Мир
В Индии женщина прожила 2,5 года с ножницами в брюшной полости, забытыми во время операции
Главная » НОВОСТИ » Общество » Айна Зубхаджиева: Мы убеждаемся в том, что диагноз «умственно отсталый» лечится
Айна Зубхаджиева: Мы убеждаемся в том, что диагноз «умственно отсталый» лечится
08.10.2022 16:53
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением интеллекта - довольно молодое, но весьма необходимое для Чеченской Республики учреждение. В этой школе обучают детей, которым не нашлось места в обычных классах. Им нужно особое внимание, особая программа обучения и коррекционная работа. В интервью ИА «Грозный Информ» директор учреждения Айна Зубхаджиева рассказала, в чем заключается главное преимущество данной школы, чем дети занимаются в ее стенах и можно ли адаптировать замкнутого ребенка к образовательной программе.
Все предусмотрено
Наша школа-интернат открылась в сентябре 2021 года. Ее особенность заключается в том, что это единственное учреждение, в котором могут обучаться дети с нарушением интеллекта.
До этого у нас были лишь классы для детей с нарушением интеллекта в Специальной общеобразовательной школе-интернате для глухих и слабослышащих» и в Специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых и слабовидящих им. В. Ш. Дагаева. В общеобразовательных организациях эти дети учились либо инклюзивно, либо на дому. Получить полный комплекс всех мер, которые нужны этим детям, они не могли, так как в этих школах основная работа с такими детьми осуществляется по реализации адаптированной программы для детей с нарушением интеллекта, которая подразумевает коррекционную работу как одну из основных. В эту работу включаются логопеды, психологи, дефектологи. Очень важно медицинское сопровождение, которое в обычной школе организовать трудно. Там одна медсестра, она не может обеспечить полный комплекс услуг.
В нашем интернате все предусмотрено и заложено. В штате есть необходимые специалисты, имеющие высшее педагогическое образование. Они также прошли дополнительное обучение в области олигофренопедагогики, так как специалистов в этом направлении в нашей республике было очень мало.
Много молодых специалистов готово профессионально развиваться и обучаться. Нам сейчас это необходимо, потому что мы собрали детей, которым нужно оказывать помощь каждый день. Мы не хотим привлекать специалистов извне, нам нужны свои. Для этого мы пытаемся их заинтересовать. Они получают материальную выгоду и моральное удовлетворение, когда видят результат своей работы. А результат родители и мы видим почти сразу. К примеру, ребенок не умел застегивать рубашку, а с нами научился этому. Ребенок начинает здороваться, родители тоже это сразу замечают. Когда эти дети выходят из среды, в которой были все время, происходит социализация таких детей: они учатся общаться со своими ровесниками и со старшими. Им приходится выстраивать свое поведение. Да, сначала они делают все, как умеют, а дальше мы уже в соответствии с нормами нашего общества приучаем их, как должно быть. Самое приятное в том, что они принимают это, они подражают и повторяют. А потом они помогают нам обучать новичков.
Обучение начинается с элементарных вещей
В нашей школе учебные занятия идут в комплексе с коррекционной работой. Учебные программы две. Ребенок обучается по той программе, которая была прописана Центральной психолого-медико-педагогической комиссией. Они разрабатывают образовательный маршрут, согласно которому мы дальше продолжаем свою работу.
Учебные занятия для детей с легкой степенью умственной отсталости и программа, предусмотренная для детей с множественными нарушениями, отличаются. Есть стандарт для детей с нарушением интеллекта. Там прописаны предметы, которые дети должны изучать и минимальные результаты, которые мы должны получать. Там же прописаны коррекционные занятия.
Конечно, все это должно осуществляться с учетом индивидуальных возможностей ребенка. Бывает очень много случаев, когда ребенку нужно время, чтобы он адаптировался к школе. Эти дети вообще не ходили в школу. Они мечтали, что наденут форму, возьмут рюкзак и пойдут в школу. А в школе были не готовы принять их, потому что очень трудно уделить отдельное внимание такому ребенку и поэтому их приводят к нам. А здесь мы уже их учим сидеть за столом, держать ручку в руках. Мы начинаем учебный процесс с самых элементарных вещей.
Сначала мы делаем диагностику знаний и умений ребенка, а потом уже в соответствии с тем, что мы увидим, выстраиваем работу. Если надо, мы переводим ребенка на индивидуальный учебный план. Все осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями. Они обязательно должны знать, что мы делаем, как делаем и зачем. Есть ли результат от того, что мы делаем. Если нет результата, то по какой причине. Мы проводим консультации с родителями, объясняя им смысл и суть нашей работы. Многие родители до того, как появился наш интернат, искали пути помочь своим детям в разных местах. Они ездили по всей стране. Если родитель выражает сомнения, мы предлагаем варианты обучения.
В нашем коллективе есть родители, которые сами попросили устроить их на работу: мамы, бабушки, тети. Я обязательно предупреждаю их о том, что они должны не только за своими детьми смотреть, но и за остальными. То есть они должны смотреть за всеми детьми так, как они смотрят за своим. Я их с удовольствием беру на работу.
Кроме того, мы приглашаем родителей, чтобы они контролировали работу столовой и посещали занятия. Пусть приходят и смотрят. Я за всем уследить не смогу и на все занятия я не попаду, хотя я посещаю уроки и свое компетентное мнение тоже выражаю. Это открытое учреждение и нам нужно работать вместе. Если мы помогаем, то помогаем все вместе. Это не изолятор и не учреждение, в котором нельзя посоветоваться и обсудить проблемы.
У нас есть дети, находящиеся на дневном пребывании по медицинским показаниям. Их забирают вечером после коррекционных занятий. И есть дети, проживающие здесь. У них нет никаких противопоказаний. Они могут спокойно и без опасности для здоровья находиться в этом учреждении. Их привозят в понедельник и забирают в пятницу.
Мы подключаем к своей работе различные учреждения, которые могут нам помочь. К примеру, рядом с нами есть Республиканский детско-юношеский центр физического воспитания, спорта и туризма. Их специалисты организовали для наших детей кружок по баскетболу. Сейчас открыли еще кружок по ориентированию на местности. Детям очень нравится по картам читать. Я обещала детям, что все условия для похода мы создадим. Нужно будет вывезти – вывезем, еду приготовить в походе – организуем. Дети хотят этого.
Девочки просят женский футбол. Театр тоже хотим открыть. Все, что мы делаем в рамках дополнительного образования, не может не принести результатов в учебной деятельности. Все, что эти дети не получили в общем развитии, они могут получить это уже здесь и компенсировать в учебе.
Кто-то смирился, а кто-то нет
Сейчас в нашей школе насчитывается 160 детей. К сожалению, проблема детей с нарушениями интеллекта актуальна для нашего региона. С дошкольного возраста выявляются проблемы в развитии детей. Много детей с расстройствами аутистического спектра. Много методик, конечно, которые появляются сейчас. Самые новейшие достижения и технологии. Все это нужно смотреть и апробировать. То, что уже апробировано, дает положительные результаты для применения в нашем учреждении.
Бывают родители, которые уже прошли этап восприятия, когда они приняли диагноз ребенка и перешли к тому, что они должны помочь ему. Но есть родители, которые остались на том уровне, когда они пытаются понять «за что им это» и «что с таким ребенком делать». Им не хватает элементарных знаний и условий.
Много у нас детей, которые живут в отдаленных районах республики, где даже обычная школа – одна на село и в ней нет возможности помочь таким детям. Дети оказываются запертыми в четырех стенах. Родители смиряются с тем, что поделать ничего нельзя – пускай ребенок сидит дома.
Есть дети, которые росли по принципу «лишь бы не мешал». Такие дети приходят к нам, и они сидят постоянно в телефоне, бесконтрольно смотрят разные передачи. Либо родители опекают чрезмерно и в результате дети считают, что за ними постоянно кто-то должен убирать, вытирать, следить. Маленькие манипуляторы растут.
Сюда они попадают и видят, что мама далеко и на нее не повлияешь. Бабушка тоже не «защищает», отец молчит. Мы пытаемся научить этих детей тому, что они смогут обходиться без посторонней помощи. Идеальный вариант, когда они найдут себя в обществе, будут зарабатывать и помогать своей семье.
Есть у нас очень «тяжелые» дети, которые не умеют читать и писать. Много проблем с речью у них. Есть, конечно, дети, которым родители пытались помочь с самого раннего детства, несмотря на диагнозы и прогнозы врачей. Но их мало. Эти дети умеют читать, писать и рассказывать.
Выпускать с правом на работу
Мы с каждым разом на мероприятиях убеждаемся в том, что диагноз «умственно отсталый» лечится. На прошлогоднее 1 сентября мы не могли найти ребенка, который рассказал бы нам стихотворение. А на недавнем мероприятии с помощью воспитателей дети смогли выйти на сцену. Это большое событие, потому что эти дети были исключены из подобных праздников, так как им трудно выполнять что-то синхронно: со слухом проблемы, ритм они не чувствуют. Мы проводим вместе работу. Работу учителя дополняет дефектолог, дефектолога дополняет логопед.
Большое количество часов у нас по технологии, когда ребята учатся что-то делать своими руками. Направленность нашей работы должна быть практико-ориентированной. У детей проблемы с памятью и нам нужно делать все руками, поэтому мы занимаемся снова и снова по самому простейшему алгоритму. Ребенок это запоминает и повторяет. Сегодня он повторяет, а завтра может сделает лучше и даже сам что-то усовершенствует. Большое количество часов по технологии является подспорьем в этом деле. Девочки занимаются швейным делом, мальчики подготовкой младшего обслуживающего персонала. Почему именно этот профиль выбрали? Потому что эта программа дает детям возможность с разных сторон войти в жизнь: они учатся убирать за собой, готовить, вести себя в обществе, правильно обращаться с деньгами. Вот такая разносторонняя программа.
После 9 классов дети у нас получат свидетельство об обучении. Они не получают аттестат. Даже если они не сдадут экзамены, мы можем им выдать свидетельство об обучении.
Сейчас в наших планах помочь детям обучаться дальше, то есть продолжить обучение с нашим свидетельством после 9 классов. Для этого тоже должна быть адаптированная программа обучения профессиональных рабочих и служащих. И мы решили, что у нас самые идеальные условия, чтобы они продолжали здесь профессиональное обучение. Тогда уже мы сможем выдать свидетельство о квалификации. Нужно получить лицензию, привлечь специалистов, которые нам помогут. После этого ребенок будет выходить из нашего учреждения с правом на работу, обеспечивать себя и своих родных. Трудоустройством мы бы тоже занимались. Но это планы на будущее. Самое главное, чтобы дети стали востребованными членами нашего общества.
Помощь Всевышнего ограждала от плохого
Недавно наше учреждение посещала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. Она нам очень понравилась. Если честно, я ожидала увидеть чиновника из Москвы, а тут приехал человек с пониманием вопроса. Она знает куда она пришла, какие это дети и как им помогать.
Когда я показывала ей учреждение, она сразу сказала: «Вот я у вас проведу Всероссийскую конференцию по инклюзивной школе». Она сказала, что к нам приедут самые лучшие специалисты, самые передовые методики и будут проведены мастер-классы. И я понимаю, что это нам очень поможет.
Мы увидим, как работают люди, у которых не прерывалась эта цепочка. У нас было учреждение для детей с умственной отсталостью в советское время, после первой войны детей распределили и у нас был только интернат для детей с задержкой психического развития. А для детей с умственной отсталостью не было учреждений. Специалисты ушли из республики. А сейчас нам привезут самых лучших коррекционных педагогов. Конечно же, нам важно пообщаться с ними, что-то взять из их практики и наладить контакты. Они увидят, какие у нас условия есть, посоветуют нам что-то. Это будет для нас профессиональный рост и обмен опытом. Конечно, мы больше будем перенимать, но я думаю, что через некоторое время мы тоже с большим удовольствием будем делиться нашим опытом. Еще Светлана Витальевна обещала нам библиотеку. В библиотеке нашей школы мало художественной литературы, в основном там учебная литература. Нашим детям будет очень интересно ознакомиться с новыми книжками.
В первом году работы мы смотрели, наблюдали и реализовывали уже имеющиеся методики. Сейчас мы уже пытаемся делать акцент на религиозное воспитание детей, потому что очень важно привить им моральные качества: что хорошо, а что плохо. Религия в этом помогает. Мы обучаем детей намазу (молитве, - прим. автора), рассказываем о жизни Пророков (Мир им!).
Мне кажется, что все, что будет делаться с именем Всевышнего, детям очень поможет. Я уверена, что за этот год только помощь Всевышнего и ограждала нас от плохого.
Седа Магомадова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Общество»:
- 21.12.2024 / 21.16
- Айшат Кадыровой передали дечиг пондар, который был возвращен в ЧР после депортации чеченцев
- 21.12.2024 / 18.33
- Фонд Кадырова провел благотворительную акцию для детей погибших сотрудников Росгвардии
- 21.12.2024 / 15.31
- В Грозном продолжается мониторинг состояния общего имущества МКД
- 21.12.2024 / 14.21
- Кадыров обсудил развитие Чечни с руководством Администрации Президента РФ
- 21.12.2024 / 13.39
- Студентки из ЧР вошли в число победителей конкурсного трека «ПервопроХодец»