Пт, 29 марта, 04:53 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Умереть, но сохранить честь: как чеченцы относились к плену

Умереть, но сохранить честь: как чеченцы относились к плену

16.02.2023 21:57

У чеченцев испокон веков сдача в плен противнику считалась большим позором. Об этом «Грозный-информ» рассказал научный сотрудник Академии наук ЧР Амин Тесаев.

ИА "Грозный-информ"

«У чеченцев было понятие воинской чести и доблести. Сдача в плен всегда подразумевала лишение оружия, что для нашего народа означало быть обесчещенным. В этом смысле пленение было принципиально неприемлемо для чеченца. У нас всегда было очень сильно понятие «яхь» (лицо), и чтобы сохранить его перед соплеменниками, чеченцы были готовы лишиться жизни», – отметил А. Тесаев.

По его словам, становлению подобного менталитета у чеченцев способствовали исторические события, с которыми им регулярно приходилось сталкиваться.

«Как пример из обозримой истории можно взять монголо-татарское нашествие. Нрав монголов позволял им заключать договор и сразу нарушать его вероломным образом. Подобное у них считалось военной хитростью. Благодаря такому менталитету они не раз добивались победы, в том числе и на Кавказе. В качестве примера можно привести сражение монголов с союзом алан (предков чеченцев) и кипчаков. Проиграв первый бой против их объединенного войска, монголы тайно заключили мирный договор с кипчаками и двинулись воевать против алан. Но после своей победы над ними монголы сразу разгромили и кипчаков, которых ранее обещали не трогать. Такие поступки были свойственны монголам», – отметил историк.

По его словам, в противоположность им у чеченцев всегда бытовал рыцарский этикет. Поэтому другие народы с готовностью заключали с ними соглашения, не волнуясь, что они будут нарушены. В то же время рыцарство развивалось и в Европе. Но разница была в том, что там только высшее сословие людей обладало подобным нравом. У чеченцев же эти черты характера были присущи всему народу.

«То есть мы были народом «эли» (князей), а у других народов это было отдельное сословие. Ради того, чтобы быть равными между собой, чеченцы несли знамя рыцарства всем народом. У чеченцев высший г1ллакх назывался «нохчалла». Но у него также были разные стадии, высшая из которых называлась «къонахалла». Такой человек не только показывал себя достойным сыном, семьянином, соседом, но и брал на себя бремя всего народа. Он был ограничен во много. «Къонах» не мог ударить врага со спины или безоружного. На картинах времен Кавказской войны знаменитого портретиста российской империи Франца Рубо показано, как всадник чеченец догоняет своего оппонента, чтобы выстрелить ему не в спину, а в лицо», – добавил Тесаев.

Сюда же можно отнести сюжет, связанный с Байсангуром Беноевским и Имамом Шамилем, когда Шамиль сказал свою знаменитую фразу, о том что «чеченцы не стреляют в спину». Именно поэтому он не обернулся на крик Байсангура, сдаваясь в почетный плен царской власти, боясь, что тот его застрелит.

«На моей памяти нет ни одного исторического примера взятия в плен чеченцев, помимо эпизода, когда Шейх Мансур оказывал сопротивление в крепости в Анапе. Считается, что тогда он заперся в погребе в качестве последнего рубежа для сопротивления до последнего. Но там он потерял сознание и только так попал в плен. Больше подобных исторических фактов нет. Даже когда в Дади-Юрте царские войска захватили в плен чеченских женщин, те прыгнули в Терек во время переправы, утягивая за собой солдат. На протяжении столетий в мемуарах и рапортах постоянно всплывают подобные факты. Все это документально зафиксировано», – подчеркнул историк.

Еще одним историческим героем чеченского народа, захваченным в плен, был Байсангур Беноевский. Однако, по словам историка, обстоятельства, при которых царским войскам удалось взять его живым, были крайне особенными.

«Не один здравомыслящий человек не станет приводить имя Байсангура Беноевского как контраргумент против утверждения о том, что чеченцы не сдавались в плен. Да, его пленили, но при каких обстоятельствах это произошло? Согласно Абузару Айдамирову, Байсангура – инвалида без ноги, руки и глаза, застали врасплох, когда он с соратниками находился на хребте Беной-дукъ. Лошадей у них тогда не было. Более того, согласно тому же Айдамирову, с ним в тот день были дочь, сноха, мать и другие женщины. Чтобы лишить Байсангура бдительности и взять живым, царские войска застрелили его мать. В момент, когда Байсангур бросился к ней, он и был пленен», – рассказал собеседник агентства.

Историк также добавил, что Байсангур Беноевский, будучи наполовину обездвиженным человеком, физически не мог пойти против неприятеля для борьбы до смерти, как это всегда делали чеченцы. Но даже так его удалось пленить только благодаря подлому плану.

«Опять же, это был человек без руки, ноги и глаза. Товарищи привязывали его к лошади, чтобы он мог сражаться. Но мы все знаем, какой ужас Байсангур наводил на врагов в пылу битвы. Яркий тому пример – его подвиг в Гунибе, когда Байсангур отказался от почетного плена и решил прорвать кольцо неприятеля. Многие погибли, но им все же удалось добиться успеха», – подытожил ученый.

Ризван Расуев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |