Мир
В Нью-Йорке банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 6,2 миллиона долларов
Ногайцы
29.04.2016 11:33
В настоящее время под этническим наименованием «ногайцы» (самоназвание «ногъайлар») известна часть населения Чеченской Республики, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Ставропольского края; некоторая часть ногайцев проживает в Турции, Румынии.
В ногайской среде бытуют два диалекта и один говор, возникшие в результате территориальной разобщенности народа. Диалектные народно-разговорные речи – караногайский (носители проживают в Ногайском районе Республики Дагестан), кубанский (Ногайский район Карачаево-Черкесской Республики), карагаши (Астраханская область). Говором признана речь ногайцев Нефтекумского района Ставропольского края. Своеобразна речь ногайцев, проживающих в Чеченской Республике.
Ногайцы в силу своей немногочисленности не имеют единой этнической автономной административной территории. В республиках, где сосредоточена большая часть ногайцев (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика), созданы районы с одноименным названием. Оттуда поступает периодическая печать, учебно-методическая и художественная литература, ведутся радио – и телепередачи на ногайском языке.
Ногайцы в своей основной массе сосредоточены в Ногайской степи.
Религия – ислам, соответственно, основными праздниками являются Курбан-байрам и Ураза-байрам. Ногайцы – мусульмане-сунниты ханнефитского толка.
В антропологическом типе ногайцев есть как монголоидные, так и европеоидные элементы.
Общественный строй ногайцев характеризуется патриархально-родовым укладом. Взаимоотношения в семье и обществе строятся на нормах адата и шариата, что способствует сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщин и младших мужчин.
Среди ногайцев во все времена большим уважением пользуются хаджи, т.е. люди, совершившие паломничество в Мекку. По их разрешению открываются примечетские школы. Они наряду со старейшинами участвуют в разрешении спорных вопросов и конфликтов. У ногайцев наряду с духовным высоко ценится светское образование.
История
Этноним «ногайцы» восходит к имени хана Ногая, с именем которого связано начало формирования древнего ядра ногайского этноса. Дед Ногая был седьмым сыном Джучи. От отца Ногай унаследовал земли, расположенные между Днепром и Днестром. В первые годы правления улусом он намеревался содействовать миру между монгольскими улусами. Из истории видно, что этого не случилось. С укреплением власти в наследственном улусе Ногай начал распространять свое влияние на другие улусы. В течение 30 лет Ногай вел борьбу за власть в Золотой орде, которая носила ожесточенный характер и привела к разрыву отношений между Ногайским улусом и Золотой ордой. Вскоре после отторжения Ногая от Золотой орды начались войны за восстановление монгольской империи и создание единого государственного управления. Организатором и вдохновителем этих войн был хан Токтай, решивший при поддержке монгольских царевичей избавиться от Ногая. Об обстоятельствах и времени гибели Ногая в литературе существуют различные сведения. Однако и после поражения Ногая на территории улуса продолжались военные действия. Остатки войск Ногая возглавили его сыновья и в течение трех лет вели вооруженную борьбу с Золотой ордой. Но внутренние распри, возникшие в борьбе за овладение престолом между сыновьями Ногая, не позволили им одержать победу в следующих сражениях с ханом Токтаем. Война завершилась признанием власти Токтая. Таким образом, временно было приостановлено единство страны в Джучиевом улусе. Один из племянников Ногая с тремя тысячами всадников оставил пределы улуса, а часть переселилась в Прикаспийские степи. С ликвидацией Ногайского улуса имя Ногая не исчезло в памяти его обитателей. В конце XIV века оно возродилось в качестве этнического самоназвания целого народа в рамках очередного государственного объединения, во главе которого стоял Едигей. Принадлежавшая Ногаю орда стала называться Ногайской. Что же способствовало столь широкому распространению имени Ногая? Ногай оставался крупным государственным деятелем около сорока лет. За это время его слава распространилась не только в улусе, но и далеко за его пределами. Имя Ногая знали в Золотой орде, в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на Северном Кавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Всеобщее признание полководческих заслуг Ногая и страх перед его именем не могли не повлиять и на улусных жителей созданного им государства. Они начали именовать себя «людьми ногайского улуса», а созданное им государство «старинным юртом Ногая». О том, что еще при жизни имя Ногая прилагалось к подвластным ему людям, свидетельствует следующее: во время войны с венграми в 1385 г. воинов Ногая, участвовавших в этом походе, современники называли «ногайскими татарами».
Н.А. Аристов отмечал, что «степи западной половины улуса от Урала до Дуная служили для кочевок остатков половцев и предшествовавших им тюркских племен, объединившихся с частью кипчаков под общим названием ногаев, по имени племянника Берке-хана Ногая, который в конце XIII века ставил и свергал ханов по своему усмотрению, опираясь на силы, с которыми кочевал по Южной России». После полного разложения Золотой орды ногайцы продолжили свое спокойное существование на севере Кавказа.
Позже ногайцы поддержали революцию большевиков. В рядах революционеров выступили представители ногайского народа – А. Ахлов, М. Санглибаев и другие. Ногайцы участвовали в Гражданской войне в рядах Конной Армии С.М. Буденного и в бригаде Я.Ф. Балахонова. В годы Великой Отечественной войны сыны и дочери ногайского народа встали в ряды защитников Родины, многие были награждены боевыми орденами и медалями.
В конце 20 века в хозяйстве и культуре ногайцев произошли коренные изменения. Прославленный чабан Нурди Эсмухамбетов первым в стране был удостоен звания «Заслуженный работник сельского хозяйства СССР», а 3. Шамаров первым в ДАССР награжден орденом Славы трех степеней. В Шелковском районе ЧР особо отличились Куру Ажмамбетов, Бай-Али Таушев, Копала Байбулов – люди, посвятившие всю свою жизнь овцеводству и животноводству. Их труд был отмечен многочисленными наградами и Почетными грамотами.
Род занятий, пища
Основу хозяйственной деятельности большинства ногайцев в XIX-начале XX в. составляло кочевое и полукочевое скотоводство, преимущественно овцеводство. Разводили ногайцы также лошадей и верблюдов, а также крупный рогатый скот. Оседлые и полуоседлые ногайцы, особенно кубанские, занимались и земледелием. Основная масса кочевников-скотоводов стала переходить к оседлому образу жизни и осваивать земледелие лишь в начале XX в.; при этом животноводство продолжало оставаться доминирующей, преобладающей отраслью хозяйства.
Вообще, у ногайцев крупный рогатый скот являлся одним из основных показателей благосостояния семьи: он давал молоко, жир, мясо и кожу.
Наряду с животноводством ногайцы уделяли значительное внимание коневодству и верблюдоводству. Ногайцы разводили так называемых астраханских двугорбых верблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Верблюжье мясо, а особенно жировые отложения в горбах считались ценным пищевым продуктом, а топленый жир служил приправой к различным национальным блюдам. Из кобыльего молока изготовляли чудодейственный тонизирующий напиток – кумыс, который являлся лекарством против многих заболеваний.
Соответственно, пищу ногайцев составляло то, что доставляет им занятие. Главенствующую роль в рационе составляли блюда из мяса, молока и злаковых.
Основное ногайское лакомство во все времена, как ранее, так и сейчас – это «Катлама» – масляный слоеный хлеб.
Традиционное хозяйство ногайцев характеризовалось господством натуральных и полунатуральных форм. Из домашних промыслов важную роль в экономике местного населения занимало производство войлока и войлочных изделий. Войлок исторически представляет собой один из самых ранних материалов, требовавших специального изготовления и широкого распространенного в домашнем быту населения, занятого скотоводством. Также развиты были выделка овчин, сукноделие.
На данном этапе ногайцы занимаются разведением домашней птицы: индеек, кур, гусей и выращиванием помидоров, арбузов, дынь.
Одежда
Одежда, как и другие виды материальной культуры, развивалась во взаимодействии с одеждой соседних народов. Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами, характерными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа. Материал для одежды ввозили или изготовляли собственными силами. Одежда отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире.
Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она дает представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками, большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копье, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружье и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. Непременным атрибутом женского костюма являлся головной убор. В наши дни добрая половина ногайских женщин одевается согласно канонам ислама, предоставляя взору посторонних лишь лицо и кисти рук.
Значительное внимание уделяется украшениям, которые преимущественно из серебра, золото ногайки носят редко. Придавая большое внимание своей внешности, ногайки пользуются парфюмерными изделиями.
Культура
Культура ногайского народа своеобразна и богата, она бережно хранилась и передавалась из поколения в поколения. На сегодняшний день в республике функционирует Ногайский культурный центр, который основан в ноябре 1988 года благодаря ногайским энтузиастам. Из музыкальных инструментов на тот момент была лишь национальная гармошка и обыкновенный магнитофон, но было стремление сохранить, передать потомкам всю красоту обычаев и традиций родного народа. Основными направлениями работы культурного центра были и являются сохранение и развитие культурного наследия ногайского народа, возрождение обычаев и традиций, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения.
Финансовую поддержку на первых порах оказало Министерство культуры ЧИАССР.
На сегодняшний день условия изменились в корне: Ногайскому Национальному культурному центру, равно как и другим, уделяется огромное внимание – они получили автомобиль марки Газель (пассажирская) от Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, сценические костюмы, периодически получают ценные подарки от Министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Ногайский культурный центр в свою очередь радует успехами: является дипломантом многих фестивалей. Оно-то и понятно: ведь принимают участие на многих межрегиональных, республиканских, международных фестивалях и конкурсах.
Ногайский национальный культурный центр работает над возрождением обычаев, традиций ногайского народа, занимается сбором фольклора и устного народного творчества и бережно передает из поколения в поколение.
Коллектив Ногайского культурного центра сформирован из любителей своего дела, истинных патриотов своего народа, душой болеющих за свой народ и ценителей.
В целом, деятельность культурного центра многогранна: организация и проведение концертно-зрелищных мероприятий, участие в региональных, межрегиональных, республиканских фестивалях и конкурсах, проведение тематических вечеров, детских праздников, игровых программ, создание и организация работы клубных формирований по различным направлениям деятельности, проведение бесед, лекций познавательного часа по духовно-нравственному воспитанию, по здоровому образу жизни.
В целом, деятельность культурного центра многогранна. Им проводится ряд мероприятий, которые привлекают нашу молодежь к почитанию и познанию не только своего родного языка и культуры, но и культуры других народов республики.
Ногайский культурный центр стал площадкой для проведения различных встреч, культурных мероприятий, а также для обсуждения важных вопросов, касающихся жителей села. Но самое ценное то, что в работе центра принимают участие представители подрастающего поколения. Это говорит о том, что язык, а, следовательно, культура, литература народа будут жить дальше.
Разумеется, кропотливая работа Ногайского культурного центра была замечена руководством республики: они награждены многочисленными дипломами и ценными подарками Правительства и Парламента ЧР.
Современность
В настоящее время ногайцы – современный этнос со своей развитой культурой, традициями и обычаями. Ногайцы – самобытный народ: хотя нередки браки с представителями других этносов, они поддерживают свои традиции, обычаи, свою культуру. Ведь язык культуры понятен народам независимо от их нации и вероисповедания и является основой межнационального диалога.
В Чеченской Республике на сегодняшний день проживает чуть более 4 тысяч ногайцев, в основном, в Шелковском районе (сс.Сары-су, Воскресеновское, Каршыга-аул, Ораз-аул, ст.Червленная и др.)
Основной род деятельности – сельское хозяйство. Некоторая часть ногайцев занята в сфере образования, культуры, здравоохранения. Есть активисты-патриоты своего народа – Аля Курганова, журналист, член Общественной палаты ЧР; Амирхан Отемов – главный специалист Департамента национальной политики Министерства ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации; Амирхан Тилеков – работник сферы культуры и др.
Актив ногайцев принимает самое активное участие в жизни родной республики: ни одно мероприятие, происходящее в республике, не проходит без их участия. Праздничные мероприятия, круглые столы, заседания, митинги, спортивные мероприятия, субботники по облагораживанию родной республики – они везде.
Более того, они сами являются инициаторами многих мероприятий республиканского масштаба. Так, например, в 2014 году в Грозном, в музее им.А-Х. Кадырова, по инициативе ногайских активистов и благодаря поддержке Министерства культуры ЧР и Мемориального комплекса «Аллея Славы» прошла крупная этновыставка ногайской культуры, которая длилась месяц и возымела большой резонанс.
К тому же, немаловажно отметить, что эти же активисты поддерживают тесные отношения с ногайцами, проживающими в соседних регионах.
Ногайцы, которые проживают в Чеченской Республике на сегодняшний день, получают широкие возможности для творческого развития своей культуры, сохранения своих традиций и обычаев и трудятся в самых различных отраслях, внося тем самым достойный вклад в дело возрождения и процветания родной республики.
Миролюбивый народ. Проживает на протяжении многих веков среди представителей различных этносов в мире и согласии.
Предприимчивый народ. Иначе как объяснить череду этажных коттеджей-новостроек в Ногайском районе Республики Дагестан. Вообще, жилище ногайцев претерпело большие изменения в связи с ростом благосостояния. Планировка и убранство дома подчинены возросшим запросам населения. Соответственно, и населенные пункты, в которых компактно проживают ногайцы, – это современные поселения с административными и другими общественными зданиями и благоустроенными улицами. Почти в каждой семье имеется автомобиль.
Трудолюбивый народ.
Большинство молодых людей, в том числе юноши и девушки, только что окончившие школу, едут на определенное время в центральную Россию и на север страны на заработки. Те, кто не имеет возможности выехать (единственный ребенок в семье либо младший сын, который не имеет права покидать отчий дом), занимаются семейным бизнесом.
В районе, где компактно проживают ногайцы, они представлены во всех сферах жизнедеятельности региона: в политике, социальной сфере, экономике и образовании. Политика руководства республики направлена на сохранение культуры, традиций и обычаев народов, населяющих регион. И это важно, потому что многонациональность – наше главное достояние.
Аля КУРГАНОВА
Вести Республики, № 77-78 (2762), 29.04.2016 г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста