Чт, 28 марта, 11:58 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Кавказ в прицеле НАТО

Кавказ в прицеле НАТО

16.06.2016 16:08

Стремление Грузии в НАТО, во многом напоминающее пагубную тягу человека к действиям, продиктованным скрытыми маниакальными позывами, хоть и не характеризуется продуманным, целенаправленным комплексом мер для его осуществления, но и не дает никому возможности усомниться в его наличии и способности активироваться при малейшем политическом благоприятствии.

На этот раз это стремление к самоуничижению проявилось в том, что на территории этой Южнокавказской республики проводились трехсторонние военные учения (уже вторые по счету) с участием полутора тысяч военных из США, Великобритании и самой Грузии. Произошло это без малого два месяца назад.

По прибытию в порт передислокации – город Батуми, представители западных армий очень четко обозначили цель своих учений: отработка действий, в первую очередь, по обеспечению мер, способствующих максимальному увеличению скорости переброски в столицу Аджарии соответствующего военного контингента и техники. И, судя по тому, что делегацию руководителей учений возглавлял сам командующий армией США в Европе генерал-лейтенант Фредерик Бен Ходжес, похоже, что этим учениям придается большое значение. В унисон сказанному будет звучать и то, что делегацию в международном аэропорту Батуми встречал начальник генерального штаба Вооруженных сил Грузии генерал-майор Вахтанг Капанадзе.

В кратком совместном интервью журналистам Ходжес и Капанадзе заявили: «Цель визита – ближе познакомиться с теми возможностями, которые имеют морские порты в акватории Черного моря, в том числе, в Грузии. В составе делегации есть офицеры из европейского командования США, а также армий Соединенных Штатов Америки, НАТО и стран Европы. Они должны ознакомиться с возможностями Батумского порта – насколько быстро можно перебросить сюда военную технику. Часть делегации представляют офицеры из сферы логистики. Будут продолжены работы для улучшения совместимости военных навыков. Скоро в Грузии пройдут совместные учения «NoblеPartner–2016». Именно через Батуми в страну прибудет отправленная из Болгарии на пароме танковая рота армии США».

Вместе с тем, по сообщениям армейских пресс-служб, в порт города Поти была доставлена тяжелая техника – 8 танков Abrams M1A2 и 7 БМП Bradley М2АЗ

Широко известное в Грузии издание «Резонанси» сообщает со слов военного эксперта Вахтанга Маисая, что саммит НАТО, который намечено провести в Варшаве 8-9 июля, будет в основном посвящен «угрозе со стороны России». Эксперт говорит, что в соответствии с этой концепцией на трех членов НАТО – Турцию, Румынию и Болгарию – возложена функция составить костяк военно-морской группировки в акватории Черного моря. Это новый проект, инициатором которого является Румыния. Указанную функцию пока выполняет шестой флот США, дислоцируемый в Средиземном море. Теперь же постоянное присутствие военно-морских сил НАТО будет распространено до Черного моря, непосредственно к морским границам России. Грузии и Украине отводится роль стратегических союзников альянса.

В 2003 году созданы силы быстрого реагирования НАТО, в которых участвуют страны, не являющиеся членами альянса. Это Швеция, Украина, Финляндия и Грузия. Эти силы по уставу должны участвовать в невоенных операциях. Также, без обиняков, приводится информация, которая недвусмысленно говорит о намерениях западных «партнеров по построению равноправного демократического мира», – изучаются эксплуатационные возможности гражданских аэропортов в Тбилиси, Кутаиси и Батуми и военных аэродромов в Марнеули, Вазиани и Сенаки. В процессе обсуждения особо подчеркивается, что в ходе так называемой войны «08.08.08» в Южной Осетии российские самолеты уничтожили все перечисленные аэродромы за исключением Тбилисского гражданского международного аэропорта.

Также особое значение приобретают морские пути, если учесть, что сухопутным способом страны НАТО смогут перебросить в Грузию технику только через Турцию. Именно через Турцию и Болгарию планируется перебросить в случае необходимости тяжелую технику. Однако у турецко-американских отношений есть свои старые обиды и поводы к подозрениям: в 2003 году Турция, несмотря на союзнические обязательства по НАТО, не пропустила вооруженные силы США в Ирак. Но совсем не факт, что эта ситуация повторится. Учитывая обострение российско-турецких отношений уместно предположить, что натовские войска в случае необходимости все же будут пропущены через турецкую территорию, причем, без особых сомнений со стороны Эрдогана.

Помимо сухопутных и воздушных путей, существуют и морские пути, на которые, как видно, натовцы обратили внимание в первую очередь. Американцы планируют перебросить в грузинские порты Батуми и Поти тяжелую военную технику из болгарских курортных городов Варна и Бургас и румынской Констанцы.

Однако этот вариант развития событий вызывает у грузинской стороны особую озабоченность. После того, как российские ВКС показали свои возможности в Сирии, они находятся в зоне особого внимания как редких друзей, так и многочисленных врагов. И нагнетатели обстановки в Закавказье прекрасно понимают, что российская авиация в случае превышения уровня угрозы в свой адрес легко может вывести из строя оба грузинских порта, а это приведет к усугублению и без того глубокого экономического кризиса в Грузии.

Чтобы избежать подобных рискованных шагов, грузинские и американские военные эксперты склоняются к мысли, что на территории Грузии должна быть размещена американская военная база. Но в Тбилиси прекрасно понимают, что решение о создании военной базы США у южных границ России неминуемо повлечет за собой кардинальный пересмотр экономических взаимоотношений, а это, в первую очередь невыгодно для самой Грузии – слишком уж тесно переплелись за несколько столетий и экономические, и социальные сферы жизни двух народов. Также в Тбилиси не могут не осознавать, что новые заокеанские партнеры преследуют, прежде всего, свои корыстные цели, и им глубоко безразлично то, что своими действиями они подвергают риску благополучие и безопасность грузинского населения, в подавляющем большинстве испытывающего теплые чувства к России.

Поэтому грузинские власти пока ограничиваются согласием только на проведение совместных учений вроде «NoblеPartner–2016» и AgileSpirit («Проворный дух»). Основная цель этих учений – повышение уровня боеспособности грузинской роты НАТО до показателей, необходимых для получения лицензии альянса. Кстати, эта рота должна со временем войти в состав натовских сил быстрого реагирования, упомянутых выше.

Помимо совместных учений, на территории Грузии развертываются учебно-тренировочные центры и различные военные объекты НАТО. Среди этих объектов заслуживает особого внимания военно-биологический «Центр исследования общественного здоровья (ЦИОЗ) им. Ричарда Лугара», функционирующий уже на протяжении пяти лет.

Все это, по мнению грузинских властей, должно привести к созданию базы НАТО, а это, как они считают, увеличит их безопасность. В связи с этим, вспоминаются слова российского президента, сказанные в ходе недавнего визита в Грецию, по поводу размещений натовской военной техники в Румынии: «…Они до сих пор не знали, что значит быть под прицелом…».

Совместные действия американцев и грузин не могут не вызвать соответствующей реакции у Москвы. МИД России заявил:«Рассматриваем столь последовательное «освоение» натовскими военными грузинской территории как провокационный шаг, нацеленный на сознательное раскачивание военно-политической обстановки в Закавказском регионе. В немалой степени этому способствует и откровенное потакание Вашингтоном и его союзниками реваншистским устремлениям Тбилиси».

Более того, в качестве ответных мер на осень текущего года министерством обороны России запланированы учения «Кавказ-2016» на территории Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов.

Исходя из всего этого и учитывая временами активирующийся Карабахский конфликт, расширяющееся сотрудничество Грузии с Азербайджаном и Турцией, приходится констатировать, что военная активность в кавказском регионе крайне высока. Не мешает также сделать акцент на том, что Грузия рассматривает Турцию как «стратегического партнера». А с учетом демонстрации Турцией, являющейся куратором блока НАТО в регионе Южного Кавказа, откровенно враждебной политики в адрес России, проблема приобретает особый негативный привкус.

В Тбилиси рассматривают в качестве военно-политических союзников также и Болгарию с Румынией. При этом заявляется о цели превращения Черного моря в «море НАТО».

Существует так называемый план действий по членству в НАТО (MembershipActionPlan – MAP). Несмотря на стремления Грузии и, к слову, Украины в Североатлантический блок, эти страны по многим ключевым параметрам не соответствуют выдвигаемым MAP требованиям – главное препятствие на пути этих стремлений то, что авторитетные члены НАТО, такие как Франция, Бельгия и, особенно, Германия не горят желанием в угоду сомнительному членству Грузии в блоке приобрести новую причину для конфронтации с Россией.

Но американцы, как всегда, верны себе. Они будут до предела нагнетать обстановку, подставлять партнеров, подвергать их риску, пользуясь тем, что сами находятся в относительной безопасности. И заокеанских благодетелей Грузии совсем не смущает то, что своими действиями они толкают страны Кавказа к тому же, что ввергло несколькими годами в военный хаос практически весь Ближний Восток. И кстати, многие страны арабского мира до разрушительных процессов, по сей день терзающих этот регион, тоже называли США своим стратегическим партнером и другом.

Беззастенчивое использование грузинских военных подразделений в операциях НАТО уже не редкость – подобным образом, а именно, жизнями своих солдат грузины вынуждены расплачиваться с новыми друзьями за финансовую помощь и трогательную заботу. В операциях в Ираке и Афганистане, например, грузинский контингент был самым многочисленным из стран-участниц, не входящих в НАТО.

Судя по реакции в прессе, учения «NoblеPartner-2016» обратили на себя внимание не только России, но и Армении. Однако в отношении позиций этой Закавказской страны, несмотря на то, что она является стратегическим союзником России, необходимо сделать ряд существенных оговорок.

Во-первых, ни в упомянутых отзывах прессы, ни в официальных заявлениях по поводу данных учений не прослеживается никакой озабоченности со стороны Еревана и подспудно подчеркивается, что подобная умиротворенность вызвана отсутствием на учениях турецких и азербайджанских военных подразделений.

Во-вторых, Армения продолжает сотрудничество с блоком НАТО в рамках программы IPAP – так называемого индивидуального партнерства. И это в то время, как Армения сохраняет членство в Организации Договора о коллективной безопасности и является стратегическим партнером России в Закавказье.Также, несмотря на крайне напряженные отношения Москвы и Вашингтона, в Ереване не рассматривают Соединенные Штаты как враждебную страну.

Впрочем, если уж быть до конца объективным, то, действительно, в информационном сопровождении учений несколько раз подчеркивалось, что тяжелая техника, доставленная в Грузию, будет после учений вывезена, а, значит, нет и особых поводов для беспокойства.

Но, опять же, военные учения подобного формата никогда не проводятся, что называется, для галочки – они всегда преследуют вполне осязаемые, конкретные цели. И закрывать на них глаза или поддаваться благостному настроению под убаюкивающие звуки миролюбивых речей в то время, как в паре сотен километров грохочет тяжелая техника с четырехконечной натовской звездой на бортах – это или непростительный самообман, или лукавая попытка ввести в заблуждение окружающих.

Подобная позиция сильно напоминает поведение сказочной зверушки, решившей заморить себя голодом, но припасшей в укромном месте немного еды на случай, если передумает. Действительно, союзники союзниками, но а вдруг завтра поменяются интересы, и сегодняшних противников будет выгодней иметь в друзьях. Так-то вот…

Тем более, что есть и более весомые поводы для беспокойства. Например, упомянутый выше военно-биологический объект министерства обороны США, сам факт существования которого выходит далеко за пределы общепринятых норм международного конвенционального поведения.

Позиция Еревана хорошо сочетается с позицией Тбилиси, который рассматривает статус Армении в сильном отличии от статуса России. Безусловно, учитывая тесное военно-политическое сотрудничество Москвы и Еревана, Тбилиси, тем не менее, в своей концепции национальной безопасности рассматривает взаимоотношения с Арменией как «тесное партнерство», в то время, как Россию представляет в качестве агрессора, оккупировавшего грузинские территории. Более того, партнерство с Арменией несколькими годами ранее формулировалось как «прагматическое сотрудничество». Так что, прогресс отношений, как видим, налицо.

Впрочем, осторожность Армении при более внимательном рассмотрении ее взаимоотношений с географическими соседями тоже можно объяснить. Она блокирована со стороны сухопутных границ с Азербайджаном и Турцией и, учитывая ограниченность коммуникационных возможностей с Ираном, Армения очень сильно зависит от степени открытости границ с Грузией и ссориться с ней никак не может.

Как бы там ни было, независимо от отношений с соседями по региону, Грузия очень рьяно демонстрирует желание дальнейшего сближения с НАТО. Во всяком случае, пока. Однако в политических кругах Грузии все явственнее звучат голоса, подчеркивающие необходимость поиска новых точек политического и экономического соприкосновения с Россией и преодоления кризиса, спровоцированного и по возможности усугубленного в период политической истерии американской марионетки Саакашвили.

И голоса эти звучат все настойчивей и весомей. В частности, лидер партии «Демократическое движение “Единая Грузия”», экс-председатель парламента Грузии Нино Бурджанидзе подвергла резкой критике действия официального Тбилиси в отношении политики сближения с Западом в ущерб, как она выразилась, связям с северным соседом. Также нельзя не обратить внимание на то, что министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе неоднократно подчеркивал возможность встречи со своим российским визави Сергеем Лавровым. Впрочем, политики Грузии часто проявляли далеко недружественные чувства в отношении России именно под дружелюбную риторику. Но государственные деятели, как и их не столь видные и менее известные сограждане, тоже наверняка подвержены разным политическим пристрастиям – все мы разные, и у каждого свое мнение. А значит, не стоит, насторожившись от проявления недружеских чувств другими политиками Грузии, заведомо отвергать пока что очень сдержанно протянутую Михаилом Джанелидзе руку.

Тем более, что мы прекрасно понимаем, что многовековая жизнь под сенью единого государства очень тесно сплела культуры и менталитеты двух народов. Грузинский народ внес очень существенные позитивные коррективы в русскую культуру, и эта мощная связь в полной мере работала и в обратном направлении: грузинский творческий и культурный потенциал на протяжении нескольких столетий формировался в тесном сотрудничестве с российским и под его влиянием. Этот факт никак не получится сбросить со счетов никакими политическими разногласиями – культура всегда находится над политической плоскостью, порой на недосягаемой для политических влияний высоте. Вспомним, что даже в самые страшные годы войны с немецким фашизмом в Советском Союзе были неприкосновенными имена Канта, Гегеля, Фейербаха, Бетховена, Баха, Гёте, Гейне, Шиллера, Дюрера, Ремарка. Точно так же, при всех имеющихся политических разногласиях с Грузией российская культура свято чтит имена Иоанэ Петрици, Шота Руставели, Николая Бараташвили, Ираклия Абашидзе и многих, многих других деятелей культуры этого древнего народа. Чтит и будет чтить, потому что политические пристрастия и интересы – вещь преходящая, а культура и стремление к дружбе – категории вневременные, не подчиняющиеся людским слабостям.

Муса Магомадов

Вести Республики, №113 (2797), 16.06.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |