Главная » НОВОСТИ » Свой путь... («Вести республики»)
Свой путь... («Вести республики»)
27.12.2011 11:38
Говорят, что трудности преодолеет тот, кто верит в себя, чтит Бога, любит своих детей и служит своему народу. Именно таким и был Ахмат-Хаджи, который всю жизнь боролся с извращённой сущностью падшего человека, неся свет и тепло тем, кто, как и он, не хотел мириться со злом. Творить зло так легко, а творить добро... трудно.
Очень трудно. За ним шли те, кто был готов учиться, трудиться и страдать ради того, чтобы разбудить спящих, спасти гибнущих, направить заблудших. Какая ответственность и сердечная мука - быть впереди и вести тех, кто идёт за тобой!
…Суровая казахская степь... Тысячи уныло бредущих людей. Чеченцы, изгнанные со своей родной земли, оторванные от своих корней, лишённые своей Отчизны. Ахмат Кадыров, еще мальчишка, всматриваясь в далекий пустынный горизонт, вспоминает слова отца, сказанные им в день радостного известия о возвращении домой: “Дом - это не только горы, долины и реки. Там и небо иное, чистое, бездонное…Там и орел реет над землей не так…"
- Нам есть чему учить наших детей, - через годы он давал надежду страждущим сердцам. - Отбросим в сторону недоверие друг к другу. Уничтожим в себе лишенное человечности безразличие. Наши дети растут, и возникает вопрос: куда они пойдут? Сможем ли мы направить их на тот путь, который есть и был всегда верным. В конце концов, мы заслуживаем лучшей судьбы, мы можем изменить нашу жизнь, потому что мы люди. Выбор за нами. Мы сможем возродить наш дом, наши родительские очаги и выстоять вместе, одним порывом, понимая, что мы нация, и мы едины в своем желании вернуться в наше Отечество и дать ему новую жизнь.
Так звучали слова, в которых слышна глубокая боль и сильная вера, суть которых тянется из глубины веков - от Фараби, Авиценны, пророка Рабии. Нет окольных путей, нет лёгких дорог - есть только одна нить, связывающая людей и Бога.
Оставшись наедине, Ахмат-Хаджи анализирует ситуацию, понимая, что трудно, очень трудно поднять народ. На землю неслышно опускается темная, беззвездная ночь.
Мысли Ахмата Кадырова вьются, ищут выход: “Мы едины в своем стремлении познать мир. В нашей общей стране трудно жить, отделившись от ближнего своего забором. В каждом из населяющих Россию народов - высокая духовная составляющая. Самоотверженность чеченца сливается с душевной широтой русского человека. И нам, и им присуще открытость, дружелюбие, хотя и первое, и второе иногда приводит к печальным последствиям. Чечня - это часть России, малая ее часть. Мы связаны незримыми нитями, культурой, общностью интересов. Основатель русского романтизма А.Бестужев-Марлинский однажды сказал: "...Быть - значит жить. Видеть - значит чувствовать." Эти слова отображают настоящие человеческие чувства. Кто сегодня способен их оценить? Кто сегодня способен жертвовать чем-то и даже собой? Сколько тех, кто видел, но чувствовал ли, боль чеченцев, русских? Кто сможет заглянуть в душу женщины, потерявшей единственного сына? Многим кажется, что судьба народа - в руках кого-то одного, и он - единственный, кто знает, как поступить. Так ли это? Я счастлив, что принадлежу к великой нации. Я безмерно рад, что я чеченец. Не знаю, не могу знать, что будет со мной через годы, но одно знаю точно: мой народ отыщет свой путь".
Поистине величайшая задача - изменить судьбу целого народа, оставить свой след на земле, чтобы о тебе помнили в будущем, о котором ты мог только мечтать.
“…Я счастлив от мысли, что после меня моё дело продолжит сын… Я люблю свою Отчизну… Я ненавижу тех, кто столкнул наши народы, направил их на путь войны…Мне жаль тех, кто живет, точнее, существует, без Бога, без веры в сердце... Я склоняю голову перед памятью тех, кто отдал жизнь за свой народ. Бог велик... Ла Илаха Иллалах…Он един для всех, Он милосердный и справедливый. Он дает нам силу выстоять. Никто, кроме нас и Бога, не поймет, не оценит все происходящее в нас самих” - вот слова, ставшие смыслом жизни для Ахмата-Хаджи.
Оглядываясь назад, на прожитые годы, Ахмат-Хаджи понимает, что это - всего лишь часть его жизни. Он понимает, что в этот смутный период девяностых наступает острый, как лезвие, момент для радикального решения. "Остановить стихию, унесшую жизнь соотечественников, или продолжить борьбу за свободу? Что такое свобода? Это путь к Богу или голос возмутившейся чести? Это фундамент, на котором будет строиться судьба чеченской нации, или зыбкая почва, которая принесет боль и забвение? Стряхнуть с плеч насилие, отбросить в сторону национальную гордость или найти компромисс? Но как совместить политическую борьбу и учение Пророка? Как избавиться от политической ненависти и вернуться к истинному пониманию сути вещей? Во всей этой двойственности чувств, помыслов, желаний важен итог, который оставит в памяти народа то, что, возможно, назовут правильным решением".
Ахмат-Хаджи считал, что язык, культура чеченского народа - это тот стержень, вокруг которого вращается национальное сознание. Но он никогда не говорил, что чеченцы лучше других народов. “Мы такие, какие мы есть на самом деле. Мы талантливые, гордые, разные…Мы нация, которая многое пережила и сможет выстоять, только сплотившись вокруг религии, почитая своё историческое прошлое”.
В произведении “Иблис” описывается, как происходит становление человека-сатаны. Сегодня многие, очень многие стали на путь этого превращения. Такие “иблисы” живут среди нас, вредят нам, презирают моральные ценности, порождают ненависть и тьму. Но всегда, во все времена, в противовес им появляются такие, как Ахмат-Хаджи, проводники света и добра, несущие чистые помыслы, способные читать судьбы, спасать души, направлять на путь истинный…
Наверное, такими словами Ахмат-Хаджи будил сердца соотечественников:
«Что для нас истинная вера? Что для нас Отчизна? Для меня вера - это внутренняя движущая сила, способная изменять жизнь людей. Вера – это испытание человека на прочность. Это необходимость принятия обязательств перед Ним. Для меня Отчизна - это память предков, это наш родной дом. Мы должны вернуть то, что утратили. Здесь наши корни, здесь наш мир, здесь благодать Всевышнего Аллаха. Здесь мы принадлежим Богу целиком, без остатка. Мы должны сказать "нет" подлости и безверию, малодушию и черным помыслам…Ислам - это наша духовная колыбель, это дар, данный нам Всевышним. Это Вселенная знаний, данных нам Богом. Социализм - это идеология, которая отправила наш народ в казахские степи, но ислам - это не идеология, это истинная вера, это светильник, освещающий наши души, это то, что делает нас великим народом».
Глаза Ахмата-Хаджи полны жизни и огня. Когда он говорил, люди загорались этим огнём, ощущая какую-то незримую, внутреннюю связь с этим человеком.
Оставшись наедине, Ахмат-Хаджи продолжает размышлять о судьбе своего народа. В памяти всплывают слова, сказанные однажды Кунта-Хаджи: “Война - дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила - ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает свое поражение. Никто не в силах осилить вас и вашу правду, если вы не свернете с пути своей веры - тариката”, - наверное, именно так звучали его слова, обращенные к соотечественникам.
Ахмат-Хаджи понимает, что настоящая сила - не в физическом оружии, а в духовном.
Наверное, его мысли текут, как река, вот так: “ Мы не сможем жить, если потеряем свои истоки. Не сможем терпеть, если нами станут понукать. Быть чеченцем - это значит трепетать от того, что живешь честью, достоинством, одним дыханием со своим народом…Нет ничего дороже веры отцов. Не смогу изменить себя, обычаи предков, и никогда не стану прятать чувства гордости за чеченцев…Национальные, семейные узы - это святое, это та неповторимая уникальность, которая свойственна каждой нации. Когда человек переступает порог мечети, возникает ощущение тепла и таинственности. Человек, находящийся вдали от родной земли, не может жить её жизнью, потому что не пропитан её духом, отрезан от корней. Умом я принадлежу России, а сердцем - Чечне. Беда многих в том, что идут в религию без веры, в том, что ищут точку соприкосновения между противоположностями, взаимоисключающими друг друга. Богатство суетного мира - лишь прах, но как много тех, кто желает этого праха... Я родился под счастливой звездой. Мой главный враг – неумолимое время. Я хочу многое успеть. Хочу увидеть иную, счастливую Чечню. Я многое постиг в Коране… Я заметил, что многое, очень многое в современном мире противоречиво. Противоречия во власти, в науке, в философии сегодняшнего дня…Но так решено не нами. Добро всегда будет противостоять злу. История нации – это трудная дорога, но за всё нужно платить цену. Вспоминая прошлые, кровавые годы, когда уничтожалась не только чеченская традиция и культура, но и сама чеченская нация, я не могу простить тех, кто лишил чеченский народ права на самоопределение и вероисповедание. Кто был для них обычный чеченец, русский, таджик? Безликая серая масса. Они сжигали книги, рушили мечети и храмы, уничтожали культурные ценности, разбазаривая всё то, что собиралось по крупицам веками. В моей памяти до сих пор живёт воспоминание: прислонившаяся щекой к дверному косяку мама, ожидающая отца… Я утешал её ласковыми сыновними словами, переживая вместе с ней об отце…"
Ахмат-Хаджи мало говорил вслух о своих чувствах и переживаниях за родных и близких ему людей. Он также не обольщает себя надеждой, что завтра или через десятилетие что-то изменится само собой. С болью он смотрит на разрушенные дома, на опустевшие улицы Грозного, на упадок морали и культуры…
"Почему именно так? Почему умираем из-за неправедных путей лукавых политиков? Почему чеченская земля, которая веками была доброй, щедрой мамой, стала злой мачехой для тысяч русских, адыгейцев, евреев, лезгин?"
По складу своего характера Ахмат-Хаджи – лидер, по убеждениям – патриот, по образу мышления – мудрец, стремящийся ко всему светлому, чистому, доброму. Под строгими чертами лица скрывается чуткая, тонкая натура. Тяжела судьба человека, для которого главная цель жизни - решить проблему национальной идентификации путём мира, справедливости, духовного возрождения. Смысл жизни таких людей - это стремление к национальным истокам, поклонение высоким идеалам, не типичным для большинства. Он один из тех первопроходцев, которые всегда идут впереди и не остановятся, пока не дойдут до цели, для которых потребность быть нужным, приносить пользу обществу превыше всего. Религиозное образование, служение Богу заставляют его искать путь спасения для нации, и это единственный мотив, который движет всеми его действиями.
Подняв руки к небу, Ахмат-Хаджи взывает к Небесам: “Господь наш, который на небе…Прости нам наши грехи и ошибки. Ниспошли нам Твою милость, дай нам Твою целительную силу, чтобы нам победить эту болезнь”.
Он понимает, что счастлив только тот народ, у которого есть Бог. Счастлив тот народ, у которого есть терпение, вера, доброта.
Снова и снова слова, которые пытаются пробудить веру в сердцах:
«Пройдет время, и слезы скорби о безвинно убитых высохнут, жажда мести угаснет, и мы переплавим мечи на орала. Нам не нужно обилие пустых, ложных слов, мы должны заняться делом. Нам необходимо отстроить Грозный, заложить основание для будущего. У нас есть будущее. Я, Ахмат Кадыров, чеченец, могу и должен быть счастливым. Я хочу служить Богу и людям, и я знаю, что меня поймут те, кто имеет сердце. Мне не нужна показная признательность - это унижает меня. Где нет веры в Бога, там всегда процветает зло. Но я верю, что жадных, равнодушных, подлых всё-таки меньше, чем щедрых, милосердных, благородных. Наследственность - это не что-то наносное, это спаянные воедино звенья одной цепи, определяющие судьбу как отдельного человека, так и всей нации. Трагедия нации - это те испытания, которые она переживает на протяжении своего исторического пути, и которые оказывают существенное влияние на ее дальнейшую судьбу. Идеальное - это не что иное, как заложенное в нас Божественное семя, вызывающее в нас потребность быть похожим на Него. Только Бог является источником, движущей силой и первоосновой всего сущего в этом мире. Без Него всё теряет смысл. Он един для всех - как для мусульман, так и для христиан. Все разногласия - от того, что не познали Его. Все проблемы - от того, что многие идут не истинным путем, а бездорожьем. Человеку, ограниченному временем и пространством, трудно понять Того, Кто существует вне времени и пространства. Мы связаны с Ним незримыми нитями, которые заставляют нас стремиться к Нему. Мы говорим на разных языках, но все мы имеем одно происхождение и живём на одной планете, и разве мы можем быть противниками друг другу? Нет, потому что верим в одного Бога, хоть и называем Его разными именами. Всё, чем мы можем угодить Ему - это жить в мире друг с другом, всегда быть готовыми накормить голодного, одеть нагого, дать кров бездомному. Разве не об одном и том же мы просим Его в наших молитвах? Разве не одного и того же хотим?"
Ахмат-Хаджи понимал, что для его народа, находящегося под угрозой физического уничтожения, есть только одно правильное решение - искать мира. Только достижение согласия между враждующими сторонами остановит кровавые жернова войны.
Ахмат-Хаджи замирает, погружаясь в поток новых мыслей: “Иначе нельзя…Все мы хотим быть независимыми, но так ли правдивы наши желания? А, может, уехать? Заняться наукой? Нет, мое место здесь - среди горящих зданий, среди боли и страданий моего народа. Возможно ли вернуться и войти заново в реку? С Богом возможно всё. Если смиримся перед Ним, если будем просить: “Прости нас, Всемогущий Аллах. Нет ничего светлее имени Твоего…Прости чеченцев, русских, всех, ибо не ведают, что творят…День и ночь, непрестанно, буду просить Тебя о милости, о снисхождении…Буду молить Тебя о прощении для всех нас, заблудших. Буду возвещать людям Твою истину…Нельзя зло победить злом. Помоги нам найти путь мира, ибо такова Твоя Воля. За правду и свободу я жизнь свою отдам, но не в ненависти, а в любви. Ведь все мы хотим жить на своей земле, дышать чистым воздухом, радоваться жизни, Тобою данной…Ты дал нам возможность нести светлое, чистое, истинное. А если не услышат, не поймут? Пойду вослед им…Расскажу им, что нет большей силы, чем добро. И нет ничего страшнее зла, потому что оно разрушительно. Так не дадим же ему властвовать над нашим общим домом...”
Ахмат-Хаджи идёт к людям, чтобы сеять семя истины, зажигать сердца огнём веры. Он понимает, что эта миссия возложена на него Богом, и он должен её исполнить...
И сегодня еще живы те, кто отдавал приказы о депортации, об уничтожении чеченцев, татар, немцев…Какое духовное наследие они передали своим детям, внукам? Безбожие, ненависть, жестокость? Сколько крови пролито, сколько судеб искалечено... Много. А за что?
Ахмат-Хаджи строит свою политику на глубоком осмыслении дальнейших исторических событий, рассматривая их в рамках определённой системы, на учении и опыте проповедников ислама, таких, как ибн-Хальдун…Он прекрасно понимает их мысли и стремления и хочет донести это до всех. Он всегда мыслил категориями правды и старался принести пользу людям, не превознося свои заслуги. Не любил, когда его называли патриотом, спасителем народа. Не добивался привилегий, он просто хотел сохранить веру, культуру, обычаи чеченского народа, понимая тот важный исторический момент, когда кто-то должен был взять на себя всю ответственность. Он пытался показать стоящим у руля власти, что чеченцы - это малая, но особая часть великой страны, что здесь, на берегах Терека и Сунжи, живут трудолюбивые, искренние люди, любящие свою землю, своих предков, и они не должны жить под “катком” гнёта, унижающим их человеческое достоинство.
В категорию признанных нацией лидеров попасть непросто - для этого нужно многое постичь и сделать, иногда ценою собственной жизни. Ахмат-Хаджи был готов платить эту цену. Его судьба тесно переплелась с болью народа, памятью предков, стоном истерзанной взрывами родной земли. Спасенные жизни, накормленные дети – это дела богоугодные. Там, куда мы однажды уйдем, будут явственно видны наши земные дела. Ахмат-Хаджи протянул руку помощи, спас, согрел, а мы?
Перед его глазами проплывают лица…Много лиц - молодых и старых.
Вот подходит пожилая женщина, протягивает к нему руки, просит: "Ты - наша надежда, Ахмат-Хаджи, последняя надежда. Останови кровопролитие, останови войну! Спаси нас, сынок!”
Сколько раз возвращалась эта картина в его сознание! Сколько раз Ахмат-Хаджи задавал себе вопрос: “По силам ли мне спасти целую нацию, обогреть всех этих людей?” Он не может заснуть до утра, меря уставшими шагами свою комнату...
На фотографиях навсегда сохранилась его улыбка - добрая, искренняя улыбка человека, который знает путь к свободе, который счастлив от того, что светит солнце, что у него есть Родина, есть семья. А рядом с ним - его сын, его продолжение и надежда.
Ахмат-Хаджи Кадыров - это гордость и слава чеченского народа. Благодаря ему, сегодня на этой благодатной земле процветают мир, благополучие, национальное единство. Большую ценность составляют его труды, посвященные истории Чечни. Согретая любовью многих поколений, Чечня стала Отчизной для чеченцев, русских, дагестанцев и многих других национальностей. Сегодня, глядя на Грозный, город невиданной красоты, нельзя не восхищаться силой духа живущих здесь людей. Не боясь ни зноя, ни холода, преодолевая трудности, они строят новое, сказочное будущее своей республики.
Мы приходим в этот мир, чтобы исполнить свое предназначение от Бога. Но только немногие понимают Его волю, немногие хотят ради этого чем-то жертвовать. Стоит, потому что в этом и есть настоящее счастье.
Ахмат-Хаджи прошел свой путь, он исполнил своё предназначение, многое успел сделать, а что не успел - продолжат другие. Там, на небесах, он жалеет только об одном, что так и не смог прижать сына к своей груди и сказать: " Рамзан... Сын…Ставший настоящим мужчиной!"
И всё же сын услышал отцовские слова, но об этом другое повествование…
В. Камеристый №№ 246-247 (1680) 27 декабря 2011г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста