Пт, 22 ноября, 22:40 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Экологическое образование

Экологическое образование

01.03.2016 10:52

Бурное развитие экологического образования во второй половине 20-го столетия стало реакцией общества на ухудшение состояния окружающей природной среды и истощение невозобновимых природных ресурсов.

Фото с сайта vesti95.ru

Международное сообщество предприняло активные действия, направленные на охрану окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Экологическое образование и воспитание явились важнейшей составляющей этой работы.

За этот период в Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, непосредственно касающихся экологического образования: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991), указы президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996) и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002).

С принятием в стране федеральных законов, касающихся охраны окружающей среды «Об охране окружающей природной среды (1991, 2002), «Об образовании» (1992), были созданы правовые основы формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования.

Экологическое образование было признано приоритетным направлением в образовании на совместной коллегии Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1994).

В 1990-е годы экологическое образование получило поддержку на уровне Правительства Российской Федерации. Были подписаны два постановления Правительства РФ по вопросам развития экологического образования: 1) «О мерах по улучшению экологического образования» от 3 ноября 1994 года и 2) «Об утверждении Межведомственной комиссии по экологическому образованию населения и его персонального состава» от 26 января 1995 года.

В первой половине 1990-х годов была разработана и внедрялась «Концепция общего среднего экологического образования». Но в конце 1990-х годов предмет «Экология» был исключен из федерального компонента базисного учебного плана средней школы, что привело к спаду всей системы экологического образования России.

В 1992-2002 годы были разработаны государственные образовательные стандарты среднего и профессионального высшего образования и расширены специальности экологического профиля. Созданы программы, учебники, учебные пособия по экологии для подготовки специалистов в высших и профессиональных средних образовательных учреждениях. Введены дисциплины экологической направленности в соответствии с профилем учебного заведения.

Большое значение в системе непрерывного экологического образования имеет экологическая подготовка педагогических кадров. В 1994 году для педагогических вузов была утверждена специальность «Экология» с квалификацией «Учитель экологии». Однако с 1999 года в государственных образовательных стандартах второго поколения подготовка учителя экологии была исключена.

Законодательной основой развития экологического образования и воспитания стала Конституция Российской Федерации (1993), установившая право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Нормативно-правовая база для развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения была создана в некоторых субъектах Российской Федерации. В 1995-2002 годы были приняты законы об экологическом образовании в шести субъектах федерации: Республике Дагестан (1996), Республике Башкортостан (1997), Ульяновской области (1997), Приморском крае (2001), Ханты-Мансийском автономном округе (2001), Камчатской области (2002). В двух субъектах Российской Федерации действуют указы глав администрации по развитию экологического образования: Свердловской области (1998) и республике Коми (1999). Во многих субъектах федерации руководствуются соответствующими постановлениями администрации и приказами исполнительных органов власти. В тех случаях, когда не создана собственная нормативно- правовая база, руководствуются только соответствующими федеральными документами по экологическому образованию.

При переходе Российской Федерации к устойчивому развитию принципиальное значение приобретает разрушение старых, укоренившихся в сознании людей, стереотипов потребительского отношения к природным ресурсам. Экологическое образование служит основой формирования экологически ориентированного мировоззрения людей и должно стать всеобщим и непрерывным, охватить практически всю жизнь каждого человека — от младенчества до старости.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ определил одним из важнейших принципов государственной экологической политики формирование экологической культуры, он ориентирует российское общество на создание системы всеобщего и комплексного экологического образования:

Глава 13. Основы формирования экологической культуры

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и профессиональное высшее образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм, осуществляется преподавание основ экологических знаний.

В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74. Экологическое просвещение

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Рассматривая перспективы дальнейшего развития экологического образования и просвещения населения Российской Федерации, органам необходимо решить следующие первоочередные задачи:

— совершенствовать нормативно-правовую базу;

— развивать научно-методическую и материально-техническую базу;

— улучшать информационное обеспечение населения;

— решить проблемы финансирования.

Одновременно необходимо осуществлять модернизацию экологического образования, ориентируя его на реализацию идей устойчивого развития. Очевидно, что без государственной поддержки эта задача решена быть не может.

Экологическое образование и воспитание населения – важнейшее направление государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, о чем свидетельствует экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная правительством в августе 2002 года.

Рамзан Нухигов, директор Республиканского эколого-биологического центра г. Грозного

Вести Республики №37 (2721), 01.03.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |