Мир
В Индии женщина прожила 2,5 года с ножницами в брюшной полости, забытыми во время операции
Главная » НОВОСТИ » Общество » Урус-Мартан неразрывно связан с историей чеченского народа
Урус-Мартан неразрывно связан с историей чеченского народа
29.10.2014 16:22
Город Урус-Мартан (чеч. Хьалха-Марта) – районный центр Урус-Мартановского муниципального образования по разным историческим данным основан в 1708-1713 годах различными чеченским тейпами на реке Мартанка.
Фото Ибрагима Эстамирова
Напомним, в текущем месяце пресс-эстафета «Дойти до каждого» в рамках Республиканской акции «Эстафета СМИ в районах Чеченской Республики» дошла и до Урус-Мартановского района.
Происхождение и название Урус-Мартана
Древняя урусмартановская земля таит в себе много легенд и славные страницы истории, связанные с чеченским народом.
Из этого населенного пункта вышло много известных людей и героев как в период Кавказской войны, так и в последующее времена.
Автор труда «Топонимия Чечено-Ингушетии» известный чеченский ученый Ахмад Сулейманов считает, что слово «марта» переводится как «изобилие» или «щедрость».
В своей книге «Страницы истории чеченского народа» историк, Герой России (посмертно) и бывший префект Урус-Мартановского района Юсуп Эльмурзаев-Нохчуа также пишет, что в чеченском языке встречаются выражения «Мартан даар хулда хьан» («Пусть твоя еда будет обильной»), которое и сейчас нередко звучит в устах людей старшего поколения.
Кроме того, у чеченцев есть собственное мужское имя «Мартанакъ», образованное сочетанием слов «Март-на(х)-къ(онах), переводимое как «щедрый- люди-мужчина» или «мужчина из щедрых людей». Встречаются в разговорной речи чеченцев и такие выражения, как «Мангалхойн марта» («Обед косарей»), «Пхьор-марта» («Ужин» и т.д.)
В предгорной части Чеченской Республики, встречаются два крупных селения Урус-Мартан и Ачхой-Мартан.
В народе селение Ачхой-Мартан называется 1ашхой-Марта и Т1ехьа-Марта, а Урус-Мартан - Хьалха-Марта. Сайт nohchalla.com сообщает, что слова «хьалха», «т1ехьа» в народных названиях этих сел в буквальном переводе означают «передний» и «задний». Но эти же слова в народе употребляются и в значении «восточный» и «западный», как слова «хьала» - вверх и «охьа» - вниз, которые обозначают также «южный», «северный». Поэтому в смысловом переводе Хьалха-Марта (Урус-Мартан) означает «Восточный Мартан». Т1ехьа-Марта - «Западный Мартан».
В «восточном» Мартане в XIX веке была построена русская крепость, которая получила название Урус-Мартан (Оьрсийн Марта). Это название в русских источниках было перенесено и на село Хьалха-Марта. В настоящее время чеченцы пользуются двумя названиями - Урус-Мартан и Хьалха-Марта, употребляя первое в официальных документах.
История селения в период противостояния чеченцев с царской армией
В первые десятилетия своего существования Урус-Мартан представлял собой именуемое Жиргa-Юртом (чеч. ЖиргIа-Юрт), небольшое поселение или даже группу хуторов (Гендаргенойн-КIотар, Пешxoйн-К1отар, Батал-КIотар, Беной-КIотар и т. д.), находившихся в сфере политического влияния гехинских старшин.
По мнению историка Ю. Эльмурзаева, уже с конца XVIII в. он превратился в крупный политический и ремесленный центр Чечни.
В период деятельности имама Шейха Мансура в 1785 году аул сожжен царскими войсками. Восстановленный через несколько месяцев, он стал быстро усиливаться за счет переселенцев с гор и беженцев с берегов Терека и Сунжи, ставших в это время зоной боевых действий. В конце XVIII начале XIX вв. в Урус-Мартане развертывается деятельность Чулика Кендергиева (Гендаргнoева), авторитет которого был настолько велик, что в письме эндирейского узденя Хаджи-Реджеба Кандаурова генерал-графу Гудовичу в 1807 г. он вместе с Тайми Бейбулатом был назван «человеком, который в Чечне много значит».
Его племянник Исмайли Дуда стал известен не только как один из ближайших сподвижников Тайми Бейбулата, но и тем, что защищал интересы бедных и обездоленных, выступал за развитие дружественных и равноправных отношений между Чечней и Россией.
Между тем, столкновения между отрядами чеченцев с регулярными частями царской армии, вторгавшимися в Чечню, продолжались в начале XIX в.
В сентябре 1807 года, после нескольких поражений в боях с войсками генералов Булгакова и Гудовича, Тайми Бейбулат и Чулик Гендаргеноев вынуждены были даже приостановить военные действия и формально признать зависимость от России.
В начале мая 1820 года, для установления контроля над Малой Чечней царская администрация решила возвести в Урус-Мартане редут.
Когда же эта попытка не увенчалась успехом, 1-5 февраля в 1822 году части полковника Грекова напали на Урус-Мартан и Гойты, сожгли их и взяли аманатов (заложников).
В январе 1825 года Урус-Мартан, Гойты и Гехи вновь было сожжены войсками Грекова. В следующем 1826 году села снова подвергались непрерывным атакам отрядов генерала Ермолова. Большие разрушения Урус-Мартану принесло и вторжение 10-тысячной армии генерал-барона Розена в августе в 1832 году.
Несмотря на это, селение не утратило своего значения одного из центров политической жизни Чечни.
Мало кто знает, что именно здесь в начале 1840 года чеченские военные руководители и алимы провозгласили скрывающегося в горах Шамиля имамом Чечни.
Примечательно, во время съезда чеченских военачальников и богословов для обсуждения создавшегося положения и объединения сил Чечни против колониальной политики царизма, в Урус-Мартане случился интересный факт.
Стоит отметить, что данная встреча, куда также был приглашен Шамиль, должна была проходить в доме известного чеченского наиба Исы Гендаргеноевского, который, несмотря на свой молодой возраст, тогда уже пользовался большим авторитетом среди чеченцев.
Шамиль, в качестве гарантий своей безопасности, потребовал прислать к нему заложников. Урусмартановцы направили к Шамилю малолетних детей. Оказавшись в неловком положении, он одарил детей и тотчас же вернул их обратно.
Седьмого марта в 1840 году в сопровождении 200 мюридов Шамиль прибыл в Урус-Мартан, расположил их по квартирам, а сам, как сообщает начальник центра Кавказской линии генерал-майор Пирятинский генерал-адъютанту Граббе, «стал у жителя той деревни Исы Гендир Гева» (приводится в соответствии с архивным документом-прим. авт.).
Шамиль чуть было не застал у Исы представителя русских властей К. Курумова, прибывшего в аул для того, чтобы побудить его жителей признать власть России.
По этому поводу между Шамилем и Исой состоялся разговор:
«Ты принимаешь у себя князей и ведешь с ними переговоры?» - спросил Шамиль.
«Я не могу не принять гостя, если даже он князь», - отвечал Иса.
«Но говорят, что ты зарезал для Курумова овцу?» - снова спросил Шамиль.
«Для него я зарезал овцу с черной шерстью, для тебя же с белой»,- отвечал Иса.
Так или иначе, урусмартановский съезд, повторюсь, провозгласил Шамиля имамом Чечни и принес ему присягу верности, несмотря на противодействие некоторых чеченских военачальников, недовольных тем, что предводителем чеченского народа стал представитель дагестанского народа.
В течение 1840-1845 гг. район Урус-Мартана являлся ареной ожесточенных военных действий. В декабре 1845 – январе 1846 гг., воспользовавшись ослаблением сил Шамиля в Малой Чечне, генерал-лейтенант Фрейтaг произвел рубку леса по берегах рек Гехи, Мартан-Хи и Гойта. 3 августа 1848 г. в Урус-Мартане генерал-адъютантом Воронцовым была возведена русская крепость, а местные жители изгнаны. В течение 1848-1851 гг. вокруг этой крепости происходили бои между чеченцами и отрядами генералов Нестерова, Козловского, Барятинского и Слепцова.
Отряды горцев, в конце концов, вынудили царское командование покинуть крепость. Попытка ее восстановления, предпринятая царской армией 10 декабря в 1851 году, окончилась полным провалом: отряд войск, направленный на взятие Урус-Мартана, был почти полностью уничтожен, а командовавший им генерал-майор Слепцов убит на поле боя.
После 1851 г. Урус-Мартановская крепость в виде форштадта, по-видимому, была восстановлена. Есть сведения о том, что 17 января 1852 г. в составе войск князя Барятинского и барона Вревского в этой крепости побывал русский писатель, юнкер Л. Н. Толстой.
В 1856 г. в связи с планами возведения крепости на р. Гехи укрепление в Урус-Мартане было покинуто русскими войсками. Но местные жители, возвратившиеся в родное селение, 20 октября 1857 г. вновь подверглись нападению царских войск, руководимых полковником Белликом.
Весной 1858 года колониальные войска развернули широкомасштабное наступление во всей Малой Чечне, сожгли 96 сел, переселив их жителей к окрестностям царских укреплений. Второго апреля вынуждены были сдаться Гойты, а 3 апреля к генералу Евдокимову с изъявлением покорности прибыли представители селения Гехи. В начале июня царские войска нанесли поражение отрядам горцев в окрестностях Урус-Мартана, а спустя некоторое время аул полностью перешел под управление царской администрации.
Во второй половине XIX в. селение являлось центром одного из участков Грозненского округа. Здесь не раз происходили крестьянские волнения, которые сливались в общий поток революционного движения в России.
Урус-Мартан: период революции 1917 года, гражданская война, Великая Отечественная война и депортация
Революция 1917 года также коснулась и чеченского народа. Политическое противостояние между различными партиями и борьба за власть докатились и до Чечни.
Как пишут историки, в январе 1918 года в Урус-Мартане состоялся общенациональный съезд народа, где состоялось избрание Чеченского (Старо-Атагинский) национальный Совет.
Во время гражданской войны и временной оккупации Чечни войсками генерала Деникина большая часть урусмартановцев участвовала в войне против белой армии на стороне красных.
Бои чеченского ополчения и отрядов красноармейцев с крупными соединениями деникинских войск, происходившие в 1919-1920 гг., составляют славные страницы в истории гражданской войны на Тереке.
В этих боях участвовало очень много урусмартановцев, которые принимали непосредственное участие в освобождении от белоказачьих войск станиц Самашкинская, Закан-Юртовская, Слепцовская, Михайловская и Ермоловская.
Особый героизм и храбрость жители Урус-Мартана проявили в боях за села Алхан-Юрт, Чечен-Аул, Цацан-Юрт и Чахкири. Необходимо отметить, что при обороне с. Гойты именно благодаря отрядам из Урус-Мартана и Гехов, пришедшим на помощь к своим братьям гойтинцам, стало возможным изменить ход боя в пользу защитников с. Гойты.
Как пишет в своей книге Ю. Эльмурзаев, после завершения гражданской войны и утверждения в крае Советской власти в январе 1923 года Урус-Мартан был избран местом проведения очередного съезда чеченского народа, на котором в присутствии Таштемира Эльдарханова и членов Советского Правительства была провозглашена Чеченская автономная область.
Хотелось бы отметить, что в годы сталинских репрессий, как и по всей Чечне, в Урус-Мартане чекисты проводили карательные войсковые операции против известных богословов, в ходе которых многие были задержаны, а авторитетный алим Билу-Хаджи Гайтаев расстрелян.
Чудеса храбрости проявили выходцы Урус-Мартановского района и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Наибольшую известность получили: Герой Советского Союза Хаваджи Магомед-Мирзоев из села Алхазурово и житель Урус-Мартана Али Гучигов - чеченский военный и государственный деятель, который также являлся первым советским комендантом Кенигсберга (Калининграда). Али Гучигов был дважды представлен к званию Героя Советского Союза, но оба раза его кандидатура отвергалась по национальной принадлежности, так как к тому времени чеченцев и ингушей насильно депортировали с родной земли в холодные степи Казахстана и Киргизии, необоснованно обвинив их в «предательстве» Родины.
Жестоко и подло поступил режим, обвинив весь народ, ведь в это время славные сыны Чечено-Ингушетии храбро сражались с фашистской Германией на фронтах ВОВ.
И этот бесчеловечный акт геноцида сопровождался особой жестокостью со стороны сталинской и бериевской клики.
Утро 23 февраля 1944 года. Село Урус-Мартан
Холодным утром 23 февраля все взрослое население Чечни было созвано в места коллективных сборов: клубы, школы, городские и сельские площади. В селе Урус-Мартан сбор мужского населения проходил в колхозном полевом стане (примерно в пешхоевском квартале села). От каждой семьи пригласили по одному человеку. И туда пришлось пойти моему дедушке Бауди Астамирову. Люди ничего не подозревали и пребывали в хорошем настроении, так как праздновали день Красной Армии. Молодые люди друг с другом переговаривались, шутили. Однако в планах сталинских изуверов государственный праздник был всего лишь предлогом, чтобы осуществить свой преступный замысел. Сразу после сбора мужчин, место было окружено солдатами: по периметру были установлены четыре пулемета; автоматчики навели стволы на урусмартановцев; один офицер вышел вперед и прочитал указ о поголовном выселении чеченцев и ингушей. Затем он потребовал сдать огнестрельное и холодное оружие.
Люди начали возмущаться, какой указ, по какому праву? По рассказу дедушки, те, у кого находили оружие или сопротивлялись, сразу на месте начали расстреливать перед всеми.
«Ма бокх бал букх шун т1е бохург, ма бокх бал букх шун т1е бохург, Ма бокх бал букх шун т1е бохург (какое большое горе на вас надвигается). Не плачьте, не теряйтесь, будьте сильными. Будет очень тяжело, но по милости Аллаха все обойдется. Эти испытания Всевышним даются лишь только, чтобы проверить вашу веру», - с такими словами пришел во сне к моей бабушке Айне ее и мой устаз - святой эвлия Докку Шаптукаев из Девкур-Эвла (Толстой-Юрт). Этот сон она видела несколько недель назад до выселения. Бабушка говорила, что смысл этого сна она поняла только 23 февраля... По ее словам, ни до этого ни после, она больше никогда не видела своего устаза во сне.
После того, как большинство мужского населения Урус-Мартана задержали, солдаты, расквартированные на постой в дома сельчан, начали собирать оставшихся урусмартановцев: стариков, женщин и детей.
Айна, сама родом из Урус-Мартана, но с детства жила в городе Грозный и неплохо владела русским языком.
Непрошенные гости, как и во всех домах, начали требовать сдать оружие и собраться на улице. Родной брат дедушки Мумади, вообще не понимавший русскую речь, выхватил топор и стал возле двери. Ситуация была напряженная, солдаты навели винтовки и готовы были его убить, но тут бабушка вмешалась и объяснила, что он не представляет никакой опасности. Айна попросила деверя на чеченском языке успокоиться, иначе его убьют. Бабушка сказала, что у них дома нет никакого оружия, а затем попросила, если их действительно выселяют, то позволить, хотя бы собрать необходимые вещи.
Собрав совсем немного еды и кукурузную муку (много не давали взять) их отвезли в станицу Ермоловская, где она встретилась с мужем.
Дедушка Бауди рассказывал, что он понимал, еды не хватит, но положение было тяжелое, негде было достать ее, не давали от станции вообще отходить… И в этот момент, на груженной телеге появился чеченец, который вез муку и другие продукты.
Это человек сказал: «Братья и сестры, здесь у многих нет еды, прошу вас, не стесняйтесь, берите все, «Сибрехь некъ ген бу шун» («дорога в Сибирь долгая»), да простит нас Аллах!», - сказал чеченец.
Дедушка всегда с таким уважением отзывался об этом человеке: он говорил, что многое отдал бы, лишь хоть один раз с ним встретиться и поблагодарить его за тот поступок.
Больные чеченцы, умерщвленные в больнице села Урус-Мартан
Представить состояние людей будет сложно, и картина происходящего будет неполной, если не рассказать о том, что жители не смогли забрать больных чеченцев, которые лежали в больнице села Урус-Мартан.
Изуверы в погонах в этот день совершили чудовищное злодеяние. Больные и нетранспортабельные жители района были собраны со всех близлежащих населенных пунктов и доставлены в районную больницу села Урус-Мартан. Десятки людей были сброшены живьем в мусорную яму и погребены под шлаком и отходами. Таким образом, было умерщвлено десятки людей.
Это был страшный день в истории вайнахов. Это день, когда чеченцы и ингуши были лишены своей исторической Родины. Наших дедушек и бабушек, обвешав позорными ярлыками, погрузили в вагоны для перевозки скота и вывезли в бескрайние степи Казахстана и Киргизии.
Тысячи вайнахов погибло от голода и холода, люди были на грани физического вымирания. Но, несмотря на все трудности, они выжили в этих нечеловеческих условиях благодаря вере в Аллаха, сплоченности, благодаря своим высоконравственным традициям и обычаям.
С верой и надеждой
После ликвидации Чечено-Ингушской АССР в 1944 году Урус-Мартан переименовали в село Красноармейское. Однако после возвращения на Родину чеченцев ему возвратили прежнее название. В 1990 году с. Урус-Мартану присвоили статус города.
Необходимо отметить, что после восстановления Чечено-Ингушской АССР и возвращения чеченцев из депортации Урус-Мартановский район, наряду с другими, по праву славился как житница Чечено-Ингушетии. В те годы в районе было очень развито сельское хозяйство: земледелие, овощеводство, животноводство и садоводство. В райцентре функционировали: крупный пищевой комбинат, животноводческие фермы, швейная фабрика, птицефабрика.
Особенно район славился садоводством: яблоки, черешни, груши, вишня - вся эта продукция свозилась в районный пищекомбинат, где из нее делали различные напитки, повидло, джемы, варенья и др.
К сожалению, после распада СССР и известных трагических событий на территории региона, все это пришло в упадок.
По данным последней переписи населения, в г. Урус-Мартане проживает до 55 тысяч человек. На сегодняшний день здесь нет крупных промышленных объектов и предприятий, население с каждым годом растет, существует много неразрешенных проблем, в их числе безработица и необходимость развития общей инфраструктуры города. Часть жителей Урус-Мартана работает в государственных и муниципальных учреждениях города и района, многие ездят на работу в г. Грозный, определенную нишу занимают те, кто занят малым и средним бизнесом.
По словам мэра города Аслана Юсупова, идет строительство двух пятиэтажных домов и двух двенадцатиэтажных, нового парка, торгово-развлекательного центра, а рядом с центральным рынком начато возведение нового крупного жилого комплекса.
- Рядом с центральной площадью будет сквер и зона отдыха с летним кафе для жителей и гостей Урус-Мартана, - поделился А. Юсупов.
Между тем, в городе в полной мере функционируют все социально-экономические объекты: образовательные учреждения, типография, объекты культуры и здравоохранения.
Кроме того, в г. Урус-Мартане также находятся зияраты известных святых Дени-Шейха Арсанова и Солса-Хаджи Яндарова.
На земле Урус-Мартана родились и оставили яркий след в истории чеченского народа много известных людей. Урусмартановцы могут по праву гордиться своими славными сыновьями. Среди них два Героя России (посмертно) - бывший глава администрации Урус-Мартановского района Юсуп Эльмурзаев и командир взвода отдела милиции особого назначения МВД по ЧР Султан Даутмирзаев, а также композитор и народный певец Умар Димаев, родоначальник современной чеченской классической музыки Аднан Шахбулатов, художник Харон Исаев и многие другие.
Ибрагим Эстамиров
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Общество»:
- 21.12.2024 / 21.16
- Айшат Кадыровой передали дечиг пондар, который был возвращен в ЧР после депортации чеченцев
- 21.12.2024 / 18.33
- Фонд Кадырова провел благотворительную акцию для детей погибших сотрудников Росгвардии
- 21.12.2024 / 15.31
- В Грозном продолжается мониторинг состояния общего имущества МКД
- 21.12.2024 / 14.21
- Кадыров обсудил развитие Чечни с руководством Администрации Президента РФ
- 21.12.2024 / 13.39
- Студентки из ЧР вошли в число победителей конкурсного трека «ПервопроХодец»