Пт, 29 марта, 04:23 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Шейх Мансур – первый имам Кавказа

Шейх Мансур – первый имам Кавказа

01.12.2021 17:50

Шейх Мансур, Ушурма (1765 — 13 апреля 1794) — первый имам Кавказа, военный, религиозный и политический лидер кавказских горцев в конце XVIII века.

Об истории жизни и подвигах этого героического человека в своей научной работе рассказали президент Академии наук ЧР Шахрудин Гапуров, главный научный сотрудник сектора современной истории Института гуманитарных исследований АН ЧР Явус Ахмадов и кандидат исторических наук Абдула Бугаев.

Шейх Мансур родился в 1760 году в селении Алды. Его отца звали Шахбаз, родом из селения Элистанжи. С 1785 года (март-апрель) начались первые публичные выступления Мансура с религиозными проповедями перед жителями селения Алды. На его проповеди стекались тысячи людей не только из Чечни, но и из соседних регионов. Главное в проповедях Мансура – установление шариатских норм и духовное очищение людей. Он призывал к отказу от кровной мести, от взаимных ссор, убийств. Категорически запрещал набеги, кражи, употребление спиртных напитков и табака.

1785 г., май-июнь – подготовка и начало народно-освободительного движения горцев Чечни и Северного Кавказа под предводительством Мансура.

1785 г., 6 июля – первое крупное сражение между российским отрядом под командованием Пиэри (Пьери) и горцами под Алдами.

1785 г., 8 июля – экспедиция Апраксина против жителей селений Алды и Амирхан-Юрт.

1785 г.,15 июля – нападение повстанцев Мансура на Кизляр.

1785 г., 29 июля – поход восставших горцев против укрепления Григориполис.

1785 г., 19-21 августа – второй поход повстанцев на крепость Кизляр.

1785 г., август-сентябрь – рост недовольства кабардинских и закубанских народов действиями царской администрации.

1785 г., 30 октября – бой горцев во главе с Мансуром с царскими войсками в ущелье между укреплением Григориполис и Малой Кабардой (Кабарда).

1785 г., 2 ноября – сражение постанцев во главе с Мансуром с царскими войсками у сел. Татартуп (Кабарда).

1786 г., январь-февраль – начало нового этапа освободительного движения горцев и усиление репрессий царизма против восставших горцев.

1786 г., июль-август – новые организационные мероприятия Мансура в формировании горских отрядов.

1786 г., июль-август – отход от Мансура некоторых влиятельных горских князей и владельцев.

1787 г., январь-июль – религиозно-политическая деятельность Шейха Мансура на территории Черкесии и Адыгеи.

1787 г., 20-22 сентября – военные действия восставших горцев во главе с Мансуром против царских войск между реками Урупом и Лабой (Адыгея).

1787 г., октябрь – борьба горских повстанцев во главе с Мансуром на рр. Уруп и Кяфар (Адыгея).

1788 г., 25-26 сентября – сражение русских войск под командованием генерала Ратиева с турецкой армией Мустафы-паши и закубанскими горцами на р. Убинь.

1788 г., октябрь – попытки шейха Мансура, находящегося в Анапе, осуществить свою давнюю мечту – совершить паломничество в Мекку.

1789 г., сентябрь-октябрь – установление Мансуром тесных политических связей и контактов с казахскими народами, жившими в северо-восточной части Каспийского моря.

1790 г., февраль – вторжение отряда генерал-поручика Бибикова за Кубань с целью противодействовать наступлению восставших горцев во главе с Мансуром на Кавказскую Линию. Поражение царских войск.

1790 г., 30 сентября – сражение царских войск генерала Германа у р. Тохтамыш с турецкими войсками во главе с Аджи-Мустафа-пашою и черкесами. Поражение турецких войск и захват в плен генерала Батал-паши с 30 орудиями.

1790 – июнь 1791 г. последний, решающий этап борьбы восставших горцев с царскими войсками.

1790 г., август-сентябрь – возвращение Мансура в Чечню с целью поднять чеченцев и соседние народы на борьбу с царскими властями.

1790 г., октябрь-ноябрь – безуспешность попыток Мансура поднять движение в Чечне и Дагестане. Возвращение его в Анапу.

1791 г., 20-21 июня – предложение генерала Гудовича к защитникам Анапы о добровольной сдаче крепости. Требование шейха Мансура к командующему крепостью Анапа Мустафе-паше о сопротивлении царским властям.

1791 г., 22 июня – штурм и взятие войсками генерала Гудовича турецкой крепости Анапа. Пленение начальника гарнизона крепости Анапы Мустафы-паши и раненого шейха Мансура. Отправка его в Петербург.

1791 г., 28 июня – последний допрос шейха Мансура секретарем «Тайной экспедиции» полковником Шешковским в Петербурге.

1791 г., 15 октября – осуждение Мансура на вечное заключение в Шлиссельбургскую крепость как «бунтовщика и опасного государственного преступника за пробуждение народов гор против России и причинение большого ущерба Империи».

1794 г., 13 апреля – умер Мансур в Шлиссельбургской крепости. Тело его секретно, без какого-либо обряда погребено на Преображенской горе.

Шейх Мансур начинал свою проповедническую деятельность как имам, предводитель мусульманской общины. Необыкновенное рвение в исповедовании веры, блистательное красноречие, огромный дар психологического воздействия на окружающих и праведная жизнь, политическое чутье, глубина и масштабность мышления придали его имени ореол подвижника Ислама, истинно народного предводителя.

Шейха Мансура был первым в ряду знаменитых предводителей народного восстания не только в чисто хронологическом, но и еще более глубоком смысле предвосхищения, воплощения в своей жизни и борьбе программы тяжелой продолжительной борьбы всего народа за свободу и независимость горских народов.

Говоря о месте шейха Мансура в истории развития национального самосознания чеченцев, давая общую оценку итогов его жизни и борьбы, мы с полным основанием можем отметить:

1. Шейх Мансур – родоначальник и провозвестник основных идей национально-освободительного движения. Правда, идеи эти провозглашались им в форме предчувствия, предвосхищения и не приняли той законченной, рафинированной формы, какую они приобрели позже, в ХIХ веке. Но озарения шейха были поистине гениальными и стали возможными еще и потому, что он был одним из тех исключительно дальнозорких людей своего времени, обладавших огромным историческим чутьем, позволившим ему предсказать наступление целой эпохи потрясений, истребительных войн, через которую предстояло пройти горцам в борьбе за свою свободу, землю, за право остаться самим собой, за право исповедовать свою религию, свои обычаи и традиции.

2. Шейх Мансур не только предвосхитил основные идеи национально-освободительного движения, но и на практике проверил в тот ограниченный отрезок времени, который был отведен ему судьбой, стратегию и тактику вооруженной борьбы. Он поистине обладал тем, что называется стратегическим мышлением.

3. Объективные последствия уроков шейх Мансура заключались и в том, что военные неудачи горцев на плоскости, убедили его, а затем и поколения следующих борцов в том, что гарантия победы над самым могущественным противником – в горной партизанской войне, с использованием всех географических преимуществ родной земли.

Шейх Мансур, несомненно, одна из самых ярких, самобытных геройских фигур, выдвинутых чеченцами в долгой, героической, жертвенной борьбе за свою свободу и независимость, фигура, еще далеко не оцененная, неразгаданная.

Шейх Мансур, обессиленный ранением (был контужен в результате взрыва порохового погреба) попал в плен к царским войскам во время штурма ими турецкой крепости Анапа (русско-турецкая война 1787-1791 гг.). По личному указанию российской императрицы Екатерины II Шейх Мансур был перевезен в Петербург, а затем заключен в Шлиссельбургскую крепость. Здесь он тяжело заболел и умер 13 апреля 1794 года. Комендант крепости полковник Колюбакин сообщил об этом в Правительствующий Сенат в Петербург в тот же день: «…Находящийся в Шлиссельбургской крепости под арестом уроженец чеченский Ших Мансур заболел, а сего же апреля 13 числа пополудни во втором часу от оной болезни помер…».

В донесении в Петербург от 16 апреля 1794 г. Колюбакин сообщил о похоронах Шейха Мансура: «Сего апреля 14-го из объявленной экспедиции отпущенное повеление здесь мною получено 15-го числа о погребении и о вывозе из крепости на Преображенскую гору тела находящегося в сей крепости секретного арестанта Шиха Мансура. Исполняя оное повеление сего месяца шестое на десять число пополудни в двенадцатом часу вышеописанного Ших Мансура тело из крепости порутчиком Юхаревым вынесено и прямо водою на Преображенскую гору отвезено, где оное и погребено…».

Так закончил свой земной путь выдающийся богослов и проповедник ислама, руководитель освободительного движения горцев Северного Кавказа в конце ХУIII в. Ушурма из чеченского селения Алды (ныне – пригород Грозного), больше известный в истории под именем Шейха Мансура. Он оставил в истории Кавказа яркий след как мужественный и благородный человек, призывавший людей к праведной, честной и достойной жизни.

Вместе с Мансуром во время взятия Анапы русскими войсками в плен попали и четыре его соратника: чеченцы Гассан-Гаджи (Хасан-Хаджи) Алимирзаев, Чаги (Чега) Витингов, лезгин Сулейман Сурхаев и ногаец Кейч-Али Картышев.

Чеченец Хасан-Хаджи Алимирзаев (в момент пленения ему было 50 лет) был уроженцем чеченского селения Гатчаги (ныне несуществующее селение Гачихи, располагавшееся тогда недалеко от будущей крепости Грозная) на реке Сунже. Родители: отец Алимирза, мать – Ару. В родном селении у него остались жена, трое сыновей и 2 дочери.

Чага Витингов был из селения Алды (т.е. односельчанином Мансура), 25-26 лет. Был женат на двоюродной сестре имама по имени Петимат. Именным повелением императрицы Екатерины II от 17 января 1792 г. все четверо вышеназванных соратников Мансура были помилованы и поселены в Тавриде. Как сложилась дальнейшая судьба этих соратников Мансура, пока неизвестно.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |