Мир
В Нью-Йорке банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 6,2 миллиона долларов
Главная » НОВОСТИ » Одержимый своей профессией
Одержимый своей профессией
05.05.2016 10:09
Появление на сцене этого актера зритель, предвкушая прекрасное перевоплощение его в героя, встречает громкими и продолжительными аплодисментами.
Эти высказывания о нем, талантливом актере, прекрасном мастере сцены, жизнь которого полностью посвящена становлению и развитию чеченского театрального искусства – Амране Джамаеве, который 9 апреля отметил свой очередной день рождения.
Актер Чеченского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова, народный артист ЧИАССР, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР, лауреат премии Фонда возрождения и развития Чеченской Республики, лауреат Интеллектуального центра ЧР «Серебряная сова», доцент Чеченского государственного университета А. Джамаев, однажды взойдя на театральные подмостки, сумел уверенно занять там свое место, завоевать симпатии зрителей, стать душой коллектива и, с достоинством преодолевая все жизненные невзгоды, исполнять свой долг– нести в массы слова искусства, делать нашу жизнь более разнообразной и интересной.
Сцена для него стала вторым родным домом. За годы творческой деятельности им создана красочная галерея разнохарактерных и высокохудожественных образов, каждый из которых актер пропускал через свою душу, полностью вживаясь и перевоплощаясь в создаваемую им роль. Богатый импровизационный потенциал позволил ему создать не похожие друг на друга человеческие характеры в спектаклях русской, зарубежной и национальной драматургии. Его актерский почерк отличает высокий профессионализм, мастерство. Амран обладает непредсказуемостью актерских находок, комедийных приемов.
В жизни – это удивительно скромный, порой даже чрезмерно застенчивый, но очень обаятельный, общительный, веселый и остроумный человек. Умеет с первых слов расположить к себе собеседника, дружить и дорожить дружбой .Даже иногда, находясь в образе своего очередного сценического героя, он может на улице не заметить знакомого и пройти мимо. Зная Амрана, на это никто не обижается…
В труппу театра А. Джамаев влился в 1973 году, после окончания с отличием актерского факультета Московского государственного театрального института им. А.В. Луначарского и свои лучшие годы всецело отдал верному служению развитию театрального искусства и культуры чеченского народа.
Более 40 лет Амран работает в Чеченском драматическом театре. Работает увлеченно, вдохновенно. Каждый день переступает порог театра, как в первый раз, с чувством гордости за свою республику и своей сопричастности к великому делу – служению искусством республике. Он не просто актер, а любимец публики, душа театра. С ним советуются, считаются с его мнением. Равняясь на него, молодежь учится постигать азы актерского мастерства.
С самого первого дня выхода на сцену национального театра благодаря незаурядным творческим способностям, яркой внешности, умению воплощаться в любую роль актер занял положение многообещающего артиста. Профессиональная деятельность Амрана началась с одной из сложнейших в мировой драматургии ролей – роли Яго в трагедии В. Шекспира «Отелло». Актеру, хотя он сам по характеру мягкий, спокойный и уважительный человек, удалось превосходно перевоплотиться в образ, характеризующийся самыми низменными человеческими пороками: завистью, злобой, интриганством, одержимостью морально и физически уничтожить другого человека. Роль удалась на славу. Зрители приняли молодого актера и поверили в его сценические способности.
Следующая постановка, в которой начинающий актер блестяще сыграл также одну из главных ролей, была пьеса «Человек из Ламанчи». Эти два спектакля сыграли в жизни молодого артиста важную роль – он приобрел твердую уверенность в себе, в свою профессию.
Но первой своей серьезной работой А. Джамаев считает роль Ханпаши Нурадилова в пьесе А. Хамидова «Бессмертные», которая далась ему нелегко. «До того роль играл Дагун Омаев – любимец зрителей, известный актер театра, снявшийся уже в те годы в нескольких кинофильмах. После Омаева это было большим волнением и испытанием, – говорит Амран. – Но роль получилась. Спектакль удостоился почетных дипломов Министерства культуры СССР, РСФСР и ВТО».
Вспоминая свои первые роли на сцене театра, Амран говорит: «В творческой карьере мне повезло. С самого первого дня моего актерства, судьба свела меня с замечательными режиссерами М. Солцаевым и Р. Хакишевым. Театральная школа обоих мастеров помогла мне в творческом росте. Мое актерское счастье, наверное, в том, что Р. Хакишев разглядел во мне то, чего я сам не видел и не знал. Моей первой работой под руководством Руслана стало исполнение роли Ханпаши Нурадилова в спектакле «Бессмертные». Я сомневался сумею ли, а Руслан вселил в меня веру, что все получится. И роль получилась».
Блестяще сыгранная А. Джамаевым роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя и вся постановка при показе на гастролях Чечено-Ингушского театра в Москве в 1984 году получила высокую оценку театроведа М. Швыдкого. Вот что писал он в журнале «Театр» (№4, 1985 г.): «Настоящим триумфом театра оказалась постановка гоголевского «Ревизора». Смелая, раскованная, с блестящими режиссерскими актерскими находками, она, на мой взгляд, является одной из заметных удач в сценической истории этой пьесы последнего времени…».
С неподдельной искренностью, одухотворенностью, пребывая в чарующем мире звуков, исполняет А. Джамаев роль Моцарта в «Моцарте и Сальери» по Пушкину. Великолепно передано им отчаяние и оскорбленное чувство самолюбия молодого Альберта, угнетенного скупостью Барона, своего отца («Скупой рыцарь» А.С. Пушкина).
Поразительные, совершенно не похожие друг на друга человеческие характеры и типажи созданы актером в русской и зарубежной классике, в национальной драматургии. Это Кочкарев в «Женитьбе» Н. Гоголя, Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова» А. Островского, Ломов в «Предложении» А. Чехова, Клеант в «Мнимом больном», Скапен в «Скапен, спаси любовь» Ж-Б. Мольера, Жухург в «Земле отцов» Р. Хакишева (спектакль удостоен звания лауреата государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского), Талаб в «Чудаках» С. Гацаева, Мамур в «Бунте невесток» С. Ахмадова, Джохар Дудаев в «Обете» Л. Яхъяева, Деловой человек в «Маленьком принце» А. Экзюпери, Сутарби в «Бож-Али» А. Хамидова. В этих и других спектаклях А. Джамаев раскрылся как замечательный, обладающий блестящим импровизационным даром, трагедийный и комедийный актер.
Спектакль «Скапен, спаси любовь», в котором главную роль играет А. Джамаев, с успехом был показан в Москве, стал участником фестиваля «сцена без границ». Удостоился почетных дипломов по двум номинациям: «Яркая сценическая постановка» и «Высокая культура».
В статье «Чувство ответственности», написанной к 50-летию А. Джамаева, автор отметил: «Актер должен уметь петь, танцевать, обладать творческим талантом раскрывать мир своего героя во всех проявлениях, убеждая зрителя, что на сцене говорит, действует, гневается не актер, а именно Яго или цирюльник, Омар или Лещинский, Ханпаша Нурадилов или Гили Кларенс, Сутарби или князь Потемкин, Труффольдино или Жарап, что мастерски демонстрирует нам актер Амран Джамаев».
С годами к актеру пришла широкая известность, он становится ведущим артистом театра. Ему одинаково хорошо даются серьезные и комедийные роли. На улице его узнают по сыгранным им ролям, благодарят, восхищаются. Ежегодно актер играет на сцене 2-3 новые роли. А всего за годы творческой деятельности им сыграно около 150 ролей. Среди них и сказочные, вплоть до Ш. Пьеро.
Одной из последних его работ на сцене является роль добродушного весельчака Акопа в комедии «Ханума» по пьесе грузинского драматурга Авксентия Цагарели. В этой роли он был прекрасен и превзошел все ожидания зрителей. Жесты, манера говорить, двигаться, острые сочные уместные шутки, глаза – все подчеркивало в актере его умение четко представить зрителю своего персонажа, передать колорит внутреннего состояния героя, сделать образ более ярким и запоминающимся. Наверное, нашелся бы и другой актер, который смог бы хорошо сыграть Акопа, но вряд ли у кого-либо другого, даже пусть и самого талантливого, получилось бы лучше сыграть эту роль, чем Джамаеву. Он умеет во время спектакля вносить какие-то свои неповторимые шутки, делать необычную мимику, движения, от чего персонаж становится еще интереснее, а зритель смеется над нелепостью заразительнее и громче от души.
И, самое главное, каждая сыгранная им роль надолго остается в памяти поклонников его творчества. И вне сцены, за стенами театра, Амрана часто называют не по имени и отчеству, а его сценическими именами.
А. Джамаев одержим своей профессией, предан ей до самозабвения. Живет театральной жизнью не только в театральных стенах. У него нет иного разговора, кроме театра и постановок. Амран – также ведущий и участник многих культурных и театральных мероприятий, проходящих в республике. Имеет знаки отличия «За культурное шефство над селом» и «За культурное шефство над Вооруженными силами бывшего Союза», почетные дипломы за исполнение отдельных ролей.
Когда я поинтересовалась, какие роли для него самые любимые, он, не задумываясь ответил: «Очень люблю роли с комедийным уклоном. Они играются легко, весело. Смеется зритель, и мне приятно доставлять ему удовольствие». И это, видимо, не случайно. Потому что Амран охотно подмечает забавляющие его черты в близких друзьях, людях. Может с таким же юмором говорить о себе, неизменно сохраняя открытую непосредственность. Его жизнелюбие, светлый взгляд на жизнь, умение дружить и ладить с людьми говорят о его душевном богатстве, доброте, нравственной чистоте. Об этом можно судить по его многолетней дружбе с актером театра Х. Азаевым. Их семейная дружба зародилась в 1968 году, еще в студенческие годы.
Актер А. Джамаев постоянно находится в гуще событий, занят новыми творческими поисками и замыслами. Подвижный, энергичный, он не умеет сидеть без дела. Вместе с тем, он прекрасный семьянин, заботливый дедушка. Они с супругой Х. Берсанукаевой, заслуженным работником культуры ЧР, заведующей литературной частью театра, с которой учились вместе в ГИТИСе и создали семью после окончания учебы, в чисто вайнахском духе вырастили двоих детей, а теперь помогают растить внуков.
Амрану Джамаеву хочу пожелать здоровья, жизненной и творческой энергии, оставаться таким веселым, добропорядочным и актером, и человеком, а нас, зрителей, радовать новыми ролями и остроумными шутками.
Малика Абалаева
Вести Республики, №80 (2764), 05.05.2016 г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста