Чт, 18 апреля, 15:09 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Сады для потомков

Сады для потомков

30.11.2017 14:42

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом, как единый живой организм. Даже самые незначительные вмешательства в окружающие процессы могут сказаться на всей экосистеме, а в последствии и на жизни людей. Наши предки всегда это помнили и к вопросам сохранения богатств родной земли относились с особым трепетом. Они передавали потомкам накопленные знания, рассказывали о приметах и поверьях, о своих наблюдениях за явлениями природы. Учили жить в гармонии с окружающим миром — это был один из основных принципов, которому нужно было следовать каждому чеченцу наравне с адатами и кодексом чести. Реки, родники, озера, камни, животные и даже насекомые — все имело ценность и считалось великим даром Создателя. Важное место в жизни отводилось деревьям. Леса всегда старались оберегать и не использовать без необходимости. На дрова заготавливали валежник, больные деревья. Среди почитаемых деревьев были груша и грецкий орех. Они считались священными, а тот, кто их срубил, согласно поверью, дошедшему до наших дней, попадал в ад.

Историк Лечи Ильясов в одной из своих статей рассказывает, что произвольная рубка леса была под запретом, а срубить дерево из озорства считалось страшным преступлением наряду с убийством человека. По имеющимся другим данным, существовал даже обряд, называемый «К1арлаг1а»– обряд проклинания. Люди проклинали срубившего плодовое дерево и бросали камни на пустырь. Неприязнь к человеку, нарушевшему запрет, была настолько высока, что каждый проходящий мимо бросал в груду камней новый камень и вырастала целая гора.

Более того, по словам того же историка, до недавних времен в некоторых районах горной Чечни существовали священные заповедные рощи. В них нельзя было охотиться, сорвать цветок или сломать ветку. Поэтому дикие животные в священной роще чувствовали себя в безопасности. Да и не только они. В далеком прошлом в заповедных рощах могли укрываться даже кровники, не боясь того, что их может настигнуть месть. Пребывание же в заповедных рощах в течение определенного времени, по народному поверью, приводило к исцелению от многих болезней.

Помимо этого, проводилась санитарная очистка леса. То есть, в зависимости от его состояния (несколько человек из села, обычно зрелого возраста, подавая пример молодым) раз в год очищали лес от сухих веток, поваленных ветром деревьев. Конечно же, очищалась та часть лесного массива, которая находилась вблизи села, или там, где проходят тропинки, протекают речушки и родники. На месте гибели старого дерева сажали новое, чаще плодовое дерево, рядом с которым вырастали новые ростки, они разрастались, и лес превращался в дикий сад. Одинокий путник всегда мог найти в таком саду что поесть и утолить голод. А осенью жители сел запасались в нем фруктами на зиму. Конечно, не за счёт одних молодых деревьев пополнялись закрома. Ведь в лесах Чечни растут дикая груша, слива, кизил, мушмула, боярышник и другие фрукты, и деревья вносили вполне ощутимый вклад в дело пополнения осенне-зимнего провианта.

Озеленяли чеченцы и пустыри, сажая плодовые и неплодовые деревья. Как рассказывает этнограф Сайд-Магомед Хасиев, традиция сажать деревья на пустырях сохранялась до 1944 года (до выселения чеченцев). После возвращения чеченцев из ссылки был один случай. В 1970 году, во время поездки к родственникам, ему повстречался старец, сажающий саженцы вдоль дороги из села Курчалой в село Цоцан-юрт. На вопрос, зачем он это делает, старец ответил, что дал клятву в знойной пустыне Казахстана, когда лежал голодный и обессиленный под пекущим солнцем, совершенно один: «Если вернусь живым домой, то посажу деревья вдоль дорог». Как делали это когда-то наши предки, для того, чтобы в жаркий солнечный день одинокому путнику было где укрыться, отдохнуть и утолить чувство голода. Вдохновленный благими намерениями старика, тогда еще молодой, Сайд-Магомед стал ему помогать.

По рассказу жителя села Гойты Урус-Мартановского района Сайд-Хасана Гайбатырова (1930 г. рождения), до середины 1800 года у молодых замужних женщин была традиция сажать деревья. То есть, после замужества новоиспеченная сноха на свой участок высаживала саженец акации белой или тутовника для своего погребального обряда.

В качестве примера он привел свою бабушку, которую звали Мом Гамаева. Она для использования в своём погребальном обряде (для «Уппаг1аш» — доски, которыми закрывают могилу) посадила саженец тутовника. Правда, ей он так и не пригодился… Она умерла в 1944 году, во время выселения чеченцев и ингушей, в поезде, в возрасте 120 лет.

В наши дни мы постепенно теряем связь с природой, не говоря уже о гармоничном сосуществовании с ней. А многие славные традиции, увы, забыты. Можно ли сейчас увидеть человека, идущего в лес, чтобы его оздоровить, или станет ли кто-либо разводить новые сорта деревьев в лесу и на пустырях. К тому же за свой счет, лишь для того, чтобы в будущем кому-то от этого было хорошо?.. Верится с трудом.

Но, оказывается, чеченские альтруисты в садоводческо-лесном деле нынче все же есть. И живут некоторые из них в селении Гой-Чу Урус-Мартановского района –Умар Ясаев и Усман Хасаров. Друзья несколько лет занимаются окультуриванием дикорастущих деревьев — «прививкой». Облагораживают они не свои сады, а лесную поляну. Благодаря им на окраине села появились десятки новых сортов деревьев, которые уже плодоносят, а некоторые начнут давать урожай через пару лет, радуя своими щедрыми дарами жителей села. Если говорить, что такое прививка плодовых деревьев, то это приживление на одном растении черенков другого. Процедура позволяет обновить старое дерево при снижении плодородности, получить на одном стволе урожай нескольких сортов и повысить морозоустойчивость. Основу для прививки садоводы называют — подвой, а приживляемую часть — привой. Приживление привоя на подвое выполняется различными способами. Их выбор зависит от сорта и размеров дерева, климатических условий, времени года. Существует несколько техник выполнения операции: окулировка, прививка за кору, копулировка, прививка в зарез, прививка в расщеп, аблактировка.

Садоводы-любители из Гой-Чу проводят прививку методом окулировки.

По словам Умара, культивированием деревьев разными способами занимался его отец. Но тогда, наверное, в силу своей молодости и «занятости», он особого интереса к этому делу не проявлял. Интерес к «прививке» у него появился в зрелом возрасте, после того, как подружился с односельчанином, заядлым садоводом Усманом. Вместе они решили превратить окраину села в сад с плодовыми деревьями.

В основном, садоводы-любители прививают яблоню, грушу, алычу. Эти сорта более устойчивы к резким температурным изменениям.

«Прививка способом окультировки, проводится при помощи почки, но только весной. На черенке и на самом дереве делают надрез. Затем прикладывают черенок к месту среза и аккуратно приматывают. Обычно для этой процедуры мы используем молодые растения», – рассказывает Усман Хасаров.

Говоря о правилах и тонкостях такой «хирургии», он отмечает, что на одном дереве можно вырастить плоды разного вида, привив несколько сортов. Однако важно при этом учитывать особенности роста ветвей каждого сорта, так как некоторые очень медленно растут. Первую прививку можно делать молодому дереву, возраст которого не меньше трёх лет, поскольку растение должно успеть окрепнуть, чтобы обеспечить необходимое питание. Деревья с внешними повреждениями, трещинами, ожогами или обморожениями в области ствола прививать нельзя. А лучше всего прививать деревья весной, в марте.

Садоводы-любители проводят прививку в свободное от основных рабочих дел время, чаще в пасмурную, но не холодную погоду. Потому что она считается идеальной для проведения процедуры.

«Мы заранее договариваемся о вылазке в наш «сад», обговариваем, какое дерево будем прививать, готовим привой. Иногда бывает, погода быстро меняется и наши планы меняются тоже. Но мы всегда стараемся довести начатое до конца», — говорит Умар Ясаев.

По словам садовода, прививка плодовых деревьев для него и Усмана такое же любимое дело, как, например, собирать старинные монеты или коллекционировать ретро-автомобили. Но только без поиска прибыли и славы.

Умар Ясаев считает, что каждый чеченец обязан думать о будущем последующих поколений и сделать что-то полезное для своих родных, сельчан и даже целого народа.

«Мы хотим оставить добрый след в жизни, чтобы благодать от трудов наших была для нас и в этом, и в другом мире. Пусть наш сад радует потомков», – говорит садовод.

Приятно отметить, что у садоводов-любителей появился ученик — Рамзан Музаев. Ему 25 лет. За год обучения успел привить десятки саженцев, усвоил несколько методов.

Прививкой плодовых деревьев, по словам Рамзана, он занялся из-за любви к природе. К тому же приобретенные навыки садовода пригодятся ему на своём приусадебном участке. Парень уверен, что окраину села они превратят в большой цветущий сад. Ну что ж, остается пожелать удачи!

Гой–Чу — не единственное место, где популярна прививка плодовых деревьев. В селе Сержень-юрт жил известный садовод по имени Селимсолт Техиев. Он провел более четырех тысяч прививок. На чеченском языке прививку называл «себуьлла» (себиллар), что дословно переводится как «зарубка», «метка».

Как рассказал его внук Насир Халимов, Селимсолт не позволял своему сыну Шарпудди, тогда ещё подростку, срывать плоды с привитых им деревьев и сам их не ел. Говорил, что это достояние общественности.

«Это не семейный сад, он для всех. Отнеси яблоки обратно. Ты сорвал столько, сколько ни за что не сможешь съесть!» – сказал дед моему отцу, вернувшемуся из лесной рощи, набрав охапку спелых яблок. – И он, конечно же, отнес», – рассказывает внук.

Свои силы в садоводческо-лесном деле стал пробовать теперь и Насир. Как и дед, старается на одном дереве вырастить несколько сортов. Хотя по его утверждению, у него это пока не очень получается, да и начал интересоваться садоводством не так давно.

«Дед умел видеть истинную природу вещей и для него даже обычное зелёное дерево было большим чудом. Такое дано не каждому», – подчеркивает Насир.

Истинную красоту вещей увидеть, конечно, может не каждый, но и не всякому дано творить доброе дело просто так, не ожидая получить за него барыш. И когда встречаешь таких альтруистическо-оптимистически настроенных людей, радуешься и заражаешься их идеями. Появляется надежда, что отношение к природе вновь изменится, а продолжателей дела Усмана, Умара, Селимсолты и вообще садоводческих традиций наших предков будет ещё немало. Ведь пустырей в Чечне хватит на всех желающих озеленить и обогатить их плодовыми деревьями.

Фаиза Халим

Вести республики № 93 (2986)

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |