Сб, 19 октября, 17:06 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Наш долг – сохранить добрососедские отношения

Наш долг – сохранить добрососедские отношения

16.01.2009 15:50

Грозный. В бытность свою руководителем сферы культуры Чеченской Республики, по долгу службы, я тесно общался со своим коллегой из Ингушетии. При встрече на разного рода мероприятиях, а также рабочих совещаниях, которые проходили дважды в год в одном из регионов России, я называл его «младшим братом». Тем более, что наше «родство» основывалось не только на национально-этнической принадлежности, но и одной профессии – мы оба являлись журналистами по основной специальности. Должен заметить, абсолютное большинство наших коллег из разных регионов России имели специализацию, не связанную со сферой культуры и искусств. Среди них были и инженеры, и агрономы, и юристы, и преподаватели, и даже зоотехник. Но, как говорится, чтобы быть хорошим руководителем нужен не диплом, а талант управленца, чего порой не хватает творческим личностям. Однако сейчас не о том.

Мне вспоминается как мой «младший брат» всячески отнекивался от подобного родства. Не то всерьез, не то в шутку он порой даже жаловался, что, мол, чеченцы всё норовят присоединить их к себе. На что я «по-братски» отвечал, что вовсе не присоединить, а восстановить единую республику, которая была разделена в период военных действий именно с целью сохранения части территории, временно именовавшейся Республикой Ингушетия.

И вот, был случай, когда однажды в небольшом кругу министров из республик Северного Кавказа я снова назвал ингушского коллегу «младшим братом» и он обреченно проговорил, что у всех остальных только один старший брат, а у него их двое. Запомнилась реплика коллеги из Карачаево-Черкесии, абазинца по национальности: «Так это же здорово, у меня, например, пятеро братьев и я счастлив этим». Но это не убедило ингушского коллегу, ему требовалось на своем личном опыте удостовериться в непреложной истине. Что в скором времени и произошло. На одном из последующих наших встреч в Москве, на заседании координационного совета по культуре и искусству, он обратился ко мне за помощью. Я оказал ему незначительную, на мой взгляд, но весьма необходимую для него в тот момент дружескую услугу. Высказывая свою благодарность, он впервые назвал меня старшим братом и признался, что искренне рад в моем лице найти брата.

Действительно, чем больше братьев – старших, младших, родных, близких – тем сильнее и увереннее становится человек и тем проще становится его жизнь. Но как часто мы забываем об этом...

Этот случай из жизни я привел в качестве преамбулы к своим размышлениям по поводу территориальных и прочих взаимоотношений между чеченцами и ингушами. Ведь именно на подобных мелочах и строится наша жизнь.

В связи с принятием Федерального закона «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» 24 ноября 2008 года № 207-ФЗ в последнее время остро актуализировалась проблема территориального размежевания двух братских народов, которые еще в недавнем прошлом вполне комфортно сосуществовали в едином общем доме – Чечено-Ингушской АССР. В соответствии с указанным законом в обеих республиках до 1 января 2010 года должны быть созданы органы местного самоуправления. Безусловно, появление муниципальных органов власти положительно скажется не только на процессах становления гражданско-правового общества, но и приведет к ускорению социально-экономического развития региона. Однако в законе оговорено, что условием создания местных органов власти является окончательное определение границы между двумя субъектами РФ.

Работа по разграничению территории двух наших республик была начата еще в 1992 году. По соглашению о пересмотре границы между непризнанной Чеченской Республикой-Ичкерия и Республикой Ингушетия, подписанному тогдашними их президентами, предусматривалось создание двухсторонней комиссии по пересмотру границы между республиками, взяв за основу переговоров границу 1934 года, существовавшую на момент объединения Чеченской и Ингушской автономных областей в единую Чечено-Ингушскую автономную область. Образованная комиссия по пересмотру границ между Чеченской Республикой-Ичкерия и Республикой Ингушетия, как того требовало соглашение, начала свою работу в течение 10 дней со дня его подписания. В результате совместной работы комиссией были выработаны несколько вариантов решения проблемы, в основе которых была заложена граница между нашими республиками на момент объединения в 1934 году. Для окончательного согласования, а затем и подписания они были переданы руководителям двух республик. Но в связи с обострением ситуации в Чеченской Республике и началом военных действий в декабре 1994 года, подписание документов было сорвано.

По настоящее время проблема разграничения территорий разрешалась протоколом, подписанным в марте 2003 года главами ЧР и Ингушетии А.Кадыровым и М.Зязиковым, согласно чему под юрисдикцию Чеченской Республики отошли селение Серноводское и станица Ассиновская Сунженского района, а остальная территория района – под юрисдикцию Ингушетии. Таким образом, Сунженский район был разделен, и в нем были созданы две администрации. Но демаркация границы не была проведена. Поэтому даже на картах Роскартографии граница между двумя республиками не указывается.

Данная проблема стала одним из многих последствий двух жесточайших и бесчеловечных военных кампаний, выпавших на долю чеченского народа, потому что именно в этот трагический период нашей истории два исконно чеченских района – Сунженский и Малгобекский – временно перешли в административное ведение Республики Ингушетия.

Слава Всевышнему, мы с честью выдержали все суровые испытания судьбы, но что мы видим сегодня со стороны братьев-ингушей – притязания на наши территории. И это в то время, когда чеченская сторона из уважения к ингушам и в силу своего благородства вместо четкого: «Ну, все, подвиньтесь…», деликатно говорит о необходимости мудрого и компромиссного решения вопроса, а то и вообще застенчиво помалкивая о своих правах, рассуждает о целесообразности воссоединения двух народов. В ответ со стороны «защитников» ингушских интересов слышит «возмущение и категорическое несогласие с бредовой идеей воссоздания новой Чечено-Ингушетии».

И это в то время, когда именно ингушское население в октябре 2008 года проводило митинги под лозунгами объединения двух народов. А отдельные представители ингушской стороны, назвав идею слияния преждевременной, высказывались за объединение в перспективе всех восьми республик Северного Кавказа в единый Северо-Кавказский регион.

Ну, что ж, хотите объединяться с кабардинцами, черкесами или даже с осетинами, это ваше право, мы вам пожелаем только успехов. Заверяем вас, если кто искренне и желает ингушскому народу мира и процветания, так это, прежде всего, чеченцы. И наши предложения о воссоединении были продиктованы только лишь здравым смыслом, подсказывавшим нам, что это одновременно компромиссное решение, чтобы избежать междоусобицы из-за возможных территориальных споров. Именно эти соображения натолкнули лично меня еще в 2004 году обратиться к этой теме в своей статье «Дудаев посеял ветер – надо упредить бурю», опубликованную в газете «Вести республики» от 17 февраля 2004г. № 13.

Мы прекрасно осознаем, что никаких выгод от союза с ингушами чеченцы не получат. «Нет никаких причин, по которым Чеченская Республика была бы заинтересована добиваться объединения с Ингушетией», – открыто было сказано Президентом Чеченской Республики Р.А.Кадыровым. Он также пояснил: «Ингушетия имеет много проблем. Это, в первую очередь, и проблемы экономики, социальной сферы; есть и другие вопросы, над решением которых руководству республики приходится работать».

Конечно, проблема административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия будет разрешена и чеченцы не допустят ущемления своих законных прав и интересов, также как и ингушских. Сегодня, слава Аллаху, наши народы в состоянии решить любой вопрос в интересах своих народов и по справедливости. Однако осадок горечи от безрассудных речей различных «горячих голов» надолго осядет в наших сердцах.

В решении подобных вопросов во главу угла должны быть поставлены разум, логика и убедительные исторические факты. Ведь не надо быть крупным историком, топографом или же этнографом, чтобы вычислить границу между чеченцами и ингушами. Достаточно обратиться к историческим документам. Согласно горской летописи («Сборник сведений о кавказских горцах, выпуск I, Тифлис, 1868»), в которой имеются данные о численности населения с географическим положением занимаемых им территорий, Ингушский округ имеет центр в укреплении Назрань. В него входят участки: назрановский (стан управления там же), Горский (во Владикавказе), Пседах (в ауле Пседах); всего домов – 5530, душ мужского пола – 15234, женского – 14680.

Не вдаваясь в дебри данного вопроса (это дело историков, топографов, этнографов), отмечу обобщенно: русскоязычные источники совершенно обоснованно включали Карабулак и прочие окрестные поселения в состав Малой Чечни. Таким образом, граница между Чечней и собственно Ингушетией определялась в тот период (70-е годы XIX в.) как средним течением реки Ассы или даже верхним течением Сунжи. Так сложились исторически границы расселения двух родственных народов.

В настоящее время свыше пятидесяти процентов территории Ингушетии составляют чеченские земли. К примеру, населенные пункты Слепцовская, Нестеровская, Троицкая, Малгобек, Карабулак, Аршты, Чемульга, которые включены в состав Ингушетии, исторически никак не могут быть отнесены к ней.

Чеченские земли, на которые сегодня претендуют ингуши, уже были однажды оторваны от основной ее части. В 1920 году на этой территории в составе Горской АССР был образован Сунженский округ. В 1924 году при расформировании Горской АССР этот округ вошел в Северо-Кавказский край. Округ имел статус отдельной административной единицы. Следует отметить, что такой же статус был у города Грозного. В 1929 году и Грозный, и Сунженский округ были включены в состав Чеченской автономной области. А через пять лет, в 1934 году, произошло объединение ингушских и чеченских территорий в единую Чечено-Ингушскую автономную область, получившую через пару лет статус автономной республики в составе РСФСР.

Поэтому основой будущей административной границы, на мой взгляд, может быть и должна служить линия раздела, существовавшая на момент объединения двух областей в 1934 году.

И только лишь после определения границ можно говорить о слиянии или же раздельном сосуществовании двух родственных народов на государственно-территориальной основе. Иначе процесс их взаимоотношений может пойти по принципу русской пословицы: межи да грани – ссоры да брани.

Однако, вопреки заявлениям экс-президента Ингушетии М.Зязикова о том, что единая вайнахская республика – это пройденный этап, мы убеждены, что слияние чеченцев и ингушей – будущее наших народов. Объединение неизбежно и это – лишь вопрос времени. Я ни в коей мере на этом не настаиваю, а высказываю свое мнение. Быть может оно субъективно. Но в споре, как говорится, рождается истина.

Современный мир тем и отличается, что в нем повсеместно протекают объединительные процессы. Мы живем в эпоху глобализации, когда успех напрямую зависит от совместных усилий и от степени взаимодействия индивидов, отдельных групп и целых народов. Цивилизованный мир наглядно демонстрирует – объединение дает преимущества во всех сферах жизнедеятельности: в политике, экономике, культуре, науке и т.д.

Разделение Чечено-Ингушетии явилось прологом последовавших затем разрушительных событий в Чеченской Республике – политический кризис, а затем война с известными последствиями; в Ингушетии – борьба кланов, появление кучки богачей и обнищание большинства населения.

Кто выиграл? В любом случае – не чеченцы и не ингуши, ни отдельно, ни вместе. Зато нарушен, наладившийся было, исторический процесс окончательного становления единого народа.

Ведь объединение таких близкородственных народов как чеченцы и ингуши, есть ни что иное как воссоединение в единый, давно сложившийся и тысячелетиями проживавший в единой этнической семье, на единой исторической родине, народ. Это, без всякого сомнения, и во всех отношениях, шаг вперед.

И как бы там ни было, чеченцы и ингуши всегда находили общий язык и взаимопонимание. Так должно быть и впредь, независимо от того, в какой республике мы проживаем.

Тем более что наш Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов призывал уважать соседа в той же степени, что и родную мать.

Поэтому давайте, братцы, без взаимных упреков и резких слов, трезво рассудим. Ведь перепалка делу не поможет.

Долг каждого из нас – сохранить и передать нашим потомкам, при любом стечении обстоятельств, добрососедские братские взаимоотношения.

Мовла Осмаев,

Почетный гражданин Чеченской Республики

кандидат экономических наук

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |