Пн, 30 сентября, 10:17 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Энтузиасты Чеченского театра («Молодежная Смена»)

Энтузиасты Чеченского театра («Молодежная Смена»)

06.06.2011 12:52

О репертуарной политике национального театра в 20-40гг. ХХ в.

Чеченский народ до 1928 года не имел своего профессионального театра. Вся духовная культура в основном концентрировалась в богатом устном народном творчестве. Следует особо отметить, что в фольклоре чеченцев исключительно были развиты драматические начала. Налицо были и элементы народного театра. Веками ждал своего воплощения в литературе и на сцене развитый драматический потенциал чеченцев.

В начале 20-х гг. прошлого века сло¬жились благоприятные условия для развития культуры народа. Важней¬шим из них было создание чеченской массовой письменности, и уже в 1923 году в газетах начали печататься сти¬хи, рассказы и очерки чеченских авто¬ров. И вполне закономерным явлени¬ем на этом фоне было появление в молодой чеченской литературе дра¬матургии. В Чечне организовывают¬ся самодеятельные кружки, которые дают толчок возникновению и разви¬тию драматической литературы.

Надо отметить, что советское го¬сударство уделяло этой проблеме большое внимание. Было принято немало официальных документов по вопросам развития национального искусства. В начале 20-х годов в Гроз¬ном и крупных чеченских селах воз¬никают драматические кружки, кото¬рые разыгрывают небольшие пьесы и инсценировки. Первый постоянно действующий драматический кружок в Чечне был организован в 1928 году большим любителем сцены Магоме¬дом Яндаровым из слушателей об¬ластных курсов низовых работников по кореннизации аппарата. В поме¬щении курсов была устроена сцена. Здесь, просиживая ночами, Магомед Яндаров репетировал со своими ар¬тистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д. Шерипова, И. Эльдарханова, С. Бадуева. Кружок при¬мерно два раза в месяц показывал спектакль. М. Яндарову помогали Д. Шерипов, Н. Мосиенко и другие энту¬зиасты.

Датой рождения Чеченского нацио¬нального театра считается 1 мая 1931 года. На базе этого драматического кружка была открыта студия, первым директором которой стал М. Яндаров. В студию было набрано 45 человек, в основном из художественной само-деятельности, из них 9 женщин. Их стали обучать актерскому мастерству по специальной программе, рассчи¬танной на 2 года. Днем молодежь училась, а вечерами выступала на сцене. Одновременно студийцы продолжали выступать со спектаклями в районах области и в городе. Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности самым тес¬ным образом связал себя с задачами обновляющейся жизни в Чечне.

Театр сразу же завоевал широкую популярность. В одном из номеров за 1933 год газета «Известия» писала о деятельности чеченского театра: «Те¬атр работает чрезвычайно напряжен¬но: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте, мастер¬ству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зри¬телю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки, и негде посадить зрите¬лей». В газете «Грозненский рабочий» от 25 июня 1933 г. сообщалось: «Те¬атр разъезжал по аулам. Сегодня его видели на верхнем Тереке, через не¬делю он спустился к Старому-Юрту, а через две играл где-нибудь в предгор¬ной Шалинской зоне...»

15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы чеченского теа¬тра показали свой дипломный спек¬такль по пьесе С. Бадуева «Красная крепость», посвященный событиям Гражданской войны в Чечне. С того дня студия стала называться Чечен¬ским государственным драматиче¬ским театром. Студию окончили 23 человека. Среди них Асет Исаева, Шамсуддин Кагерманов, Баудин Эльмурзаев, АсетТашухаджиева, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткаче¬ва и др. Некоторые из первых актеров национального театра до последнего времени выступали на его сцене: за¬служенные и народные артистки ре¬спублики Т. Алиева, А. Ташхаджиева, 3. Исакова и многие другие. *

Одновременно с театром разви¬валась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и националь¬ной драматургии принадлежит осно¬воположнику чеченской советской литературы Сайду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно свя¬зана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр развивал¬ся, используя его пьесы. Менее чем за десять лет творческой деятель¬ности С. Бадуев создал 15 ориги¬нальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. С. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современно¬сти. Его перу принадлежат такие сце¬нические произведения, как «Закон отцов», «Горы меняются», «Красная крепость» и другие. Классическим стал спектакль по его пьесе «Пети- мат», который до последнего времени не сходил со сцены местного театра.

Сайд Бадуев был душой нацио¬нального театра. Он не только об¬щался с театром, но и жил с ним одной жизнью, знал творческие воз¬можности каждого актера и учитывал это при создании своих пьес, то есть писал для актеров. Он присутствовал всегда на репетициях, спектаклях, помогал актерам и режиссерам. С объединением в 1934 году Чечен¬ской и Ингушской областей в еди¬ную область театр стал называться Чечено-Ингушским, хотя пьесы на его сцене шли только на чеченском языке. В развитии чеченской литера¬туры большую роль сыграла русская литература, что выражается в твор¬ческом освоении ее богатого опыта как путем знакомства с оригинальной литературой, так и переводами на родной язык. Значительная роль в становлении Чеченского театра при¬надлежит братской Грузии. В 1934 году Грузинский ЦИК и Чеченский облисполком заключили договор, по которому старейший Грузинский академический театр имени Шота Руставели взял шефство над моло¬дым, начинающим творческий путь, коллективом Чечено-Ингушского драматического театра. В порядке шефской помощи из Тбилиси в Гроз¬ный был командирован талантли¬вый театральный работник Арчилл Чхартишвилли, позже народный артист Грузинский ССР, главный режиссер театра имени Шота Руста¬вели. А. Чхартишвилли пришел на должность художественного руково¬дителя и сделал много для его ста¬новления. Тогда же театр имени Ш. Руставели открыл специальную сту¬дию для подготовки творческих сил Чечено-Ингушского театра, которую к маю месяцу 1936 года окончили 19 человек.

На сцене театра зритель имел воз¬можность познакомиться не только с национальной драматургией, но и с мировой классикой, пьесами народов бывшего СССР. На чеченский язык 5ыли переведены такие пьесы, как «Овечий источник» Попе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Лекарь по¬неволе» Мольера, «Женитьба» Го¬голя, «Платон Кречет» Корнейчука, «Горцы» Фатуева, «Храбрый Кикила» Гамрекели и Нахуцрашвили и др .Причем переводные пьесы пользова¬лись огромным вниманием у зрителя. Таким образом, осуществлялась причастность к лучшим достижениям мировой драматургии.

Появились истинные энтузиасты национального театра, оказывавшие ему помощь. В разные годы в нацио-нальном театре работали А.А. Туганов (художественный руководитель), Мамед Алили (режиссер), Л.А.Леонов (балетмейстер), художники Ираклий Гамрекелли, Э.А. Бернгард, композиторы Г. Мепурнов и А.А. Александров, режиссеры В.Э. Вайнштейн и М.Г., Минаев, народный артист СССР В.В. Меркурьев и многие другие. у

От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров, раскрывались их творческие возможности. В 1937году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим специальным образованием. Это был молодой выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев. Приход в театр режиссера, знающего язык, быт, традиции народа, культурный уровень и запросы зрителя, имел большое значение. Вскоре это сказалось на качестве спектаклей. Журнал «Театр» писал: «Приезжая в Грозный, неожиданно увлекаешься блистательным спектаклем «Храбрый Кикила» в Чечено-Ингушском национальном театре. Спектакль, поставленный режиссером Гарун аль-Рашид Батукаевым пленяет как красивая мелодия, и не¬даром он так популярен далеко за пределами города, в горных aулах республики».

Знаменательным событием национального театра явилось открытие., в 1938 году Чечено-Ингушской теат-ральной студии при ГИТИСе.

В 1940 году Г. Батукаеву, В. Вайштейну, М. Бадуеву, Б.Ильясову, O. Горчханову, Я. Зубайраеву, И. Ибра-гимову было присвоено почетное звание заслуженных артистов ЧИ АССР Позже некоторые актеры стали на-родными артистами республики.

Дружный, талантливый коллектив театра сыграл большую роль в при¬общении зрителя к национальной, многонациональной русской и за¬рубежной драматургии, воспитывая зрителя на нравственных примерах своих сценических героев.

Эльза Магомадова №41, 4 июня 2011г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |