочные шляпы. Особенно высококачественные и крепкие сорта войлока шли на пошив бурки; ногайские бурки, хотя внешне выглядели по сравнению с андийскими менее эффектно, по качествам не уступали им и даже превосходили.
Традиционное ногайское жилище – юрта, возводилась на основе деревянного каркаса, сплошь покрытого войлочной кошмой.
Традиционно ногайские мастерицы прибегали к нескольким способам орнаментации ковровых изделий. Известна была ногайцам орнаментация войлочных ковровых изделий посредством аппликации – нашивания узора, вырезанного из войлока или ткани одного цвета на войлок другого цвета. Для прочности и красоты контуры орнамента обшивали тесьмой контрастного цвета.
Узорное простегивание – наиболее популярный способ нанесения узора на войлочный ковер ногайцев. Это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и сам войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными.
Из белой и коричневой шерсти изготовлялись и молитвенные войлочные коврики «намазлык» размерами 80×120 см. Они украшались вышивкой и аппликацией, в них применялась мусульманская символика (звезда с полумесяцем), обозначалось место преклонения головы. Такой коврик дарился стороной невесты старшему родственнику жениха.
Будучи порождением специфики естественно-географических и хозяйственно-экономических условий развития общества, войлочное производство ногайцев накладывало своеобразие на значительную часть семейной и общественной жизни общества, на специфику отдельных черт экономического и культурного развития общины, округи, ареала и др.
Аля КУРГАНОВА
№ 204 (2638), 05.11.2015
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста