Мир
МИД Франции заявил о праве Украины бить по России ракетами SCALP
Главная » НОВОСТИ » Дважды Мастер («Молодежная смена»)
Дважды Мастер («Молодежная смена»)
07.05.2013 15:06
Человеку даётся одна жизнь и в ней миллион возможностей стать личностью, воплотить мечту, сделать себя. Счастлив тот, кто сумел реализовать эту возможность.
Человек приходит в лес, в тишину: отдохнуть, успокоиться, отойти. Мастер приходит в лес и извлекает из него невидимую нам красоту. Глаз художника видит её и, увидев сам материал, заготовку, в виде огромного нароста на дереве, уже мысленно превращает его в скульптуру. Остаётся осторожно, не повредив дерево, отсечь кап (нарост) от дерева, перевезти и положить в воду на длительное хранение и затем начать титаническую работу над воплощением скульптурного образа.
Из признания мастера: «Если бы не работа, я бы давно умер».
Он удивительно похож на свои скульптуры. Такой же сгусток энергии. Если искусство кино это движущая, развёртывающаяся спираль киноленты, то, пожалуй, скульптура капа это свернувшаяся и одновременно движущаяся и застывшая спираль, в которой слышны и течение музыки, и немая тишина, и что-то ещё большее, чем можно выразить словами. Не потому ли Мастер выбрал этот таинственный вид искусства или же само искусство выбрало подобного себе Мастера.
«Любовь и только любовь движет мною в работе» - признаётся Мастер.
Действительно, сколько же сил нужно, чтобы высечь из сверхпрочного материала нароста именно то, что увидел в нём глаз художника, сколько любви, терпения и титанического труда вложено в эти светлые, будто озарённые золотым светом, скульптуры, стоящие в галерее Мастера.
В них узлы и узы, крик и мольба, исповедь, молитва и… судьба чеченского народа. Скульптуры застыли и текут, звучат и молчат, остановились и летят. И начинаешь догадываться, что они из другого измерения, из сверхчувственного мира, из космической геометрии. И не случайно, наверное, что именно лес, в своей сокровенной чистоте хранит это таинство и эту боль.
Не каждому открываются такие таинства. И не каждый сможет быть достойным их.
Скульптуры Илеса Татаева заставляют думать, мыслить, сопереживать. Они возникли именно тогда, когда появилась необходимость рассказать судьбу народа, вышедшего из небытия ссылки и прошедшего через ад войн за время всего в полвека. Эта ещё одна грань образа времени и судьбы, ещё одна возможность познать себя, увидеть в зеркале художественного сознания. Скульптуры эти, как потусторонние видения, пришедшие рассказать нам о нас же.
Кинолента жизни возвращает нас в реальность…
«Смотри, там во дворе в воде вылёживается новый самый большой кап, я его недавно нашёл!» - говорит Мастер с юношеским восторгом.
Пройдёт время и новая скульптура станет рядом с другими в Галерее Илеса Татаева. И снова мастер уйдёт в лес искать новую форму, новое измерение, новые чувства. И снова будет самозабвенно трудиться, чтобы мы увидели красоту, сошедшую с небес или вышедшую из земли и спрятавшуюся в дереве, мимо которой мы прошли бы, не замечая её. И чем больше сил он отдаёт этому прекрасному делу, тем больше энергии в нём пробуждается. Ведь он по существу ваяет коллективный портрет народа.
Одна из скульптур опоясана колючей проволокой. Страшно. Решаюсь спросить почему.
Низко опустив голову, будто и сам виноват, он горько отвечает: «Потому что история земли - это история войн…».
Он создал свой жанр, свой стиль, свой вид искусства скульптуры. Он уже завоевал мировое признание. О нём много пишут, интернет пестрит статьями и хвалебными отзывами о нём. Он полон замыслов и энергии. Он опередил своё время, шагнув в ещё неведомое нам измерение. Видимо, только в нём можно было выразить колоссальную судьбу нашего народа. И вот явились колоссы его скульптур, чтобы поведать миру о ней. У них впереди – большая судьба, большая жизнь, бессмертие.
Кинолента бытия снова прокручивает видение: семилетний мальчик уходит вместе с народом на смерть и забвение и, возвратившись, через долгое тринадцатилетие, по существу создаёт базовый чеченский кинематограф и затем создаёт совершенно новый вид искусства. Галерею скульптурных образов. И в кино и в скульптуре Большой Мастер создал нетленный Образ Народа.
Любая страна, лучшие музеи мира могли бы гордиться, если бы в его коллекции значилось такое единственное в своём роде искусство, такие поистине гениальные творения.
«Я беру у природы и чуть-чуть дополняю своё»- скромно говорит Мастер. Между тем в каждой скульптуре, изящной и таинственной, виден его кропотливый труд, все они овеяны его дыханием, душой, вдохновением. Только вдохновенный художник может сотворить такие крылатые образы, создать свой мир, загадочный и близкий каждому, кто приходит в его Галерею.
Так пусть никогда не иссякнет вдохновение творящего. Нас посылают в этот мир, чтобы мы творили. Об этом говорит большая жизнь Дважды Мастера.
Справка «МС»
Илес Вахидович Татаев. Родился 1 мая 1938 года в с. Старые атаги Грозненского р-на ЧИАССР. Советский, чеченский кинорежиссер, основатель национальной кинематографии, скульптор, член Союза кинематографистов СССР, России, член Союза художников СССР, России. Автор и режиссер более полусотни игровых и документальных фильмов. Заслуженный деятель искусств России и Чеченской Республики, народный художник РФ. Почетный академик АН ЧР. Единственный скульптор в мире, создающий произведения из капа.
Тауз Исс №34 (1068) 2 МАЯ 2013г.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста