Сб, 29 июня, 05:13 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Общественность и экология

Общественность и экология

05.04.2010 10:59

В Ростове, в Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу прошло совещание, на повестке дня которого стояло рассмотрение перечня общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды в ЮФО и взаимодействие природоохранных ведомств с ними. Руководитель Общественного совета, действующего при Департаменте, в своем докладе сделал акценты на необходимости активного взаимодействия природоохранных ведомств с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны окружающей среды. Новая стратегия работы контрольно-надзорных ведомств, осуществляющих природоохранную деятельность, наряду с административными наказаниями, применяемыми к хозяйствующим субъектам - природопользователям по факту выявленных нарушений, предусматривает широкую практику превентивных мероприятий. Сегодня во главу ставится задача упредить нарушение, не допустить негативного воздействия на окружающую среду. Также важное значение уделяется и процессу устранения выявленного нарушения. Эффективность проведенной проверки всецело зависит от качества мероприятий, проводимых нарушителем в соответствии с выданным проверяющими (государственными инспекторами) предписанием. Проверки по исполнению выданных предписаний сегодня так же значимы, как и основные контрольно-надзорные мероприятия, хотя некоторое время назад они числились в категории дополнительных или вторичных. И все-таки, есть еще немало ресурсов для оптимизации состояния окружающей среды и повышения уровня «экологического самосознания» общества. Один из них – тесное и системное взаимодействие природоохранных контрольно-надзорных органов с общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны окружающей среды. И, если у ведомств, определяющих экологическую стратегию и политику в субъекте, еще есть некоторые возможности выделять средства на агитацию, полиграфические работы, проплату телеэфира, то у федеральных территориальных органов в этом плане бюджет строго регламентирован – контроль и надзор, и соответствующие целевые расходы. Что же касается общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды, то как раз в соответствии со своим предназначением и юридическими возможностями, они могли бы, основываясь на статистике и другой информации по результатам контрольно-надзорной деятельности, имеющейся у природоохранных ведомств, разрабатывать, продвигать и внедрять различные экологические проекты, на осуществление которых периодически объявляются конкурсы и гранты международными фондами и организациями. К сожалению, сегодня, исходя из имеющейся практики, а если быть точными, исходя из ее отсутствия, функции общественных организаций сводятся к тому, чтобы по сигналу или по собственной инициативе выехать на место, засвидетельствовать факт какого-либо негативного явления или действия и дать критический материал в СМИ с непременными претензиями в адрес природоохранных государственных ведомств. Подобные сигналы в СМИ – это, конечно же, основание для внеплановой проверки, но и этот механизм строго регламентирован Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ним государственные инспектора могут выехать на проверку в большинстве случаев лишь по согласованию с органами прокуратуры, и предварительно уведомив руководство объекта проверки. То есть, процедура, требующая некоторого времени, может снизить эффект проверки. А между тем, даже обмен информацией, осуществляемый в рамках соглашений (которых пока еще нет) между общественными организациями и природоохранными ведомствами, мог бы стать довольно эффективной мерой взаимодействия. Кроме того, общественные организации в рамках тех же соглашений или договоренностей могли бы привлекать государственных инспекторов Росприроднадзора в качестве экспертов во время своих выездов, где специалисты могли бы дать профессиональную оценку нарушению, и по «горячим следам» провести проверку. Существенный эффект мог бы быть достигнут при наличии в районах и населенных пунктах общественных представителей, осуществляющих свою деятельность на общественных началах. Полезными стали бы конкурсы на лучший рисунок и фотоснимок на тему окружающей среды среди учащейся молодежи. Но конкурс предполагает призовой фонд, который, к сожалению, у «бюджетников» не предусмотрен. Они имеют возможность только морально стимулировать участников и победителей. А вот общественная организация, быть может, нашла бы средства на условный приз в виде фотоаппарата или видеокамеры или поездки по заповедникам России и т.д. У природоохранных ведомств есть еще ряд схем взаимодействия с общественными организациями, итоговая цель, которого – консолидация, несущая реальную практическую пользу для окружающей среды, населения и здоровья нации. Сегодня в соответствии с требованиями времени и реалий Управление Росприроднадзора по ЧР стоит, можно сказать, у истоков работы с общественными организациями. Но в активе уже имеется практика проведения акции «Чистые берега». Она была осуществлена в несколько этапов совместно с молодежной общественной организацией «Патриотический клуб «Рамзан». В 2008 – 2009гг. Управление Росприроднадзора по ЧР инициировало, а патриоты ПК «Рамзан» провели субботники по очистке водоохранных зон рек Сунжа и Черная в Грозном и населенных пунктах Гудермесского района.

По официальной информации, полученной из Управления Министерства юстиции РФ по ЧР, сегодня на территории Чеченской Республики зарегистрировано всего четыре некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды:

- региональная общественная организация «ЭКОфронт»;

-региональная общественная организация «Чеченский клуб правильной охоты «Охотники за трофеями»;

-региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всенародное экологическое общество – Зеленые 3000» в ЧР;

-региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов Чеченской Республики».

Кроме того, известно, что Общественная палата ЧР также курирует вопросы экологической безопасности в ЧР. Вся беда в том, что все эти благие намерения и действия осуществляются автономно, порой непрофессионально, порой необъективно, что в конечном итоге сводится к поиску «стрелочника», киванию друг на друга и прочим последствиям, никак не представляющим пользу для охраны окружающей среды нашей небольшой, но остро нуждающейся в защите экологии республике.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |