Чт, 18 апреля, 13:32 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Татьяна Кулапчина: Учитель не может кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам

Татьяна Кулапчина: Учитель не может кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам

12.05.2016 22:36

«Учитель не может кого-то учить, если в это же время усердно не учится сам», – гласит мудрость. Преподавательская деятельность требует значительных инвестиций – интеллектуальных, моральных, физических. Молодая учитель русского языка и литературы из Червленской средней общеобразовательной школы №1 им. К. В. Обухова Татьяна Кулапчина успевает не только обучать детей, но и выполнять обязанности в должности завуча по воспитательной работе. О прогрессивной форме обучения и современных методах воспитания она рассказала в беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ».

Как Вы начинали свою преподавательскую деятельность?

- В 19 лет я пришла работать в школу. С тех пор прошло шесть лет, а желание продолжать работу остается таким же большим. Если бы не было интереса к этой работе, то, наверное, было бы морально очень тяжело. Не знаю, какую другую профессию я могла бы выбрать, получать от неё такое же удовольствие и ходить на работу с таким же настроем. В 2010-м году я пришла работать в эту школу, как учитель физики. Дело в том, что свободных часов русского языка не было, они все были распределены по учителям. Поэтому мне предложили временно взять физику. Я согласилась, но могу сказать, что такого интереса к физике, как к языку или литературе, у меня не было. Мне приходилось тратить очень много времени, чтобы готовиться к этим урокам. Читать кучу литературы, информации. С сентября до февраля месяца я проработала так, а потом из школы ушла одна учительница русского и мне отдали её часы. И я, уже окрыленная и довольная, взялась за работу. Сейчас учусь на 4-м курсе в Чеченском государственном педагогическом университете на факультете русского языка и литературы. И, хотя, у меня уже есть высшее образование – экономическое, но я хочу получить именно педагогическое. А с 1-го сентября 2015 года я стала завучем по воспитательной работе.

Сложно ли совмещать руководящую должность и работу учителем?

- Иногда я бываю действительно очень загруженной. Но, честно говоря, не хочется бросать и то, и другое – интересны оба занятия. Хотя мне говорят, что, может, часы учебных занятий нужно оставить, и заниматься только завучеством. Но я ни в коем случае не хочу переставать развиваться в этом направлении. Мне, наоборот, на поприще преподавания хочется узнавать все больше и больше и чувствовать себя уверенней в этом деле. В общем, мне нравится это, я получаю от этого удовольствие и бросать не хочу.

Что Вас привлекает в преподавании русского языка и литературы?

- Мой учитель русского языка и литературы, Галина Анатольевна Федюшкина, меня всегда поддерживала, вдохновляла. Она тогда была в школе завучем. И когда она мне предложила работу, первое, что я у неё спросила – «Вы считаете, что я справлюсь?» Она ответила – «Я вообще в тебе не сомневаюсь». И мне этого было достаточно, чтобы согласиться тогда на эту работу, потому что до этого себя в школе я вообще не представляла. Сейчас Галина Анатольевна преподает в Грозном, в частной школе. Она и классным руководителем моим была, и учителем русского языка. Для меня она вообще являлась примером во всем. И все, что я сейчас знаю о русском языке, все мои задатки учителя, это все только благодаря ей. Когда я только начинала учить русский язык, по малейшему вопросу, спорным ситуациям я обращалась к ней, она мне помогла во всем. Жалко, конечно, что её больше нет в нашей школе, но она заходит к нам по выходным. И даже сейчас, когда у меня возникают какие-то вопросы касаемо русского языка или педагогической работы, я всегда могу ей позвонить и спросить, посоветоваться.

И если ребята, которых я сейчас учу, будут воспринимать меня, как я Галину Анатольевну, для меня это будет высшая похвала.

Расскажите о ваших методах, специальных приемах преподавания.

- Сейчас у нас есть новая методика для 9-11 классов. Пытаемся достичь дополнительных успехов с помощью самих учеников. Мы поделили классы на сильных и слабых, то есть, на группы прорыва и группы риска. Сильные ученики сами пытаются объяснить учебный материал более слабым. Это приносит значительный результат. Сначала было очень тяжело их на это настроить. Но некоторым ребятам проще понять своего сверстника. Я, например, не могу разговаривать на чеченском языке. Бывают случаи, когда ученик объясняет отстающему на доступном языке и он понимает одноклассника лучше, чем меня. Эта методика мне очень по душе. В этом году я преподаю русский язык в 7-м и 9-м классах. Сложнее всего, наверное, с 9 классами. Потому что ребята уже взрослые, и присутствуют проявления подросткового возраста, когда они пытаются противоборствовать чему-то, сопротивляться учебе. И приходится уже здесь прибегать к тем новым методам, чтобы всячески заинтересовывать их. Получить от них собранность, организованность. Здесь от учителя многое зависит. Если не найдешь этого подхода к ученикам, то как такового урока и учебного процесса не будет. Очень важно наладить связь между учениками и учителем. Мне кажется, что я смогла этого достичь. Самое главное, чтобы учитель развивался. Всегда нужно помнить о том, что каждый ученик это отдельная личность. И всех судить по одному мерилу нельзя. С кем-то достаточно просто поговорить. К другим осознание ошибки приходит сложнее. Очень важно понять, кто есть кто, и кому какой подход необходим. Нужно четко знать, на каком уровне, в какой форме общения доносить учебную программу до каждого отдельного ученика. Вообще, у меня среднее старшее звено: с пятого по девятый классы. Вот этих ребят, которые в девятом классе, я учу с пятого класса. Мы с ними вместе дошли до девятого.

Вы как-то взаимодействуете с учениками по Интернету?

- У нас популярен мессенджер Ватсапп. В Интернете позволяю им советоваться, спрашивать что-то по учебной программе. Они могут даже позвонить и спросить о домашних заданиях. Я всегда иду им навстречу, отвечаю, подсказываю. Сами интернет-ресурсы на уроках мы используем регулярно. У нас практически в каждом кабинете есть компьютеры, просто интернет не везде. Но на урок мы, бывает, ноутбук с собой берем, даже из учительской. С девятиклассниками мы также занимаемся онлайн-тестированием. То есть я сажаю учеников, подключаю компьютер к Интернету, включаю онлайн-тестирование. Тут же они решают задания, и сразу же мы узнаем результаты. Очень хорошо, что есть такая возможность, не всякие школы ею обладают.

Какая разница в методике преподавания языка и литературы? Какой предмет привлекает учеников больше?

- Ученикам больше интересен язык. К литературе интерес меньше, потому что нужно много читать, а дети в наше время этого не любят, увы. Очень тяжело сейчас детей заставить прочитать какое-то произведение, если оно превышает 10 страниц. Литература им дается сложнее, чем русский язык. В языке все наглядно, отточено. Конкретную тему рассматриваем и все. Есть что с ними обсудить. Когда дети приходят и не владеют обсуждаемым предметом, уроку сложно продвигаться. Приходится придумывать какие-то иные методы, чтобы донести до них информацию. Я, например, по литературе очень часто использую фильмы, снятые на основе литературных произведений. Последней была лента «Судьба человека», снятая по рассказу Шолохова. Я отрывками показывала ученикам фильм, чтобы хоть как-то донести содержание литературного оригинала. Это, конечно, не заменит полностью чтение, но важно то, что мы разбираем сюжет, идею произведения. И самые яркие моменты из фильмов я пытаюсь находить и им показывать. Они воспринимают такой вид информации лучше. Недавно с классом мы разбирали «Тараса Бульбу». И если «Судьба человека» экранизация довольно старая, советская, то «Тарас Бульба» фильм новый. На уроке было столько эмоций, мне было безумно интересно разговаривать с ними на эту тему. Они все посмотрели. Я их ещё заинтересовала, сказав, что поплакала во время просмотра. Урок проходит очень интересно, если с учениками есть о чем разговаривать.

А какой предмет ближе Вам?

- Ну, наверное, мне ближе русский язык, потому что я вижу от детей больше отдачи. Учебный процесс проходит здесь же, моментально. Мы здесь же разбираем, здесь выясняем проблему, её причины. И потом очень интересно наблюдать за непосредственными реакциями детей, а ещё интересней после видеть результат, который приносится.

Значит, Вы рассматриваете эти предметы только в контексте учебного процесса?

- Да. Воспринимать по-другому, наверно, я пока не научилась.

Каким образом вы стараетесь делать занятия разнообразнее? Какие виды творческих заданий даете?

- В последнее время все творческие задания у меня связаны именно с интерактивной доской. Презентации, например. Ошибки, недочеты в них мы можем менять сразу, тут же. Здесь нужно отметить, что учитель должен уметь пользоваться всеми современными гаджетами и девайсами. Хотя учителям старшего поколения зачастую очень тяжело, потому что незнание этой доски, компьютера, заметно мешает им организовывать творческие занятия. Есть учителя, которые являются сторонниками стандартных, консервативных уроков. Есть и те, кто всячески пытается разнообразить учебный процесс. Но те, кто показывает одно и то же на уроках, рискуют наскучить своим ученикам. Когда урок необычный и отличается от стандартного учебного процесса, это сразу отражается на детях. У меня есть один класс – седьмой – это очень умные детки, отличающиеся высокими способностями. Для них очень интересно придумывать всякие задания. И когда ты видишь, что подобрал тот материал, который вызвал оживление в классе, это сильно вдохновляет на дальнейшую работу. Чаще всего мы пользуемся как раз теми же интернет-ресурсами. У нас кабинет русского языка оборудован интерактивной доской – для нас это огромный плюс. Детям очень нравится выходить к этой доске, писать, что-то отмечать, составлять там какие-то рисунки, картинки. С такого урока ты выходишь воодушевленный, счастливый, несмотря на то, что было потрачено большое количество энергии и сил.

То есть сильнее всего на работу Вас стимулирует именно отдача детей?

- Меня – да. Мне безумно приятно видеть тот результат, который я могу донести этим детям. Значит, я не просто так это делаю. Значит, я не просто так столько времени отдаю этому. И очень приятно, когда видишь, как дети рассказывают рассматриваемый материал твоими же словами. То есть, они не цитатами из учебниками рассказывают, а именно теми словами, которыми ты пытался донести им материал.

Устраиваете ли Вы какие-то конкурсы на уроках, чтобы подстегнуть между учениками дух соперничества?

- Конечно. На уроках литературы часто мы делимся на команды и по какому-то тексту работаем. Та команда, которая набирает большее количество баллов по работе с этим текстом, зарабатывает положительные оценки. Стимул для детей невероятный. Когда есть какое-то соперничество, у них сразу появляется энтузиазм, у них загораются глаза. А когда ты, допустим, ставишь двоих человек друг против друга, это еще интересней. Они начинают раскрываться намного глубже. К тому же, и самим ученикам интересно показать раскрытие своей личности. Когда ты внезапно узнаешь о них что-то совершенно новое, другое, какие-то способности, о которых ты раньше не знал, то, конечно, это очень полезная практика. Если бы все старались творчески и аналитически подходить к преподаванию, то образование у нас было бы на высшем уровне.

Башир Виситаев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |