Чт, 28 марта, 23:00 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Нурди Нухажиев: Существующий прокурорский надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных необъективен и неэффективен

Нурди Нухажиев: Существующий прокурорский надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных необъективен и неэффективен

25.03.2019 17:56

Уголовно-исполнительная система России нуждается в коренных изменениях. Об этом заявил Уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев.

Очередное обращение со своим видением проблемы в порядке информации он направил на имя заместителя Генерального прокурора РФ Николая Винниченко.

Нурди Нухажиев убежден, что существующий прокурорский надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных необъективен и неэффективен, поскольку сторона, поддерживающая государственное обвинение, по определению не может защищать их права. В связи с этим он считает, что крайне необходимо реформировать систему исполнения наказаний.

«Считаю, что для оздоровления пенитенциарной системы России в первую очередь необходимо, чтобы администрация учреждений была гражданской; чтобы была независимая от администрации системы медицинская служба, чтобы раскрытие ранее совершенных преступлений не было показателем работы для оперативных сотрудников учреждений. Другой важный аспект: прокурорский надзор, как инструмент обеспечения прав и законных интересов обвиняемых и осужденных в системе исполнения наказаний, необходимо заменить институтом так называемых тюремных судей, как это сделано во многих развитых странах»,- пишет он в своем обращении.

Омбудсмен информирует заместителя Генерального прокурора РФ, что в его адрес поступило письмо Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой с просьбой предоставить сведения о нарушении права на личную безопасность граждан, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, за 2018 год и январь-февраль 2019 года, которые ранее не направлялись в органы прокуратуры.

Данный вопрос планируется включить в повестку предстоящего в апреле 2019 года заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ, где будут рассматриваться результаты проводимых органами прокуратуры проверок исполнения законодательства РФ, направленного на пресечение фактов применения незаконных методов воздействия в отношении лиц, содержащихся под стражей и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Нухажиев акцентирует внимание Винниченко на том, что прокурорские работники в подавляющем большинстве случаев занимают одностороннюю позицию при исполнении законодательства Российской Федерации, направленного на пресечение применения незаконных методов в отношении лиц, содержащихся под стражей и осужденных. Их проверки, за редким исключением, необъективны, а выводы несправедливы.

«Основанием для таких выводов является наш многолетний опыт работы и результаты изучения проводимых по нашим обращениям органами прокуратуры субъектов России проверок жалоб обвиняемых и осужденных на нарушения их конституционных и процессуальных прав, на необъективность их задержания и расследования уголовных дел, на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, норм уголовно-исполнительного законодательства РФ», - говорит Нурди Нухажиев.

По словам омбудсмена, наиболее распространенным нарушением, согласно анализу поступающих жалоб, являются нарушение права на охрану достоинства личности, на неприкосновенность, свободу совести и вероисповедания, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

«Правовой статус подозреваемых, обвиняемых и осужденных мы понимаем как основанную на общем статусе прав граждан совокупность их прав и обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Они преступили закон. За это они наказаны, лишены свободы, изолированы от общества, родных и близких, лишены многих гражданских прав. Но и им Конституция РФ гарантирует права человека. Никто не имеет права нарушать гарантированные им Конституцией РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ права.

Однако реальность по данному вопросу свидетельствует об обратном.

Так, в 2018 году в органы прокуратуры субъектов России мною направлено 147 обращений с просьбой проверить жалобы обвиняемых, осужденных и принять меры прокурорского реагирования по защите и восстановлению их нарушенных прав и законных интересов. На все эти обращения, так же как и на такие же обращения предыдущих лет, поступили стандартные ответы: «доводы заявителей в ходе проверки не подтверждаются, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено, нарушений норм законодательства в действиях сотрудников учреждений не выявлено.

Трудно согласиться с тем, что все без исключения заявители наговаривают на надзирателей.

О полном восстановлении нарушенных прав заявителей, после их обращения в контрольные и надзорные государственные органы, говорить не приходится, в связи с незначительностью известных нам таких примеров. А примеров, когда написавший жалобу арестованный или осужденный подвергался за это наказанию, и отношение к нему менялось в худшую сторону, наша практика знает много, - констатирует Н. Нухажиев.

При этом, по словам омбудсмена, есть множество случаев, когда в ходе проведения проверки прокурорскими работниками игнорируются доводы членов общественных наблюдательных комиссий, адвокатов, которые по результатам посещений и личных встреч с заявителями подтверждают во многих случаях нарушение их прав.

Так, к примеру, желание заключенных молиться, иметь при себе разрешенные законодательством предметы религиозного культа, поститься в месяц Рамадан, отказы от приема пищи, в составе которой есть ингредиенты свинины, воспринимаются как нарушение правил внутреннего распорядка учреждений и оборачивается для них наказанием. За это их водворяют в ШИЗО, ПКТ, лишают свиданий. А прокуратура соглашается с такой практикой работы администраций учреждений.

В адрес руководителей органов власти и правозащитных организаций Чеченской Республики от арестованных и осужденных по-прежнему продолжают поступать многочисленные жалобы о насилии. Каких-либо кардинальных мер по его предотвращению по настоящее время принять не удается, и виной тому, считает Нухажиев, не только игнорирование таких фактов со стороны руководства учреждений, но и, в первую очередь, отсутствие должного объективного прокурорского реагирования на эти жалобы.

«Не секрет для общества, что во многих СИЗО и исправительных колониях ФСИН России по-прежнему функционируют «пресс-хаты», в которых заключенных различными методами подвергают физическому и психологическому насилию. Как видим, упражняются в садизме даже в наименованиях пыточных камер.

Не секрет и то, что соблюдение законодательства администрациями изоляторов временного содержания подозреваемых, обвиняемых ОВД и исправительных учреждений УИС, соблюдение правового статуса заключенных, их конституционных, гражданских, процессуальных и прочих прав зависит от эффективных и объективных действий прокуратуры. Своевременная реакция прокуратуры на факты унижения человеческого достоинства, жестокого обращения, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, обеспечения гуманных условий их содержания, на случаи несоблюдения соответствующих правил обращения с заключенными, в том числе по национальному и религиозному признакам, – необходимое условие для искоренения рассматриваемых проблем, - говорит омбудсмен.

Нухажиев обращает внимание Винниченко и на то, что исправительные учреждения ФСИН России, расположенные на территории Республики Мордовия, Пермского, Хабаровского, Красноярского краев, Иркутской, Свердловской, Челябинской областей, ЯНАО, Республики Коми, а также следственные изоляторы Москвы и других крупных мегаполисов России как «славились» произволом в отношении заключенных, так и продолжают эту практику. Свидетельством этому является очередной резонансный случай, имевший место 5 марта 2019 года в колонии строгого режима ИК-5 УФСИН России по Республике Мордовия, где группа осужденных, среди которых и осужденные жители Чечни, совершили массовое членовредительство в знак протеста против действий руководства колонии.

«Между тем считаю нужным отметить, что вопросу контроля над соблюдением федеральных законов в местах содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных прокуратурой Чеченской Республики уделяется большое внимание. Учреждения УФСИН России по Чеченской Республике и изоляторы временного содержания граждан ОВД МВД РФ по ЧР ежеквартально посещает лично прокурор республики Ш.М. Абдул-Кадыров. Вместе с членами Общественной наблюдательной комиссии Чеченской Республики осуществляет проверку условий их содержания, проводит личный прием заключенных. Время посещения прокурора республики администрациями учреждений заранее доводится до заключенных.

Нухажиев считает, что в значительной степени благодаря такой практике работы прокуратуры республики, жалобы арестованных и осужденных на условия содержания в пенитенциарных учреждениях Чеченской Республики сведены к минимуму.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |