Вт, 25 января, 01:31 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Становление взрослым: как проходит обряд совершеннолетия у чеченцев

Становление взрослым: как проходит обряд совершеннолетия у чеченцев

25.12.2021 21:02

В жизни каждого юноши наступает переломный момент, когда он становится мужчиной – это обряд совершеннолетия. Инициация подростков у тех или иных народов проводится в разном возрасте. По чеченским адатам взросление происходит в 15 лет.

С этого возраста чеченский юноша перестает жить только ради себя. У него появляются обязательства перед родней, обществом и родиной. Мужчина становится представителем своей семьи, который должен во многом себя ограничивать, показывать пример мужества, достоинства и воспитанности. Проступок с его стороны может сказаться на чести всего рода.

Подробнее о том, как проводился обряд совершеннолетия у чеченцев в интервью ИА «Грозный-информ» рассказала доктор исторических наук, профессор Чеченского государственного университета имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова и Чеченского государственного педагогического университета Зулай Хазбулатова.

– Как проходил обряд совершеннолетия у чеченцев? Какие обязательные элементы в него входили?

Обряд совершеннолетия – опоясывание (юкъ ехкар) у чеченцев проходил при достижении 15 лет. Инициация для подростков у нашего народа проводится с глубокой древности. До сих пор нам не удалось определить примерную эпоху его зарождения.

Согласно нашим полевым материалам, к обряду совершению семья готовилась очень усердно. При этом большое значение придавали чистоте дома и двора, а также праздничному столу. На инициацию подростка собирались близкие родственники, а также молодежь. Пояс юноше завязывал старшина рода, он же поздравлял его со вступлением во взрослую жизнь.

С принятием Ислама обязательно совершали мовлид. Также и сегодня в чеченских семьях с исполнением ребенку 15 лет совершают мовлид, независимо мальчик это или девочка.

При совершении традиционного обряда совершеннолетия главным элементом был пояс. Он могл быть разного качества в зависимости от социального положения семьи. Также по возможности, подростку дарили папаху, кинжал и черкеску.

– Что означает для чеченского юноши становление совершеннолетним? Какие обязательства у него появляются после обряда?

Юноша после наступления совершеннолетия допускался до сельского схода и имел право голоса на нем, в случае необходимости мог замещать главу семьи - отца или старшего брата. Он становился полноправным и совершеннолетним членом общины. В случае, если это касалось лично его или его семьи, совершеннолетний юноша имел право выступить и высказать свое мнение. Он должен был выполнять хозяйственные нагрузки. Имел право самостоятельно принимать решения и отвечать за них, а также принимать участие в конных состязаниях.

Возможно одними из причин возникновения традиции повязывания пояса у чеченцев, как и у других соседних горских и степных народов, стали какие-то ныне забытые магические обряды и обычаи. У наших предков была такая поговорка: «Иза юкъ йихкина ара ваьлла ву и г1улакх кхочуш да» (он занялся своим делом, повязав пояс). В древности у многих народов существовали верования, что пояс придает чудесную силу, которая была воспета во многих былинах.

О значимости пояса в чеченском народе говорит и случай, изученный кандидатом исторических наук Саид-Магомедом Хасиевым. В период заточения в Калуге, к Имаму Шамилю пришел гонец с вестью о рождении у царя Николая I наследника. Услышав об это, Шамиль снял с себя пояс и положил его рядом, на что посильный не обратил никакого внимания. Впоследствии Имама Шамиля стали упрекать в том, что он не отреагировал на благую весть и не одарил посыльного за новость о рождении наследника. На такое обвинение Шамиль ответил: «Разве мало обещания наследнику – быть союзником, а не врагом». Снятие пояса означало в то далекое время мир и мирное сосуществование.

Примерно в 65 – 67 лет проводился обряд «распоясывание», который означал, что человек познал жизнь, отличается мудростью и жизненным опытом. Будучи физически здоровым и развитым, он мог в течение 5 лет в специальной школе учить подростков этикету, боевым искусствам, ведению хозяйства, определять время, для чего пользовались разнообразными способами, главными из которых были звезды, солнце и луна. По звездам и созвездиям также определяли стороны света и времена года.

– Могут ли юношу лишить права ношения пояса. При каких обстоятельствах это возможно?

Насколько нам известно, у чеченцев не было такого правила, чтобы за ту или иную провинность наказывали снятием пояса. Были другие меры наказания, например изгнание, а за некоторые антиобщественные проступки, по решению совета старейшин, объявлялось проклятие. Порицались разные виды преступлений: убийство безвинного человека, клятвопреступление, насилие в отношении гостя или неуважение к женщинам, не допускалась даже рубка священных пород деревьев.

Исполнение наказания происходило по-разному. В некоторых случаях, для большнго воздействия, выбирались людные места. На перекрестках дорог и других общественных зонах создавали как бы «памятники проклятия» преступнику – большие кучи из камней, комков земли и других вещей и каждый проходящий мимо человек должен был бросить в эту кучу горсть земли или камушек, проклиная совершившего преступление. Такие «памятники» назывались «карлагами». Открытие этого института принадлежит известному этнографу, кандидату исторических наук Ибрагиму Саидову.

Следует отметить, что после принятия решения о наказании, для его оглашения советом старейшин приглашалось на сельскую площадь все взрослое население. При этом, чтобы создать большой шум, били палками по звонким медным тазам, подносам, кастрюлям, также могли стрелять в воздух из оружия, оглашая проклятие.

В некоторых случаях инцидент разрешался мирным путем, с помощью переговоров.

– Как сильно чеченскими юношами ценились оружейный пояс, папаха и кинжал?

Чеченцы к оружию относились очень бережно и заботливо, передавали его по наследству из поколения в поколение. Для всех горцев кинжал имел сакральное значение, являясь своеобразной реликвией или семейной святыней. Его дарили уважаемому гостю, на нем клялись.

Также в древности существовал культ головного убора как у мужчин, так и у женщин. Например, мужчина, охранявший какой-либо объект, мог уйти с поста, оставив там свой головной убор и никто не трогал его заставу. Также, в случае необходимости, определенную просьбу передавали через головной убор и эту просьбу обязательно выполняли.

Головной убор был символом чести, достоинства и мужественности чеченца. Папаху дарили наиболее уважаемым людям. После смерти старейшины его папаху не полагалось отдавать кому–либо, наряду с другими вещами. Ее носили сыновья, а если их не было, то близкие родственники покойного.

Снятие с чужой головы папахи или же платка считалось большим позором и вело к ссорам и существенным конфликтам, которые могли привести даже к кровной мести. Известно, что женщина могла остановить ссору и даже битву снятием с головы платка «кортали».

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |