Вс, 29 сентября, 10:13 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Династия Гайсумовых («Вести республики»)

Династия Гайсумовых («Вести республики»)

08.10.2013 11:42

«Я вообще счастливый директор – у меня самые лучшие дети, самые лучшие учителя, самые лучшие родители».

Айшат Жудиевна Гайсумова работает директором в СОШ № 1села Рошни-Чу Урус-Мартановского района с 1997 года. А вообще на работу в эту школу она вышла сразу же после десятого класса в шестнадцать лет. С тех пор и работает здесь. Ее пригласили воспитателем группы продленного дня, так как девушка училась на «отлично» и активно выполняла общественную работу. Она сумела показать себя с первых же дней: все мальчишки, которые просто не хотели учиться, начали активно посещать занятия в группе. Их даже не пугало, что в школе холодно и не было обедов. Зато Айшат по ночам сочиняла сказки для них и рассказывала им, если они справлялись с домашними заданиями. Мальчишки сразу же изменили свое отношение к учебе, поведение…

- Однажды приехал И.Т.Сотников, тогдашний заведующий РОНО, и спрашивает меня: «А где они у Вас кушают?» А столовой же не было. Сотников и говорит: «Это не группа продленного дня, а группа замерзания и голодания. Они приходят исключительно благодаря этой девочке, которая сумела по-настоящему их заинтересовать!» Я сейчас рассказываю своим учителям, как в шестнадцать лет без педагогического опыта пыталась заинтересовать учащихся начальных классов, справляясь со своими обязанностями, и советую им тоже находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Коллектив очень большой и дружный. Их около семидесяти человек – учителей и техперсонала – и управлять ими нелегко, но А. Гайсумова сумела добиться любви и уважения. И не только в коллективе, но среди родителей и жителей села. Однажды был такой случай, когда с ней поругалась бабушка нерадивого внука, которого та принялась усердно защищать. Потом неожиданно она заболела и, когда соседи пришли к ней, чтобы проведать, она начала сетовать:

- Зря я обидела Айшат, а ведь она была права, поэтому меня и наказал Всевышний! Ведь все село ее любит, уважает, а я сгоряча наговорила ей всего…

- А я даже и не подозревала об этом, мне не до этого было, потому что я работала и денно и нощно, как говорится, но добилась все-таки своего… До меня здесь сменилось двенадцать директоров, – рассказывает Айшат Жудиевна. Зара Магомедова, одна из бывших директоров, рассказывает : «Она сделала то, что есть. То, что не смогли сделать мы. То есть школу такую, какая она есть сейчас!» Спасибо ей за доброе слово. Да, я работала не покладая рук, как говорится. Очень привыкла к своим учителям, и они привыкли ко мне. Если честно признаться, я не хотела быть директором, но меня попросили, потому что не хотели, чтобы пришел кто-то со стороны. «Ты не замужем, ты справишься, мы тебе поможем», – настаивали они и, надо сказать, не подвели. Мы сработались.

Школа очень красивая: везде чисто и аккуратно. Ведь детей учат не только на школьных линейках, а на собственном примере: директор ходит, подбирает бумажки, и дети тоже не проходят мимо.

- Наш лозунг: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят! – говорит она. – Все дети развиваются поэтапно. Но не все талантливы, не у всех одинаковый уровень достатка, данные, заложенные родителями, тоже у всех разные. Есть дети, которые не хотят учиться, но если с ними заниматься, то происходят чудеса! Я в школе вижу такие примеры. Я вообще счастливый директор – у меня самые лучшие дети, самые лучшие учителя, самые лучшие родители.

В школе первым делом нас вместо привычного «Добро пожаловать!» или же «Марша дог1ийла!», встречает вывеска: «Дуьне хаздо зудчун исбаьхьчу хазалло». И это говорит само за себя. Внутри очень просторно, по-домашнему уютно, на переменах вместо беготни есть возможность посидеть на диване или в кресле, побеседовать о текущих делах и проблемах. Вежливые учителя и прилежные ученики… Сразу видно, что здесь царит душевная атмосфера. И правильно поступили коллеги Айшат, когда выбрали ее:

ведь лучший директор школы – это бывший учитель, а не управленец со стороны. Когда человек проходит все этапы от учителя до директора, он понимает суть происходящего точнее и глубже. Она много работает с коллективом, обучает тех, кто уже работает в школе. А выезды куда-то – это праздник, который хорош лишь в редких случаях.

А на вопрос, должен ли директор преподавать, она ответила, что это попросту невозможно, потому что директора то и дело требуют на разные совещания, много времени приходится уделять хозяйственным вопросам, а когда тебя все время приходится замещать, бывает неудобно перед учителями и учащимися.

Наша героиня вот уже 34 года неустанно воспитывает подрастающее поколение, то есть пестует наше будущее. Из них 17 лет она работает директором школы. И не просто занимает эту должность, а трудится неимоверно. Это видно, как только оказываешься на территории школы, даже не войдя в здание.

Айшат Жудиевна не раз награждалась Почетными грамотами Министерства образования и науки ЧР, администрации, районного управления образования за достигнутые успехи в организации и совершенствовании учебного процесса. А в 2007 году – Почетной грамотой министра образования РФ А. Фурсенко за победу в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. По итогам 2010 года она была награждена Почетной грамотой Президента ЧР Р. А. Кадырова.

В 2012 году среди всех образовательных учреждений Урус-Мартановского района школа по баллам ЕГЕ стала победителем.

Благодарственным письмом от министра ЧР по делам молодежи Х-Б. Дааева директор А. Ж. Гайсумова была награждена за вклад в реализацию государственной молодежной политики, укрепление гражданского общества и формирование установок толерантного сознания среди молодого поколения ЧР. Всего-то и не перечислишь, ведь 17 лет – это целая жизнь, если задуматься, отданная школе. Для Айшат за это время школа, учителя и учащиеся стали домом и семьей, родными и кровными людьми. А свою личную жизнь она отодвинула на второй план, да так и сидела бы дома возле матери и сестры, которые были против ее замужества.

О личной жизни Айшат говорить не любит. Замужем, счастлива, и все! Своими родными она считает всех детей, все 559 уч-ся школы.

Адлан Чиргизов, директор спортивной школы, очень скромный человек. Вот уже семь месяцев, как они женаты и счастливы. Это у них у обоих второй брак, но никто никого не обижает, все довольны друг другом. Первый раз Айшат попытала свое счастье в 1989 году, но семья так и не сложилась. Однако она не жалеет, что провела это время с родителями.

Ее отец Жуди Гайсумов был начитанным, грамотным человеком, работал в совхозе «Гехинский» инженером-электриком. Вот уже два года его нет, ему было 86 лет.

Мать Хазман Картоева работала в этой же школе техничкой 50 лет, теперь на пенсии. Когда Айшат стала директором, она попросила ее остаться дома.

- Я работала и до тебя и была лучшей техничкой в школе, – сказала она, – директора менялись, а я все здесь.

Делать нечего, Айзан и Айшат мыли с ней полы. Для них это было делом привычным, ведь помогали матери с малых лет.

Ей сейчас 82 года, она очень рада бывает, когда кто-то приходит из школы, расспрашивает обо всем…

- Мама, это ты виновата, что мы все стали учителями, – говорят они матери.

- Зато вас любят, уважают, а я горжусь вами! – улыбается та в ответ.

Учительница начальных классов Хава Даудова подтвердила эти слова:

- Она любит свою работу, знает ее, очень грамотная. Как руководителю ей просто цены нет, потому что она очень за нас переживает, помогает нам во всем, душой болеет за нас. Думаю, что лучшего руководителя невозможно найти. В селе все ее уважают, любят, потому что знают, что она за ребенка горой встанет. Все, что можно, сделает для детей. Тем, у кого нет возможности особой, поможет из личных сбережений. Вот за эту заботу, доброту и щедрость ею и гордятся односельчане. А для детей директор школы – самый справедливый в их жизни человек.

Айшат Гайсумова поступила на заочное отделение русского языка и литературы и чеченского языка и литературы филфака ЧИГУ в 1980 году и окончила его в 1986 году. В 1984 году стала преподавать русский язык и литературу, а до этого работала учительницей начальных классов. Она одна из династии учителей, а династия довольно-таки большая. Ее дядя еще до выселения работал в Галанчожском районе. С него и началась династия Гайсумовых. Люди говорили, что и советская власть не добралась бы сюда, если бы не наш заведующий РайОНО. Другой дядя работал там же директором интерната, а его сын и по сей день работает учителем математики и физики в Гехи-Чу. Это Солтахмед Гайсумов, его дочка Камила окончила факультет иностранных языков, а Камета – на филфаке ЧГУ. Старшая сестра Петимат и младшая сестра Айзан тоже филологи. Дочь Айзан Маьлх-Аьзни тоже учится в ЧГПИ на психолога.

- Она очень хорошо учится, стремится к самостоятельности во всем, из нее выйдет толк, – говорит Айшат, – меня называет мамой, она мне как дочь родная.

Дочь старшей сестры Петимат Белита заканчивает исторический факультет ЧГУ и тоже работает здесь.

Двоюродная сестра Рубани преподает химию в школе, а Хамисат Гайсумова – тоже двоюродная сестра, филолог – нынче на пенсии. Брат Абу тоже филолог, преподает чеченский язык и литературу в 56-ой школе г. Грозного. Племянник Дауд ведет ИКТ, а его супруга Жарадат преподает математику.

Вот и представьте себе, дорогие читатели: 15 человек из рода Гайсумовых посвятили себя самой наиблагороднейшей и наитруднейшей профессии Учителя! Этим можно не только гордиться и восхищаться, нужно памятник воздвигнуть в их честь. И надо отметить, что трудятся они на совесть и ученики их любят и уважают. Сами подумайте, сколько детей обучили и еще обучат Гайсумовы за мизерную зарплату за тот максимум труда, который стоял и стоит за плечами педагогов!?

Да, что ни говори, а лучше всего профессионалы обучаются у профессионалов. И это подтверждает коллектив СОШ № 1 села Рошни-Чу во главе с директором школы Айшат Гайсумовой.

Равзан Юнусова №190 (2123) 5 октября 2013г

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |