Пт, 26 апреля, 01:35 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Сто пятьдесят четыре года исполнилось со дня ссылки великого чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева

Сто пятьдесят четыре года исполнилось со дня ссылки великого чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева

03.01.2018 08:01

Чеченская Республика сегодня, 3 января, отмечает один из трагических дней в своей истории. Ровно 154 года назад, в 1864, году великий и почитаемый чеченский суфий Кунта-Хаджи Кишиев был арестован и отправлен в ссылку. В этот день в Чечне ежегодно проводятся масштабные мероприятия, приуроченные памяти Кунт-Хаджи.

Кунта-Хаджи Кишиев вошел в историю, как выдающийся исламский ученый и проповедник. Он был духовным наставником тысяч людей. Устаз в своих выступлениях призывал к миру, духовному совершенству и милосердию. Являясь ярым противником войны, Кунта-Хаджи Кишиев доносил до людей слово Всевышнего Аллаха, посредством проповедей, разъясняя истинную суть суфизма и его роль в религии Ислам.

Великий Эвлия появился в сложный и трудный период в истории чеченского народа - во время Кавказской войны. Проповедническую деятельность он начал с молодых лет. Стал общепризнанным во всём исламском мире чеченским святым - суфием, основателем суфийского братства зикристов.

Кунта-Хаджи Кишиев видел, какое горе и страдание принесла Чечне война, поэтому он всячески старался оградить народ от физического истребления.

О великом чеченском шейхе подробно рассказал в своей монографии "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" (1994 г.) доктор философских наук Вахит Акаев.

При работе над изданием автор основывался на архивных документах, арабо-графическом тексте («Тарджамат макалати… Кунта-шейх» - «Речи и высказывания Кунта-Хаджи»), текст был издан в 1910 году на арабском языке в Буйнакске.

По словам В.Акаева, материал для монографии собирался буквально по крупицам. Были использованы архивные документы Госархива Северной Осетии, копии некоторых арабо-графических текстов, в которых зафиксированы высказывания Кунта-Хаджи. Арабские тексты о Кунта-Хаджи на чеченский язык переводили мулла Х.-Х. Батукаев из с. Пригородное и житель Грозного Э. Бено. Необходимо было изучить и изложить нравственно-гуманистические, религиозно-философские воззрения чеченского суфия ХIХ века Кунта-Хаджи. Его подвиги лежат не на поле брани, а в сфере духовной.

– Для ХIХ века, когда шла Кавказская война, Кунта-Хаджи - личность нетипичная. Он не полководец, у него не было полков, солдат и генералов, участвовавших в каких-то баталиях. Он далеко не Шамиль, призывавший горцев (дагестанцев, чеченцев, черкесов) к газавату. Подвиги Кунта-Хаджи лежат не на поле брани, а в сфере духовной, мистической практики самопознания, самосовершенствования.

Обеспокоенный судьбой своего народа, осознающий, что продолжение войны приведет к физическому истреблению чеченцев, он обращается к ним с призывом прекратить сопротивление. Тем самым он выступает против Шамиля. Он призывает к терпению, имеющему границу, меру. Терпеть до тех пор, пока царская власть не будет требовать забыть обычаи, традиции, язык народа,- подчеркивает в своих комментариях В.Акаев.

Стоит отметить, что Кунта-Хаджи как гуманист, противник насилия и кровопролития, миротворец оказался между Шамилем, призывавшим к газавату, и царской властью, не желавшей никакого мира с горцами. Шамиль оказался в почетной ссылке с удобствами среднероссийского помещика. Кунта-Хаджи, не сделавший ни одного выстрела в сторону русских войск, был отправлен на вечную ссылку, испытать долю каторжанина….

Вахит Акаев в своей работе "Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение" пишет:

"Утвердившийся в Дагестане, Чечне и Ингушетии ислам имеет свою специфику, сложившуюся под воздействием суфизма. Суфийский тарикат накшбандийа способствовал распространению и укреплению ислама на Северном Кавказе. Он усилился в Дагестане в XIX веке, когда многие представители официального ислама перестали соблюдать нормы Корана и шариата, стали попирать права бедных в угоду местной эксплуататорской верхушки и царских чиновников.

Кадирийский тарикат, известный на Северном Кавказе под названием зикризм, будучи социальным движением и формой религиозной мысли, возник в конце Кавказской войны и на начальном этапе разительно отличался от учения газавата по своей идеологической направленности. Основатель зикризма шейх Кунта-Хаджи, чеченец из аула Илсхан-Юрт, появился на политической арене Чечни, когда уставший от непрерывной войны с царизмом народ нуждался в мирной передышке.

Проповеди Кунта-Хаджи о мире, братстве, поддержке обездоленных, сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа, доведённого до грани физического уничтожения. Главными в его проповедях были идеи - непротивления злу насилием, отказа от военных действий против царизма, значительно превосходившего горцев по своей военной мощи, а также призывы к смирению.

Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление царской власти может привести чеченцев к полному уничтожению. Именно это обстоятельство вынуждало его обратиться к идеям прекращения кровопролития горцами и перехода к мирному укладу жизни. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы с противником до победного конца. Шамиль же преследовал Кунта-Хаджи из-за его антигазаватских идей".

Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для царских властей Кунта-Хаджи - фанатик, преступник, смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. Поэтому в официальных царских документах он зачисляется "в политические преступники", "фанатики", ибо искал праведное общество, призывая жить по справедливости, по законам совести, мучился до самоистязания, переживая за людские пороки.

В самые трагические годы для собственного народа шейх Кунта-Хаджи не уставал взывать к взаимной помощи и милосердию. За его нравственную чистоту, поиски общего блага, высокую духовность в Чечне народ его называет Эвляъ (Эвлия), что означает Святой. Он не просто святой, а святой - великомученик!

Исторический спор имама Шамиля с Эвлия Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа с несоизмеримо сильным и жестоким завоевателем было сломлено. Шамиль, породивший газават, стал почётным гостем российского царя, а конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке. Кунта-Хаджи, всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, был арестован с ведома царя Александра II зимой 1864 года и в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино сполна испытал судьбу заключенного.

Арест Эвлия взбудоражил всю Чечню. В январе 1864 года последователи Кунта-Хаджи в с. Шали провели мирную акцию в связи с беспричинным арестом своего Устаза. У них не было с собой огнестрельного оружия. Но царские генералы дали приказ на открытие огня, хотя за две недели со стороны мюридов не было произведено ни одного выстрела. В этот день погибло около пятисот человек, включая и женщин.

На этом месте по поручению Главы ЧР открыто мемориальное кладбище, где покоятся мюриды шейха.

Кунта-Хаджи Кишиев хотел, чтобы людей не притесняли, чтобы они жили мирной и смеренной жизнью, совершенствовали свой внутренний духовный мир путем поклонения Всевышнему Аллаху, руководствуясь священным Кораном и Сунной Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).

Материал подготовлен на основе информаций из открытых источников

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |