Мир
В Тайланде женщина отравила 14 друзей из-за зависимости от азартных игр
Главная » НОВОСТИ » Царство Сим-Сим. А было ли оно?
Царство Сим-Сим. А было ли оно?
03.03.2016 09:14
Спят гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
И вновь, и вновь на мировом погосте
Одни лишь письмена.
Фото с сайта vesti95.ru
Потомки царя пытались укрепиться здесь, назначив своих вельмож князьями, которых звали Байриг и Элди Талата, которые сразу начали междуусобную войну. Царь Сурракат и его сын Бира не сумев закрепиться здесь и восстановить свою былую власть в царстве Сим-Сим, вместе со своими войсками ушли частью в Китай, частью в Японию» («Топонимия Чечни», Грозный, 2008 г. стр 105). А теперь процитирую Йогана Готлиба Георги («Кавказ» – проект Катляровых 2010 г., составитель В. Аталиков, стр. 105»): «Чеченеги» живут в кистинском и чеченском округах по Аргуну и Тереку… Язык у них из китайского наречия, и в домашнем своем хозяйстве не имеют они от них никакого различия».
А теперь еще одна цитата. На этот раз немецкого путешественника Якоба Райнегса (там же. стр. 182): «Племя Басти» (басти – весна, чеч.) закрепилось на левом берегу реки Си-ун-це и отделяется ею от племени «алти» (?), а также от большого грабительского, называющего себя «чеченцы». Это племя под названием основного ствола Чачкере (?) и Герментик (?) простирается на восток вдоль хребта до реки Су-ин-це (по утверждению Аталикова так в те годы называлась Сунжа – О.Д.). Многие жители этого племени живут и дальше на восток, где их распространение ограничивается племенем «кигы» (?), граница между ними река Уй-дун (?), наверное так назывался Аргун в китаизированной транскрипции.
Много вопросов возникает, когда углубляешься в топонимию, гидронимию, этнонимию и историю Чечни. Дать на них исчерпывающие ответы непросто. Если глубже вчитаться в начальную часть данного исследования, оторопь берет. Как же так, не мог царь Сим-Сима увести свой народ в такие дали, как Китай или Япония. Кто он, этот царь? Вопрос за вопросом! Или такое, что имел в виду немецкий путешественник Иоганн Готлиб Георги и на что он опирался, утверждая, что «чеченеги» говорят на китайском наречии и уклад у них китайский? Или взять названия рек в явно китаизированном звучании – эти гидронимы случайно так называются или же есть что-то роднящее. Тогда допустим вопрос: «А к какой расе мы относимся, и почему мы не узкоглазые?
В силу определенных обстоятельств я, во избежание ареста дудаевскими чекистами, уехал на Дальний Восток, в Приморье, где редактор Чугуевской районной газеты Валерий Малышев с первого дня знакомства предложил мне должность редактора отдела своей газеты «Наше время». На первых порах жил я у него. С присущей мне любознательностью стал я допекать его вопросами. Один из них: почему микрорайон Чугуевка, где он живет, находится в месте, напоминающем древнюю крепость?
– В этих краях находилась могучая империя чжурчженей, – сообщил Валерий Малышев, – и наш многоэтажный дом наравне с другими находится в центре некогда крепостной стены, и ничего больше сказать об этом народе не имею.
Но меня это не могло остудить. Жажда проникнуть в историю загадочных чжурчженей становилась все мучительней. Об идентичности этого народа с многовековой давностью происхождения с современным тутошним народом, называемым маньчжурами, я узнал из Всемирной истории. Причем, как чжурчжени, так и маньчжуры правили Китаем как в древние, так и в более поздние века. Империя Си-Сяо (а ведь очень благозвучно это название с названием царства Сим-Сим, чей царь Сурракат откочевал со своим народом в Китай и Японию – О.Д.), которое просуществовало до конца 13 века, пока орды Чингисхана не покорили его. Таким образом чжурчжени на несколько веков потеряли свое влияние на Поднебесную. А потом, в 16 веке, вновь восстановили ее, пока японские войска не захватили маньчжурскую империю и не свергли императора Пу И. Таким образом, утолив свою «жажду» в одном, что касается вопроса чжурчжене-маньчжурского, появилась «жажда» получить ответ на другой: как вникнуть в этимологию слова «Ула-хи»? Дело в том, что Чугуевский район раньше так и назывался – Улахинский, местная газета – «Улахинской правдой», местный совхоз «Улахинский» и т.д. Наталкивало на размышление и то обстоятельство, что до революции местная довольно-таки большая река Уссури называлась Ула-хе. Смущал последний слог – «хи», что на моем родном языке означает – «вода». И мои дальнейшие «исследования» можно было и прекратить на этом. Но совершенно неожиданно обнаружил, что в этих краях есть еще и еще немало рек подобным образом звучащих, с последним слогом «хе» и «хи»: Май-хе, Мулай-хе.
Собственно, на берега этих дальневосточных рек я попал, когда был призван на воинские сборы офицеров запаса, которые проходили в городках станционного типа – Шкотово-1 и Шкотово-2. Меня по молодости, видимо, не смущало столь необычное для «чеченского» слуха название этих рек. Позже, сюда же, в Шкотово, были призваны на срочную службу чеченские парни и в их числе мой двоюродный брат Шарани Садаев. Он-то и привез оттуда «семена сомнения» по поводу «хе», «хи», «ху» в окончании названий тамошних рек, протекающих на юге Дельнего Востока России, в центре Китая и по его северным провинциям, а также во внутренней Монголии, в особенности – тяготеющей к северо-востоку ее. Именно эти территории и представляли собой маньчжуро-чжурчженскую империю, которую длительное время знали как «империю цзинь» и империю Си-Сяо».
Снова, спустя 25 лет, оказываюсь на Дальнем Востоке. Приступаю всеми доступными способами и средствами к продолжению начатых до этого исследований, лейтмотив которых – поиск ответов на другие, попутно возникшие вопросы, первый из них, конечно же «Царство Сим-Сим, а было ли оно?». А в процессе этого возникла масса других, переходящих за рамки «целого конгломерата, появившихся при первом моем пребывании в Дальневосточье. Обнаружив здесь империю Си-Сяо, прихожу к выводу, что она и царство Сим-Сим могут иметь один корень происхождения. Уж слишком близкородственно их звучанье. А если вспомнить, что, согласно «Топонимии Чечни» Ахмеда Сулейманова, царство «Сим-Сим все-таки существовало и откочевало в Китай, где, примерно, в те же века там возникла империя Си-Сяо, то смело можно согласиться, что они близкородственные субъекты.
А дальнейшие мои исследовательские «хождения» в Хабаровском и Приморском краях, по провинции Китая Сыгуань и северо-востока Монголии укрепляют меня в этом мнении. Дело в том, что нахожу неисчислимо много, помимо «хи», «хе» и «ху», топонимов, гидронимов, этнонимов и других схожих по звучанию и смыслу речевых звеньев. К примеру, на пространстве Большого и Малого Хингана обнаруживаю такие топонимы: Эрен-хото, Улан-хото, Нилин-хото (по-чеченски – впадина). В немалых количествах, кстати, в китайской топонимии присутствует и наше родное «Чу»: Рошни-чу, Чожи-чу, Мартан-чу, Танги-чу. А вот китайское звучание: Наг-чу, Дза-чу, Ли-чу.
Но вернемся, пожалуй, к терминам с «водным окончанием»: хе, хи, ху. Только близ Благовещенска правый берег Амура принимает со стороны Китая следующие притоки: Танаван-хэ, Хай-хэ, Мо-хэ, Изюли-хэ, Гань-хэ. Сравните с чеченскими названиями: Гин-хэ, Нит-хэ, Арм-хэ. Можно до бесконечности перечислять китайские реки, начиная с главной этой страны Хуан-хэ (уж точно известно, что в переводе на русский язык это название означает «Желтая вода», и она, кстати, впадает в желтое море, которое она и подкрасила своими водами).
Для разнообразия и пущей убедительности назову еще несколько рек и озер Китая из того же ряда «хе», «хи» и «ху»: озера Дунтин-ху, Хуэн-ху, Рай-хэ; реки: Поян-ху, Нэ-хэ, Гло-хэ, Али-хэ» (здесь, в скобках, сделаю небольшой экскурс, теперь уже в Иран, где протекают реки с окончанием в их названиях тем же слогом «хи» и «хе»: Джерра-хи, Кер-хе… Но здесь все это, скажем так, объяснимо: северо-запад Ирана – это в историческом прошлом – Восточное Урарту, где, по утверждениям ученых, жили нахские племена, в лексиконе которых слово-приставка «хи» означало – вода.
В связи с вышеприведенным вернемся, однако, к «Топонимии» Ахмада Сулейманова, к этой бесценной кладези, за помощью к которой мы, самодеятельные исследователи, к числу которых я отношу и себя, и ученые вместе с нами слишком робко обращаемся. Совершенно это нас не оправдывает. И долгом, и делом считаю для нас необходимым чаще обращаться к трудам и пророчеству этого великого чеченского исследователя и мыслителя, с которым я имел честь общаться. Не скрою, многому от него набрался. В особенности от того качества его неуемной натуры: изучать все то, что достойно того.
Так вот. Настоятельно предлагаю заняться вопросом – было ли на самом деле царство Сим-Сим, существовал ли такой царь по имени Сурракат и его сын Бира? Не от его ли имени идут названия, скажем реки Бира, а также не связано ли с его именем название города Бира-Биджан, что в Приамурье? Или такое, что таит в себе топоним Сурракат, что в Индонезии? Кто его знает, где в процессе миграции оседали граждане Сим-Сима, подданные Сурраката… А может быть, и в Японии тоже…
И такое. Не из пальца же высосал немецкий ученый-исследователь Йоган Готлиб, заявивший, что в далекое средневековье в кистинском и чеченском округах проживали «чеченеги», язык которых состоит из китайского наречия, и в домашнем своем хозяйстве не имеют они от них никакого различия».
Вспомним, что и земляк Готлиба, широко известный в мире ученых Якоб Рейнеггс тоже не из пальца высосал, «что название нынешней реки Сунжа раньше произносилось не иначе как Су-ин-це.
…Давайте же серьезно и вдумчиво займемся поиском ответов на вопрос из затененной стороны нашей истории. А то ведь «спят гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана. И вновь, и вновь на мировом погосте – одни лишь письмена». Так вчитаемся же в их таинственные строки. Начнем, скажем, с того, что из себя представляет царство Сим-Сим, о котором мы издавна много слышим, но ничего фактически о нем не знаем.
***
P.S. Есть у меня приятель – Эдик Абзоров из села Гехи. Знаток старины глубокой. Он, к примеру, так прокомментировал тему, в которую я, образно говоря, «въехал»: «Мы из истории знаем, что, начиная с 4-го века, было великое переселение народов, и что его движущие силы состояли из дальневосточных и алтайских народов. Они на века оседали на огромных пространствах, вносили в быт аборигенов элементы своей культуры, языка – генные компоненты».
Далее Э. Абзоров ссылается на то обстоятельство, что втягивали они во взаимопоступательном движении с Востока на Запад в свои потоки и племена кавказские. В особенности это происходило во времена татаро-монгольской империи, созданной Чингисханом.
– Эдик, а какой напиток был любимым у Чингисхана?
Эр-хи… опять «хи».
Олег Джургаев
Вести Республики, №39 (2723), 03.03.2016
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста
Добавить комментарий
Комментарии
- Игорь Рюрик
Feb 24 2021 11:54PM Не могу понять почему все отказываются от своего рода. Почему засекречена Мечеть Звездный храм недалеко от Ирия находится Меседа. Почему мусульмане не знают где похоронен пророк. Честь имею.