Главная » НОВОСТИ » Застывшая быль о нартах («Вести республики»)
Застывшая быль о нартах («Вести республики»)
03.09.2013 15:32
В последнее время, изредка бывая в Ножай-Юртовском районе, я уносил с собой массу незабываемых впечатлений.
По долгу службы я исходил очень много троп и дорог в нашей республике. Несмотря на то, что территория Чечни составляет всего лишь 16 тыс. кв. км, наша земля таит в себе огромное количество таинств и чудес. Каждый район по-своему уникален и богат историческими событиями. Я почти год проработал в Советской районной газете «Ленинхо», два года в Итум-Калинской газете «Кадыровн некъ», неоднократно бывал в Шаройском и Чеберлоевском районах. Безусловно, многократно бывая в этих, насыщенных богатой историей, районах, я гордился нашей маленькой родиной, потому что на такой крошечной территории у чеченцев есть очень много того, что показать всему миру, удивить видавших виды людей. И всегда сожалел, что мы все-таки не ценим богатство, созданное предыдущими поколениями, которое в последние годы ветшает и разваливается.
В Ножай-Юрте живет большой любитель истории, заведующий отделом культуры Ножай-Юртовского района Султан Даудов. Это он сумел создать самую лучшую художественную самодеятельность в Чечено-Ингушетии. Песни, исполненные Беком Эльмурзаевым, Магомедом Бушиевым, Алимаром Церебишевым, Тамарой Дадашевой, Имраном Усмановым, Ахмедом Эльдерхановым стали классикой нашей культуры. Без этих имен трудно представить себе нашу музыкальную историю. Этот край дал нашему народу таких великих людей, как народный писатель Абузар Айдамиров, профессор Райком Дадашев, Магомед-Салах Гадаев, и многих других знаменитостей. Не в обиду будет сказано другим районам, но Ножай-Юртовский район по сравнению со всеми районами республики я в своей 30-летней журналистской деятельности нашел самым интересным. Прежде всего, уважение и любовь к этому району привили мне жители этого района. Гостеприимство, чем всегда отличались чеченцы, щедрость, любовь к своему языку, песням, героическому эпосу вы найдете сегодня только в этом районе. Это неопровержимый факт. Здесь каждый уголок, каждый поворот, каждая гора овеяна легендами и славой сыновей и дочерей гор чеченских.
Я давно был наслышан о нартах. Нартский эпос присутствует в фольклоре всех народов Кавказа, только лишь чеченцы их почему-то называют наьрт-эрстхой. Совершенно случайно от своего доброго знакомого Лемы Жумаева, уроженца Т1урт1и-к1отара я узнал, что недалеко от их хутора находится так называемое кладбище нартов. Вроде бы до сих пор стоят надгробные памятники. Я знал, что ножайюртовцы в знак уважения тому, что я заинтересовался историей чеченцев, с удовольствием проведут меня в родном районе даже в самый труднодоступный уголок. Когда на днях приехал в Ножай-Юрт, Султан Даудов проводил совещание с работниками учреждений культуры. Несмотря на важное мероприятие, он, извинившись перед коллегами, представил меня участникам мероприятия и сразу же дал задание директору дома культуры Т1урт1и-к1отар поехать со мной на кладбище нартов.
- Я с удовольствием поехал бы с вами, если бы не важное мероприятие, - сказал он. - До вашего возвращения я буду вас ждать в рабочем кабинете, счастливого пути!- добавил он с широкой улыбкой на лице.
Где вы покоитесь, легендарные нарты?
Наша «99-ая» без особого труда одолевает подъем за подъемом. Нас в салоне автомобиля трое: директор Дома культуры Т1урт1и-к1отара Сулейман Алиев и директор Шовхал-Бердинского Дома культуры Дук-Ваха Умаев, он же наш водитель.
- Здесь нужно свернуть налево, - говорит Сулейман.
И мы едем по лесной чаще. Видно, что здесь редко ездят автомобили. Зеленые ветки деревьев кустарников закрывают обзор водителю, но нашего водителя это нисколько не смущает.
- Может, дальше пешком пойдем, - сказал я ради приличия, все-таки было неудобно, как кустарники царапают автомобиль.
- Да ты что, - возразил Дук-Ваха, - это же автомобиль, притом еще не хватало, чтобы мы гостя заставляли подниматься на гору пешком, когда есть машина. У нас так не принято!
Дук-Ваха не жалел газа, правда, чем выше мы поднимались, тем передние колеса все чаще буксовали. Так что нам все-таки пришлось уговорить водителя дальше идти пешком. Кругом сказочная картина, горы покрыты густым лесом, нам постоянно приходиться двигаться, раздвигая руками то ветки, то колючие кустарники.
Наконец мы на вершине небольшой горы, покрытой зелеными деревьями, и среди густых деревьев мы заметили скосившиеся большие камни.
- Это и есть кладбище нартов, - говорит Сулейман.
Я сделал несколько снимков. Надгробных памятников осталось не столь уж много. Тем не менее, легендам о нартах много веков, и я впервые в своей жизни вижу столь удивительное подтверждение им. Сегодня я стою над могильной плитой этих великанов. Сулейман рассказывает:
- Там внизу, примерно в двух километрах, лежит огромный камень, и по преданию его с этой горы бросил нарт. Он весит не менее одной тонны. Там, наверху, видите скалистое место на склоне горы?
- Вижу, - констатирую я.
- Так вот, там есть пещеры, и, по рассказам стариков, в давние времена нарты жили в них.
- А вы много знаете историй о нартах, - спрашиваю у своих спутников.
- В детстве бабушки и дедушки долго рассказывали об их подвигах. Когда появились телевизоры, детям уже неинтересно было слушать дедушкины сказки, они предпочитали смотреть мультфильмы по телевизору. Так что, со временем мы забыли легенды о нартах. Потом, когда нас выслали в 1944 году, многие погибли от холода, голода и болезней, и история о нартах превратилась в воспоминания.
Когда двое моих спутников спустились вниз, я долго просматривал огромные камни, но на них не было никаких записей, знаков, петроглифов. Они лишь напоминали застывший памятник о нартах.
В гостях у Сулеймана
На обратном пути Сулейман нас уговорил отобедать у него дома.
- Я вас так не отпущу, вы мои гости, пообедаем у меня, после поедем в Ножай-Юрт, - почти в приказном порядке сказал он.
Спорить было бесполезно, это здесь не принято. Супруга хозяина дома оказалась исключительно добродушным человеком, она буквально за несколько минут накрыла стол. Я обратил внимание, что в Т1урт1ти-к1отаре не было, обычных на равнине, кирпичных оград и привычных железных ворот. Дома утопали в зелени, виноград провисал прямо над нашими головами под навесом. Кругом виднелись спелые яблоки, груши, сливы. Чуть подальше дымила чеченская печь.
После вкусного обеда мы тронулись в путь, добродушная хозяйка дома угостила нас огромными яблоками, я таких вкусных давно не кушал.
Я вспомнил свое детство, именно такая обстановка была в моем Курчалое, ограда была плетневая, а то и вовсе не было. На нашей улице никогда ни у кого дверь не закрывалась на замок. Сегодня вспомнишь все это, удивляешься. Время меняет нравы, привычки, обычаи и традиции, такие хорошие, светлые… В нашей республике только в Ножай-Юртовском районе все это сохранилось в первозданном виде. Здешние люди, несмотря на стихийные бедствия: оползни, землетрясения, наводнения, не покинули свои очаги.
В этот день мы проехали много хуторов и поселений, и ни в одном я не заметил брошенный дом, как в других горных районах. Мои спутники остановились у строящегося, второго по длине в республике моста, искренне, от всей души, стали хвалить Главу ЧР Рамзана Кадырова.
- Видите этот мост, теперь от него уже проведена дорога до федеральной трассы Баку-Ростов, она идет от поселения Беной-Юрт. У нас во все времена были самые плохие дороги в республике. Теперь в районе почти все дороги асфальтированы, если бы не Рамзан Кадыров, клянусь Аллахом, никогда нам не видать все это. Чеченцы должны молиться на него, я это говорю от чистого сердца.
И мне трудно не согласиться с ним, все созидательные процессы настолько очевидны.
Где вы, хранители народных сказаний?
- Я знаю одного старика, его зовут Аюб, вот к нему мы и поедем, он должен знать все о нартах, - говорит Сулейман, однако, когда он позвонил к ним домой, оказалось, что тот болеет. - Вот незадача! Давайте съездим к Кемил-хаджи, он единственный старик на хуторе, он должен помнить сказания о них. Через 10 минут мы были во дворе Кемил-хаджи, он сидел под огромной яблоней, рядом с ним сидели его многочисленные внуки.
Голубоглазый дедушка, подобно молодому человеку, вскочил с места, увидев гостей, чем поставил нас в затруднительную ситуацию. Когда Сулейман объяснил причину нашего визита, он на несколько секунд задумался.
- Что вам рассказать, я помню лишь то, что наши предки рассказывали, что там, на вершине кладбище нартов, помню, они рассказывали об огромном камне, который один из нартов бросил на соседнюю гору. Больше я ничего не знаю. Оцу наьрто дехьа лома т1е ц1инкхераг кхоьссина алара Овтхьаьжин берда т1ера. 1аларехьара схьакхоьссина буи за, лаххара 2 км. гена кхоссина хир бу иза наьрто. Аса цхьа х1ума эр ду, х1инцца а, и меттигаш текхначу хенахь, хьуна цкъа а ца гайначу кепара дакхийчу адамийн меженаш кара йора цу дукът1ехь, наьрт-эрстхойн кешнаш дуо лучу меттехь. И сайцна гайна, цунна тешал дан а йиш йолуш ву со. Оцу ц1инкхераг олучу меттехь карайора-кх и инзара якхий даь1ахкаш. Меттиг такха мел текха гучу юьйлуш ю-кх уш, иштта ца хилча царах наьрт-эртсхой эр ма дацара. Бакъдерг х1унда ца олу, кхин х1умма а ца хезна суна царах лаьцна дуьйцуш.
Кемил-хаджи, сморщив широкий лоб, устремил свои голубые глаза куда-то на вершину горы, где, по легенде, когда-то жили нарты. К сожалению, о нартах единственный старик в Куци-Хуторе ничего нового не смог нам рассказать. Те, которые могли рассказать, давно ушли в мир иной, кто-то - в далекой Сибири в 1944 году, кто - после возвращения на Родину. Только скосившиеся глыбы надгробных камней еще хранили память о бывших обитателях этого края - нартах.
Анзор Давлетукаев № 165 (2098) 31 августа
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста