Вт, 27 сентября, 18:33 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Прирожденные воины, любящие мир: боевая этика чеченцев

Прирожденные воины, любящие мир: боевая этика чеченцев

12.09.2022 15:09

Во все времена чеченцы славились как прирождённые воины, смело идущие в бой даже против превосходящих сил противника. Однако, при этом, самой ярко выраженной чертой их менталитета была миролюбивость.

В анналы истории записано множество славных побед чеченских воинов над самыми различными врагами. А храбрость, с которой бились с врагами, нашла свое отражение в произведениях самых известных российских классиков. Но все эти войны объединяет одно – в основу их легло стремление защитить родину от посягательств врагов, стремившихся отнять у чеченского народа родной дом и свободу.

О том, как чеченцы относились к войне, и каких правил придерживались во время боя в интервью ИА «Грозный-информ» рассказал доктор исторических наук, заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследований Ваха Гарсаев.

– Как чеченцы относились к войне. В каком случае участие в ней считалось для нашего народа почетным и обязательным и наоборот?

– Несмотря на все наговоры и стереотипы о том, что наш народ агрессивен, жесток и вспыльчив, ничто из этого не является действительным. Мы исключительно миролюбивый народ и всегда таким были. Причем эта черта присуща нам и с точки зрения традиций, и религии, и культуры. К войне мы всегда относились отрицательно, как и к любой форме проявления насилия.

Но наш менталитет обязывает чеченцев защищать свое отечество, родину и свою землю в случае угрозы. Мы должны беречь честь семьи, тайпа и народа. Это были главными приоритетами для наших предков, такими они остались и до сих пор. Однако, мы никогда не были инициаторами битв.

В истории нет ни одного случая, чтобы чеченцы, с целью захвата чужих земель, нападали на другие народы. Повторюсь, за всю нашу многовековую историю не было ни единого такого факта. Этому свидетельствуют исторические, фольклорные материалы и научные исследования. Наоборот, мы всегда защищали соседей от феодального гнета и насилия. Пример тому Грузия. С давних пор мы часто оказывали им помощь.

– Были ли у чеченцев особые традиции, обычаи или обряды перед началом боевого сражения?

– Этика поведения чеченцев во время войны или перед боем представляет собой своего рода неписанный свод правил. Наш народ никогда слепо не ввязывался в войну. Такое решение принималось только после тщательного изучения ее причин, определения правой и неправой стороны, а также целей, которые преследует война. Только взвесив все это, принималось ращение, будут ли чеченцы вступать в сражение или нет.

Для этого у чеченцев были специальные разведчики «ч1иштиг». Он полностью изучали ситуацию, добывали разведданные, расследовали причину конфликта. Только после одобрения «ч1иштига» чеченцы присоединялись к войне. Такой тщательный подход к этому вопросу обоснован простой причиной – чеченцы крайне ценили человеческую жизнь. Особенно мы берегли молодежь, которая в случае войны первой отправиться на фронт.

В каждом чеченском отряде был полковой мулла. Богослов не отсиживался в тылу, он принимал участие в сражении наряду с остальными воинами. Перед наступлением мулла читал дуа, а потом, с Кораном в одной руке и мечом в другой, врывался на поле боя. С момента принятия Ислама чеченцы очень трепетно относились к своей религии.

Также нередки случаи, когда наши предки в пылу битвы щадили противников, потерявших способность к сопротивлению. Это в лишний раз говорит о гуманности чеченцев.

Для нашего народа считалось большим позором оставить тело павшего товарища на поле боя. Такое прощалось только в исключительно крайнем случае. Погибшие воины возвращались в Чечню, в родовое село, где их хоронили на местном кладбище, согласно нашим традициям.

– Был ли особый способ, которым военачальники поднимали боевой дух своих воинов?

– Перед боем военачальник обращался к солдатам с напутственной речью. Он объявлял, что тот, кто не поддерживает эту войну, и в душе не готов принимать в ней участие, может покинуть строй. Это не считалось бы трусостью или слабостью, ведь у чеченцев каждый был равен друг другу и решение они могли принимать сами. Воинов призывали помогать друг другу, прикрывать и действовать сообща.

Важно то, что военачальник обязан был быть примером для воинов во всех отношениях, будь то его сила, мастерство, ум, стратегия или человеческие качества. Он всегда имел авторитет, его уважали.

Наши мужчины воспитывались на примере славных сынов Чечни, историях об их героизме, подвигах и мужестве. «Къонахий» приводились как идеал, к которому каждый должен стремиться. Как показала история, эта методика отлично себя зарекомендовала, она работает и сейчас. С ранних лет наша молодежь имеет для себя цель, наставления и опыт, которые они черпают из приданий об исторических героях нашего народа. Поэтому чеченцы и славятся как лучшие воины.

– Смелость, самоотверженность и верность родине воспитывалась в чеченских детях с ранних лет. Но в чем же именно причина появления такой черты у нашего нарда?

– За свою долгую историю чеченцы регулярно были вынуждены обороняться от различного рода нашествий врагов. Еще с времен кочевых племен, таких как скифы, сарматы, гунны, половцы, печенеги, монголы, татары. Подобные вторжения происходили примерно каждые 50 лет. Другими словами, из-за угроз извне, мы постоянно были в состоянии войны. Поэтому черта воина веками закладывалась в наших генах и глубоко там укоренилась.

Было одно изречение Хана Аварского о чеченцах, которое ярко описывает наш характер: «Чеченцы не снимали оружие даже во сне». У нашего народа всегда было наготове оружие. Жизнь наших предков никогда не была спокойной и мирной. Более того, это говорит об их патриотизме. Ведь они были в любой момент готовы защитить нашу родину.

Ризван Расуев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |