Мир
Спортсмены клуба «Ахмат» заняли призовые места на XXII Международном турнире по боксу
USD 76,9708 EUR 89,9011
Мир
Спортсмены клуба «Ахмат» заняли призовые места на XXII Международном турнире по боксу
Россия
Три золотые медали и два мировых рекорда: Адам Сербиев стал фаворитом чемпионата мира по пауэрлифтингу
СКФО
Сбер инвестировал более 7,2 млрд рублей в развитие АПК на Северном Кавказе
Блоги
Финляндия собирается лишить украинских беженцев всех выплат ради экономии
Главная » НОВОСТИ » Общество » Крестообразные символы Чечни олицетворяли объединение, силу и единство — историк
08.12.2025 11:22
Древние крестообразные символы, встречающиеся на каменных сооружениях и предметах быта Чечни, веками хранили в себе глубокий смысл, олицетворяя силу, единство и духовное единение народов. О семантике этих уникальных знаков «Грозный-информ» рассказала доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН ЧР Тамара Шавлаева.
Крестообразные знаки с вогнутыми концами, образующими прямые или острые углы, нередко обнаруживаются на средневековых каменных сооружениях, предметах быта и элементах декоративного искусства Чечни. В литературе и народной среде их традиционно называют свастикой — знаком, который начиная с VIII тысячелетия до н. э. являлся распространённым орнаментальным символом в культурах Африки, Евразии и Америки и нес исключительно позитивное значение.
«У каждого народа, в зависимости от природных условий, сложившейся исторической обстановки, духовной культуры и ментальности складывались свои символы, которые они материализовывали в определённых знаках. Упомянутый знак у некоторых народов представлялся как символ вечного движения, света, добра, а у других — огня, плодородия, долголетия и т. д. Особо подчеркну, что он являлся исключительно положительным символом в культуре многих исторических народов. Отношение к нему изменилось в XX веке, когда он появился на знамени зародившегося в Европе фашизма», — рассказала Тамара Шавлаева.
По словам историка, чеченцы вкладывали в эти символы идею объединения, силы и единства. На каменных сооружениях встречаются изображения с отходящими от центра линиями — от трёх до пяти и более. Такие знаки назывались «кхо г1ери», «диъ г1ери», «пхи г1ери», где слово «г1ери» обозначает мощь. Количество лучей указывало на число общин или сил, входивших в союз, а сам символ выполнял роль эмблемы единения — экономического, политического, военного или духовного.
Похожие знаки обнаружены и на территории Ингушетии. Например, в ингушской геральдике символ трёх земледельческих обществ (кхокхаьлла) имеет округлённые окончания лучей, напоминающие форму сельскохозяйственного орудия, а их число указывает на количество союзников.
«Четырёхконечные знаки с прямыми углами («сано г1ера»), найденные на архитектурных объектах, в частности в шаройском селении Хима, могут быть символами экономического или политического объединения. Стилизованные кресты в иных вариациях относятся к духовной сфере», — добавила Шавлаева.
В более позднем декоративно-прикладном искусстве чеченцев — в орнаменте войлочных изделий и на предметах быта — такие знаки зачастую воспроизводились мастерами как понравившиеся элементы художественной традиции.
Исследовательница также отмечает, что крест без отходящих линий имел в чеченской культуре собственную смысловую нагрузку:
«Горизонтальная линия «1а» символизировала покой и пассивность, вертикальная «1у» — активность, а их пересечение, обозначаемое словом „дар“, означало действие. Художественная стилизация таких орнаментов представлена в различных вариациях».
Сегодня подобные знаки можно встретить на чеченских башнях и каменных скульптурах Итум-Калинского района, а также в селах Химой, Хой и других местностях. Аналогичные символы присутствуют в орнаменте войлочных изделий и на предметах быта, экспонируемых в музеях Чеченской Республики.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться: