Вс, 24 ноября, 14:38 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Комментарий Уполномоченного по правам человека в ЧР по поводу определения административной границы между ЧР и РИ

Комментарий Уполномоченного по правам человека в ЧР по поводу определения административной границы между ЧР и РИ

21.01.2009 11:13

Грозный.21.01.09.Тема необходимости территориального размежевания между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, в связи с вступлением в действие Федерального закона №207-ФЗ, и связанное с этим обращение правозащитного сообщества Чеченской Республики к ингушскому народу вызывает отклики большого количества людей в обеих республиках, стремящихся выразить свое видение решения этой болезненной для двух народов проблемы.

Так на интернет-сайте газеты «Северный Кавказ» появился материал А.Ю. Кодзоева под названием «Справедливость не бывает однобокой». В данной статье предпринята попытка представить дело так, что, якобы, чеченская сторона претендует на два ингушских района. Это неправда. Наоборот, на чеченские территорию имеет виды ингушская сторона. Объектами их претензий являются Сунженской район (без горной ее части, входившей раньше в Галашкинский район) и часть Малгобекского района (с центром в ст. Вознесенская), которые до 1934 года были составной частью Чеченской автономной области. Как известно, затем они вошли в Чечено-Ингушскую АО, позднее в ЧИАССР, но никогда не входили в Ингушскую АО или еще какое-то другое национально-государственное образование ингушей. С момента распада Чечено-Ингушетии, они, в связи с известными событиями в республике, временно находились в административном управлении Республики Ингушетия.

Таким образом, Кодзоев пытается свалить все с больной головы на здоровую. Чтобы понять своеобразие логики его рассуждений, прокомментируем некоторые пункты статьи «Сраведливость не бывает однобокой».

Статья начинается с нагнетания страстей «…появление названного материала в газете «СК» (материал «Услышит ли брат брата?», опубликованный в газете «Северный Кавказ)по времени совпало с двумя обнародованными документами. Это «Обращение к руководству ЧР» и «Обращение к ингушскому народу». Сей факт говорит о том, что данные действия есть хорошо продуманная, спланированная и подготовленная пропагандистская акция власти и «политической элиты» ЧР с целью оказания на ингушскую сторону всестороннего политического и психологического давления». Ни больше, ни меньше.

Оставлю на совести Кодзоева неуместные и, как минимум, бестактные высказывания в адрес отдельных руководителей республики и закавычивание словосочетания «политическая элита Чечни», чтобы не отвлекать внимание читателей от главного. А оно заключается в том, что пользуясь тем, что из Сунженского и Малгобекского районов было выдавлено большинство коренного населения этих районов, идёт попытка узаконить их в своем административном подчинении с ингушской стороны.Что только не используется для этого – умалчивание и подтасовка фактов, различные клеветнические измышления, что, якобы, чеченец М. Гайрбеков дал письменное согласие на аннексию ингушского Пригородного района ( к этому мы еще вернемся ниже). Додумались даже до того, что против ингушей осуществляется заговор, чуть ли не мирового масштаба!

Полноте, друзья, к чему такие страсти? Мы понимаем, что все намного проще и обыденней, как поется в песне В.Высоцкого: «Хотели кушать и съели Кука!» Никакой подоплеки, кроме законных прав Чеченской Республики.

«Сейчас настал момент, когда ингушскую сторону вынуждают сказать то, что должно было быть сказано ею уже давно»- таинственно и грозно пишет Кодзоев в своей статье. Ну, думаю, начнет он сейчас говорить о первородстве ингушей относительно чеченцев, не зная, что эту лестную для ингушей весть уже сообщил нам «историк» Абадиев, который, по всей видимости, учился у некоторых новоявленных чеченских «ученых», приватизировавших даже Адама и Еву. Так что, касательно первородства, чеченцев уже никто не сможет опередить.

«Чеченская сторона продолжает решительно настаивать на том, что административная межа между современными Чеченской Республикой и Ингушетией должна лечь строго в границах, существовавших на момент слияния Чеченской и Ингушской автономных областей,» - пишет Кодзоев. Это не совсем так. Чеченцы настаивают, что граница между автономиями на момент их объединения, утвержденная решением Президиума ВЦИК, должна стать основой предстоящих переговоров между двумя республиками при посредничестве федерального центра. Есть определенная конституционная процедура решения вопроса изменения границ между субъектами российского государства. Несоблюдение данной процедуры, неправовое решение этой проблемы может взорвать ситуацию в последующем.

Стараясь перетянуть на себя одеяло, не стоит лукавить и уходить, в поисках утверждения своей правоты, в глубь веков. Тем более, что мы не найдем там ни отдельных чеченского и ингушского народов, ни определенной границы между ними. Были только границы земель отдельных вайнахских тайпов и общин. Не было отдельных чеченских и ингушских государственных образований и, соответственно, не было юридически оформленной границы между ними. Все это было главным образом связано с незавершенностью процесса формирования чеченского и ингушского народов, представлявших до этого практически единый этнос.

Единственной, официально зафиксированной и подтвержденной соответствующими юридическими нормативно-правовыми актами (Решения Президиума ВЦИК и СНК РСФСР) границей между Чеченской Республикой и Ингушетией, как государственных образований, является граница между Чеченской и Ингушской автономными областями на момент их объединения в 1934 году.

А «обросла» Чеченская АО территориями Грозненского и Сунженского казачьих округов по совершенно объективным причинам. Эти территории были, в случае с Грозненским округом и г.Грозным - составным внутренним районом Чеченской Республики, а в случае с Сунженским округом – приграничной с Ингушетией территорией Малой Чечни, освобожденной от чеченцев в результате их переселения в Турцию, после окончания Кавказской войны. Кстати, ингуши в этой войне были не со своими братьями, а активно, вместе с царскими войсками, воевали против них. За что, как и казаки, получили большие территориальные приобретения и множество других преференций. Так что, бонусы от властей получали ингуши, в то время как чеченцы, вместо бонусов получали одни только репрессии. Кавказская война, по-большому счету, и разделила окончательно единый вайнахский этнос на чеченцев и ингушей, в том числе, и через создание цепи казачьих станиц на территории нынешнего Сунженского района.

Таким образом, Чеченская Республика и Ингушетия не имели общей границы на равнине. После провозглашения Горской АССР в 1921 году, в ее составе, наряду с образованиями других северо-кавказских народов, были созданы Чеченский, Ингушский и Сунженский (казачий) округа. Развал Горской республики привел к образованию в 1922 году Чеченской автономной области и в 1924 году Ингушской АО. Был также создан Сунженский казачий округ, как отдельная административная единица.

Кодзоев, мягко говоря, неправ, когда говорит, что Чеченская Республика первой вышла из состава Горской АССР «тем самым, заложив основу для его последующего распада». Первыми из Горской республики вышли кабардинцы, затем карачаевцы, за ними последовали балкарцы и потом только вышли чеченцы. К моменту выхода чеченцев, Горская республика была фактически уже развалена. А осетины и ингуши, оставшиеся последними в этой республике, пытались сохранить ее именно из-за своих извечных территориальных споров.

Только после воссоединения в 1929 году Сунженского округа с Чеченской АО, произошедшего в результате многочисленных обращений ее жителей и экономического тяготения округа к ЧАО, на равнинной части появилась общая граница между двумя автономными областями. Тем самым, официальная граница между ЧАО и Ингушетией, входящими в РСФСР, была юридически оформлена и закреплена в 1929 году. После 1929 года граница между этими административно-государственными образованиями не менялась. Объединение в 1934 году произошло в тех же границах. До 1991 года чеченцы и ингуши были вместе, и вопрос о границе между ними был не актуален. С провозглашением суверенитета Чеченской Республики, а затем, образованием в 1992 году Ингушской Республики, впервые после 1934 года, возник вопрос определения границы между отдельными республиками.

Попытка решения этого вопроса была предпринята в 1993 году. В соответствии с «Соглашением о пересмотре государственной границы между Чеченской Республикой – Ичкерия и Республикой Ингушетия», подписанным Президентом ЧРИ Д.Дудаевым и РИ Р.Аушевым 23 июля 1993 года, Стороны договорились:

1. Образовать государственные комиссии Сторон по пересмотру границы между Чеченской Республикой – Ичкерия и Республикой Ингушетия, взяв за основу переговоров границу 1934 года, существовавшую на момент объединения Чеченской АО и Ингушской АО в единую Чечено–Ингушскую автономную область, с учетом реальной демографической ситуации, экономической целесообразности, политической необходимости, продиктованной образованием двух государств.

2. Переговоры сторон на уровне государственных комиссий по пересмотру границы между Чеченской Республикой – Ичкерия и Республикой Ингушетия начать в 10дневный срок со дня подписания настоящего Соглашения.

Государственными комиссиями ЧР и Ингушетии, образованными в соответствии с Соглашением, была проделана огромная работа по территориальному размежеванию двух республик. Был подготовлен проект соглашения по границе, который был передан для утверждения. Но из-за обострения ситуации в Чеченской Республике, последней точки в этом вопросе поставлено не было.

Президент Республики Ингушетия Руслан Аушев и члены государственной комиссии от Ингушетии: Прокурор Республики С.Опиев, первый заместитель главы администрации Сунженского района А.Паров, председатель госкомитета по земельной реформе и землеустройству А.Аушев, старейшины Ингушетии, наделенные огромной ответственностью за судьбу своего народа, были не меньшими патриотами, чем отвечающий только за себя Кодзоев. И они, вместе со своими коллегами из Чеченской Республики, сделали все от них зависящее для решения этого злободневного вопроса в интересах чеченского и ингушского народов.

«Пусть чеченские «братья» посмотрят по своим картам, что из себя представляла самоопределившаяся в 1922 году Чечня без Грозненского, Ачхой-Мартановского и иных равнинных районов.., и столицей в селе Урус-Мартан, а вовсе не в казачьем (русском) Грозном и даже не в Гудермесе», - продолжает Кодзоев. Ну, посмотрели. И что-же? Ачхой-Мартановский район (в смысле территории) на месте. Анклав г.Грозного с Грозненским районом, искусственно оторванный от окружающих его чеченских земель, не может долгое время оставаться оторванным от своей плоти. А столичные функции Чеченской АО были возложены не на Урус-Мартан ( в чем ничего зазорного и не было ), а на г.Грозный, так же, как функции столицы Ингушской АО были возложены на г.Владикавказ, административно не входившим в нее. Более того, г.Владикавказ был столицей не только Ингушетии, но и Северной Осетии. И это при том, что ингуши, пользуясь особым отношением к себе со стороны руководства большевиков на Северном Кавказе, включили в состав своей автономии максимум территорий, на которые они могли рассчитывать.

Если территория Сунженского казачьего округа была чеченской, то почему она не вошла в состав Чеченской автономной области, ведь республика вышла из состава ГАССР и образовала автономию в своих исконных территориях, любят задавать «убийственный», с их точки зрения вопрос, некоторые представители ингушского народа. И тут же делают резюме – значит она не чеченская, а ингушская. Но в этом случае непонятным остается, почему эта территория не вошла в состав Ингушской АО, образованной двумя годами позже – в 1924 году.

«Чеченцы и ингуши не поделили ничего из совместного имущества», - пишет Кодзоев. Давайте поделим. Общим для чеченцев и ингушей был всего лишь г.Грозный, где сосредотачивался основной экономический, интеллектуальный и культурный потенциал республики. Так разбомбили его, разрушили до основания. Нет ни прежнего Грозного, ни его промышленных и научных предприятий, ни культурных учреждений. Единственное, можем порекомендовать предъявить иск к министерству обороны РФ, за свою часть разрушенного города. А что касается, например, «предметов музейной, материально-культурной, исторической ценности», с которыми руководство ЧР, якобы, не поделилось с ингушами еще в 1993 году, то, осмелюсь вас заверить, что наиболее ценная часть из этих предметов находится за пределами ЧР, в том числе и в ингушских музеях и частных коллекциях, так как еще до этого была «тихой сапой» вывезена, а оставшаяся уничтожена в результате военных действий.

О «совместно нажитых территориях», то есть о современных Наурском и Шелковском районах, переданных в состав ЧИАССР из бывшей Грозненской области. Эти районы были включены в состав восстановленной республики, вовсе не в обмен на Пригородный район, о чем говорит Кодзоев и не для расселения возвращающихся из ссылки горцев. Это было сделано, во-первых, в силу экономического тяготения их к Чеченской Республике и к г.Грозному и, во-вторых, для укрепления фактора государствообразующей нации в республике. Аналогичное «приращение» в это же время получил Дагестан, в виде трех затеречных прикаспийских районов, Северная Осетия получила Моздокский район, Кабардино-Балкария – Прохладненский район, Карачаево-Черкессия - несколько казачьих станиц. А ведь у этих республик ничего не отбирали.

Очень оригинально выглядят угрозы Кодзоева о том, что, если чеченцы не образумятся и не откажутся от своей позиции по границе, то они, ингуши, потребуют от федерального центра вернуть Наурский и Шелковской районы в состав Ставропольского края.(!) Это что, ваша месть чеченцам? И с какой стати передавать эти районы в Ставропольский край, если они были изъяты из Грозненской области?

«Другое направление чеченской экспансии на современную Ингушетию – это орстхойский фактор. Единое орстхойское племенное общество – это уже далекое прошлое из истории нахского сообщества, а потомки тех орстхойцев составляют добрую половину современного ингушского народа… Чеченские «орстхой» живут на своих исконных землях – Ачхой-Мартановский, Урус-Мартановский (?) и Грозненский (?) районы, а ингушские «орстхой» живут разбросано по всей Ингушетии, кроме горных районов» - продолжает свой анализ Кодзоев. В ЧР орстхойцы, представляющие один из 9-ти тукхумов чеченского народа живут на своих исконных землях, а в Ингушетии они живут на чьих землях? На своих исконных или ингушских?

Интересен следующий пассаж Кодзоева: «Все ингуши, независимо от корней происхождения, есть сегодня единый ингушский народ», а значит «Сунженский и Малгобекский районы целиком, в устоявшихся административных границах, должны быть признаны составной частью Республики Ингушетия». Как говорится: «В огороде – бузина, а в Киеве – дядька!»

В резюме своего материала Кодзоев пишет: «В природе нет ни одного нормативно-правового акта или иного документа, указывающего на то, что современная Ингушетия образована в границах Ингушской АО на момент ее слияния с Чеченской автономной областью в 1934 году (а кто это утверждает?). А значит, и нет оснований заявлять, что за основу будущей административной границы Ингушетии с Чечней обязательно должна лечь именно та или иная дата». Какая здесь логическая связь? С еще большей уверенностью можно утверждать, что нет ни одного документа, закрепляющего границы образованной в 1992 году Республики Ингушетия в современном виде. Самим своим призывом к чеченцам: «Принять за основу сложившиеся на момент распада бывшей ЧИР реалии и узаконить их», Кодзоев признает незаконность ингушских притязаний на оспариваемые ими районы.

О роли выдающегося государственного деятеля Муслима Гайрбекова при принятии решения об отторжении Пригородного района. Байки о том, что он дал письменное согласие на аннексию этого района абсолютно не соответствуют действительности. Для решения такого значимого вопроса согласие М.Гайрбекова не требовалось. Тогда это, как известно, делалось очень просто. Все мы хорошо знаем, например, как без всяких согласований, Крым был передан в состав Украины. Так вот, непосредственный участник этих событий, член оргкомитета по восстановлению ЧИАССР В.Ф.Русин в своей книге «Достоинство гордых» пишет, что осенью 1956 года «в ЦК КПСС были приглашены первые секретари Северо-Осетинского, Дагестанского, Ставропольского и нашего (Грозненского) обкомов партии на обсуждение вопроса о границе будущей Чечено-Ингушской АССР». Таким образом, этот вопрос, если даже и согласовывался, то за несколько месяцев до создания Оргкомитета по восстановлению ЧИАССР и согласование это проходило с первым секретарем обкома партии А.Яковлевым. А Оргкомитет был создан Указом Президиума Верховного Совета РСФСР только 9 января 1957 года. В него, кроме чеченца М.Гайрбекова, входили и ингуши М.Яндиев и У.Цутиев, у которых, естественно, согласия на эту экспроприацию, так же, как и у М.Гайрбекова, тоже не спрашивали. Попытки опорочить имя одного из достойнейших сынов не только чеченского, но и всего вайнахского народа не делает чести Кодзоеву.

Более детальный разбор пристрастной статьи Кодзоева позволяет вскрыть много и других фактов признания фактической и юридической несостоятельности притязаний ингушской стороны на указанные территории Чеченской Республики. Но, учитывая формат статьи и достаточность приведенных доводов, ограничимся и этим. При этом, поясним, что чеченская сторона, до последнего времени вообще не поднимала проблемы определения границ с Ингушетией ни в публичных обсуждениях, ни в письмах и обращениях к федеральному центру. В то же время руководство Республики Ингушетия, в том числе и Народное собрание РИ, общественные организации неоднократно обращались с подобными просьбами в Москву. Но федеральное руководство, согласно Конституции РФ не имело право этого делать в одностороннем порядке.

Принятие ФЗ №207 «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» требует принятия мер по нейтрализации возможных пагубных последствий при консервации ситуации в нынешнем состоянии и выработки согласованного варианта административной границы между ЧР и РИ. И, если прежде в Чеченской Республике не были созданы условия для принятия подобных решений, из-за отсутствия избранных народом и наделенных федеральным центром необходимыми полномочиями органов государственной власти, то сегодня такая готовность налицо. В связи с этим, чеченская сторона предложила инициативу создания полномочных государственных комиссий с обеих сторон, способных к объективной оценке ситуации и выработке конкретных предложений по данной проблеме за столом переговоров. Без всякой митинговщины и нагнетания напряженности среди представителей наших народов. Что позволит федеральному центру, объективно оценив эти предложения, выработать решение позволяющее сбалансировать интересы обеих сторон и юридически обоснованно снять вопрос ставший камнем преткновения во взаимоотношениях между нашими народами.

В постскриптуме своей статьи Кодзоев пишет: «Стало известно, что парламент ЧР принял собственный закон о муниципальных образованиях, в одностороннем порядке вписав в состав ЧР территории де-факто ингушских Сунженского и Малгобекского районов, без согласования с ингушской стороной, без проведения переговоров и без учета ее мнения и интересов». Я лично не знаю о принятии такого закона Парламентом ЧР, во всяком случае, он не был опубликован в печатных СМИ. А, как известно, закон вступает в силу только после публикации его в печати. Зато в Интернете уже месяц висит проект аналогичного закона Народного Собрания Республики Ингушетия, выставленный для всеобщего обозрения. В нем территории Сунженского и Малгобекского районов, без согласования с чеченской стороной, без проведения переговоров и без учета ее мнения и интересов, вписаны в состав Ингушетии. Так что, возвращаем господину Кодзоеву его гневную отповедь по этому поводу.

Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.С.Нухажиев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |