Сб, 27 апреля, 02:01 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Особая экономическая зона – необходимость

Особая экономическая зона – необходимость

10.11.2007 13:01

В Народном Собрании Парламента Чеченской Республики состоялось событие, которое в определенном смысле можно назвать знаковым: заседание экспертной комиссии при Комитете по вопросам экономической и инвестиционной политики и имущественных отношений НС Парламента Чечни. В обсуждении темы участвовали представители законодательной и исполнительной ветвей власти ЧР: Адлан Темишев - председатель Комитета по вопросам экономической и инвестиционной политики и имущественных отношений Народного Собрания Парламента ЧР, председатель комиссии; начальник отдела экономического развития Департамента внешних связей Президента и Правительства Муслим Даудов; главный специалист отдела при комитете Марьям Хаджиева; начальник отдела инвестиционной политики МЭРТ Магомед-Хусейн Мустафинов; первый заместитель министра промышленности и энергетики Ломали Демаев; помощник председателя комитета Сацита Уциева.

Впервые на законодательном уровне власти развернуто, сказано о необходимости восстановить утраченные позиции промышленного производства в экономике ЧР. Менее двух десятилетий назад Чеченская Республика обеспечивала не только собственные нужды по большому спектру промышлен¬ных товаров, но и поставляла продукцию на союзный и региональные рынки.

После многолетнего перерыва в увязке с общим улучшением общественно-политической обстановки затронута проблема обновления и оживления территорий бывших промышленных объектов, необходимость подсчета общего ресурсного потенциала республики: трудового, управленческого, сырьевого, хозяйственного.

Обсуждение широкого круга вопросов промышленного оживления республики было построено на материалах поездки правительственной делегации ЧР в Липецкую область, где успешно претворяется программа создания особых экономических зон на базе уже имеющихся и вновь создаваемых сельскохозяйственных, строительных и промышленных площадок.

Об организационных и финансовых новациях руководителей Липецкой области на пути качественного переустройства и значительного подъема как промышленного, так и сельскохозяйственного производства рассказал в обширном докладе заместитель руководителя Аппарата Президента и Правительства ЧР В.П. Борискин.

Суть новой организации промышленных и сельскохозяйственных предприятий заключается в том, что руководство региона приглашает к участию в тендере для дальнейшей деятельности в особой экономической зоне отечественные и зарубежные фирмы, зарегистрированные на территории области.

На основе существующей законодательно-нормативной базы, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов, заинтересованные фирмы участвуют в конкурсном отборе на право быть резидентом в определенном хозяйственном секторе или на предприятии. Особые экономические зоны подразделяются на два типа: федерального и регионального уровня. То есть, федеральный и региональный бюджеты одновременно участвуют в освоении той или иной производственной площадки, но средства федерального бюджета включаются в проект только после того, как регион создал главные условия для деятельности инвестора и обеспечил организационный и финансовый старт предприятия.

Докладчик достаточно подробно остановился на отчетливо просматриваемых выгодах подобного пути развития экономики Липецкой области: 59% доходов область получает от металлургического комбината, 40% потребности российского рынка в конденсаторах обеспечивает соответствующий завод, открытый итальянцами (тендер на право открытия завода выиграла Липецкая область, а первым резидентом выступили итальянцы).

Особая экономическая зона в сельскохозяйственном секторе, подготовленная на производственной площадке с. Остаповка, привлекла в Липецкую область предпринимателей из Дании, Голландии. Здесь сумели объединить в одно целое, эффективно действующее хозяйство, современные зарубежные технологии, высококачественные производственные площади и трудовой ресурс российского региона.

Результаты такого совместного производства видны в следующих цифрах: Липецкая область сегодня производит 2,7 тысяч тонн мяса в год (с перспективой - до 32 тысяч тонн), имеет 1,5 млн. голов КРС, обрабатывает 1,5 млн. га пашни, получая 70-80 центнеров урожая с гектара. В 2007 году область заняла 1 место в РФ по показателям сбора урожая.

При доминирующем положении металлургического комбината и чугунно-литейном производстве руководство области сумело развернуть новые технологии по выпуску холодильников и стиральных машин Стинол и Индезит. Этим занимаются сегодня два завода, крупнейших в Европе.

Используя особые экономические зоны как концентрированные производственные площадки, в Липецкой области добились резкого и значительного подъема экономики. На территории области действуют 35 агрохолдингов, присутствуют 11 крупных иностранных фирм, в госсобственности находится лишь 20% земель, остальное в частном секторе. Инвесторам предоставляется и налоговая льгота - снижение выплат на 5 лет. Весь этот комплекс мер и инициатив вызвал колоссальные вливания во все отрасли областного хозяйства и бурный подъем производства. Естественно, о безработице как явлении здесь и не говорят.

В комментариях к докладу и обсуждении мер по созданию аналогичных экономических зон в ЧР приняли участие все присутствующие.

Председатель Комитета Парламента ЧР по вопросам экономической и инвестиционной политики и имущественных положений А.В. Темишев указал на то, что отсутствие закона о приватизации тормозит эффективную инвестиционную политику, поскольку для результативного и широкого привлечения инвесторов необходимы свободные, не государственные производственные площади, будь то в виде земель или предприятий.

Наличие в республике, пусть в остаточном виде, таких предприятий как «Трансмаш», «Электроприбор», радиозавод, завод ДСК в г. Аргуне, мясокомбинат, сахзавод, производственные площадки трех нефтеперерабатывающих заводов и многое другое могло бы послужить хорошей основой для быстрого и эффективного подъема экономики ЧР.

Многоотраслевое, эффективно работающее хозяйство ЧР, ориентированное в первую очередь на нужды самой республики, с реализацией в последующем продукции на российском рынке, явится весомым источником дохода в республиканский бюджет и решит много попутных проблем.

Сохранение же депрессивного режима в хозяйстве со слабо развитой экономикой, очевидно, означает опасность будущего большого банкротства, и тогда не будет иметь значения: вынесла республика «болячки» из прошлого или приобрела их в последние годы. Просто экономика будет находиться в состоянии депрессии.

Адлан Темишев назвал еще несколько нормативно-правовых моментов федерального законодательного уровня, которые необходимо пересмотреть в свете новых задач по переустройству экономики и всей хозяйственной деятельности исполнительной власти ЧР. Это, в частности, «Закон о стимулировании предпринимательской деятельности» и положение «О предотвращении проникновения на территорию ЧР членов экстремистских и террористических организаций». Эти, на первый взгляд, чисто технические, таможенные препятствия вкупе с недоработаностью других законодательных актов в целом не позволяют применить опыт создания особых экономических зон в ЧР.

Выступивший в заключение заседания помощник заместителя Председателя Правительства ЧР по социальной сфере профессор Ахмед Устаев обратил внимание на тот факт, что после 2012 года ожидается функционирование ЧР в обычном для российских регионов режиме, т.е. без особых льгот или других преимуществ, обусловленных и действующих в настоящее время двумя прошедшими контртеррористическими кампаниями. Следовательно, меры к улучшению всей обстановки в экономи¬ке надо предпринимать бе¬зотлагательно и самым реши¬тельным образом. Если создание особых экономических зон на территории ЧР может быть заторможено факторами несовершенного законодательства, их необходимо пересмотреть в первоочередном порядке. Есть и второй вариант: создание ОЭЗ можно сделать одним из компонентов ФЦП. Созданные с помощью Федерального центра и на солидной финансово-организационной основе ОЭЗ будут достаточно дееспособны и эффективны, чтобы вытянуть экономику Чеченской Республики. Необходимо учитывать и невероятно низкую квалификацию имеющегося трудового резерва, ведь это в приложении к современным технологиям не всегда будет означать высокий конечный результат.

Участники заседания договорились вернуться к вопросу после рассмотрения возможности доработки нормативно-правовых актов федерального и республиканского уровней и целесообразности принятия соответствующих решений Правительством ЧР.

Р.5: Формат данного выступления не предполагает углубленного анализа темы, которая, однако, остается весьма актуальной и требует живейшей дискуссии и обмена мнениями между заинтересованными ведомствами Чеченской Республики и представителями фундаментальных и прикладных исследований.

Абдулвахид Катаев «Вести республики» №166, 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |