Вс, 24 ноября, 14:27 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Граница - как фактор исторической справедливости

Граница - как фактор исторической справедливости

02.04.2013 12:24

Вопрос установления административных границ между Чечней и Ингушетией стал в настоящее время одним из самых актуальных в регионе. В 1992г. в период образования Республики Ингушетия территориальные границы нового государственного образования не были определены, что и привело сегодня к разногласиям между двумя братскими республиками.

Для того чтобы возможно точнее разобраться в вопросе, мы обратились за разъяснениями к докт. ист. наук Супьяну Магамадову.

– Сначала мы с вами должны совершить небольшой, по историческим меркам, экскурс в историю. В ноябре 1920г., после завершения в России Гражданской войны, на Северном Кавказе была провозглашена Горская республика. В январе 1921г. подписан декрет, в соответствии с которым в ее состав вошли Владикавказский, Чеченский, Назрановский, Кабардинский и другие округа, – рассказывает Супьян Магамадов. – Спустя некоторое время начался распад Горской республики. Первой из нее вышла Кабарда, затем Черкесия, а 30 ноября 1922г. в качестве автономии и Чечня.

При этом административная комиссия ВЦИК провела работу по определению административных границ между новыми автономными образованиями и Горской республикой. В начале 1929г. в состав Чеченской автономной области вошли г.Грозный и Сунженский округ, включавший в себя станицы Слепцовская, Троицкая, Карабулакская, Вознесеновская, Нестеровская и др. Таким образом, в январе-феврале 1929г. процесс объединения этих административных единиц завершился, и в состав Чеченской автономной области вошли земли, исторически принадлежащие чеченцам, на которых в тот период кроме них проживали казаки, ингуши, армяне, евреи, русские, аварцы, кумыки. После выхода Ингушетии из Горской республики между Чеченской и Ингушской автономными областями государственной комиссией также были определены административные границы.

Вопрос об объединении этих областей неоднократно обсуждался на совещаниях Северо-Кавказского крайисполкома, и в 1934г. было принято решение об объединении Чеченской и Ингушской автономных областей. В 1936г. новое автономное объединение получило статус республиканского и стало называться Чечено-Ингушская автономная Советская Социалистическая Республика. В 1944г. по надуманным причинам Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, чеченцы и ингуши депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Но в 1957г. ЧИАССР была вновь восстановлена в своих границах, за исключением Пригородного района (он остался в составе Осетии), в котором исторически проживали ингуши. К сожалению, эта несправедливость по сегодняшний день не исправлена, хотя вопрос о Пригородном районе неоднократно поднимался и однажды даже привел к трагическим последствиям (все мы помним события 1992г., когда на территориях Ингушетии и Северной Осетии было ведено чрезвычайное положение).

В девяностые годы XX века в нашей стране начались глубокие изменения. Не обошли они стороной и Чечено-Ингушетию. В 1991г. на съезде ингушского народа было принято решение о создании Республики Ингушетия. В 1992г. этот процесс был завершен изданием соответствующего Указа Президиума Верховного Совета РСФСР, но административные границы между Ингушской и Чеченской республиками не были определены. Именно это и стало причиной сложившейся на сегодняшний день ситуации. В 1992г. была создана комиссия по установлению административных границ между двумя субъектами, но она не приняла никаких мер по урегулированию этого вопроса. Комиссия также безрезультатно создавалась в 1994 и 1996 годах.

Таким образом, на сегодняшний день между двумя республиками, являющимися субъектами Российской Федерации, до сих пор не установлены административные границы, которые должны существовать между любыми территориальными единицами государства.

В 2008г. по Указу Президента ЧР Рамзана Кадырова была создана парламентская комиссия, которая провела переговоры с ингушской стороной, но они оказались безрезультатными. По Федеральному закону «О местном самоуправлении» в 2008г. должны были быть проведены муниципальные выборы. Между чеченской и ингушской сторонами было принято соглашение о том, что на спорной территории Сунженского района эти выборы проводиться не будут. Но Ингушетия, несмотря на это, все же провела муниципальные выборы в Сунженском и Малгобекском районах.

В 2012г. в очередной раз был поднят вопрос об установлении административных границ между двумя республиками.

Вновь созданная комиссия под руководством спикера Парламента ЧР Д.Абдурахманова представила свой вариант решения затянувшегося вопроса. К сожалению, ингушская сторона не захотела рассматривать наш проект, несмотря на то, что существует документальная база, подтверждающая, что на момент объединения двух республик в 1934г. Сунженский район и часть Малгобекского района входили в состав Чеченской автономной области. Этот факт закреплен постановлениями, нормативными и законодательными документами Всероссийского центрального исполнительного комитета – высшего законодательного органа РСФСР. После этого не было издано никаких законодательных актов, в которых говорилось бы, что эти земли не принадлежат Чеченской Республике.

В настоящее время, как со стороны Республики Ингушетия, так и со стороны Чеченской Республики, вопросом об административных границах занимаются в частности ученые. Среди них надо особо отметить работу, которую проводит кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Академии наук ЧР А.Бугаев, который занимается вопросами государственного строительства Чечни, Ингушетии и других субъектов Северного Кавказа. Документы, выявленные в архивах, и его научные изыскания подтверждают, что земли Сунженского и части Малгобекского районов принадлежат Чечне, даже если копнуть историю глубже, вплоть до XVIII-XIX вв. Комиссия, созданная в Чеченской Республике, предлагает установить административные границы, существовавшие между республиками на момент их объединения в 1934г. Эту проблему вполне можно решить на уровне руководства двух республик, не политизируя вопрос, что и предлагает чеченская сторона.

Думается, что победят здравый смысл и историческая справедливость, ведь испокон веков между землями соседей и даже братьев существовала межа, определявшая границы их владений.

Руслан АБДУЛАЕВ

Источник: stolicaplus.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |