Сб, 04 мая, 09:29 Пишите нам

Главная » НОВОСТИ » Общество » Астрономы увидели, как формируются планеты

Астрономы увидели, как формируются планеты

21.03.2022 12:20

Астрономы сообщили о наблюдениях облака обломков, блокировавшего звездный свет и порожденного столкновением очень крупных астероидов в молодой звездной системе HD 166191. Таким образом удалось увидеть процессы, которые когда-то сформировали Солнечную систему из эмбрионов планет — планетезималий, пишет Газета.ру.

© NASA/JPL-Caltech

Обширное облако, состоящее из пыли и астероидных обломков разного размера, на какое-то время частично блокировало свет от звезды HD 166191, тем самым позволив астрономам впервые наблюдать в реальном времени те события, которые когда-то сформировали Солнечную систему. Статья об этом опубликована в Astrophysical Journal американскими и британскими учеными.

Возраст HD 166191 составляет около 10 млн лет. Примерно в то же время окружающее молодое светило газопылевое облако, представляющее собой остаток от формирования самой звезды, начинает фрагментироваться, частично слипаться, образуя первые крупные зародыши каменистых планет — планетезимали.

Собственно, астероиды в Солнечной системе и представляют собой такие остатки от формирования «полноценных» планет. Газ и пыль постепенно рассеиваются, а планетезимали начинают все чаще сталкиваться между собой, слипаясь во все более крупные образования — будущие планеты.

Наблюдаемое облако обломков, по всей видимости, представляет собой результат столкновения двух крупных объектов, своего рода зародышей будущих планет, каждый размером с астероид вроде Весты — это второй по величине астероид в Солнечной системе, его диаметр составляет около 530 км.

Наблюдения общим числом свыше сотни проводились в 2015-2020 годах с помощью инфракрасного космического телескопа NASA Spitzer, который в 2020 году как раз и завершил свою многолетнюю работу, окончательно истратив ресурс и перейдя в режим гибернации.

Ранее Spitzer неоднократно обнаруживал признаки столкновений планетезималей возле молодых звезд, где формируются каменистые планеты, однако в основном делал это он «задним числом».