Мир
МИД Франции заявил о праве Украины бить по России ракетами SCALP
Главная » НОВОСТИ » Н. ЯРЫЧЕВ: Успех общества определяет грамотная молодёжь
Н. ЯРЫЧЕВ: Успех общества определяет грамотная молодёжь
14.11.2013 11:35
Несмотря на великие потрясения, выпадавшие на долю чеченского народа в разные периоды его истории, наша нация всегда находила силы и волю вновь встать на ноги и заявить о себе на весь мир.
Вдвойне приятно, когда успех сопровождает представителей молодёжи. С молодым человеком, интервью которого представлено читателям «МС», автор этих строк знаком давно, и наша газета вместе с ним отслеживает его увлекательную и поучительную биографию, которая, как нам кажется, является прекрасным примером для подрастающего поколения. Сегодня мы беседуем с учёным, поэтом, педагогом Насрудином Ярычевым.
- Насрудин, с момента нашего последнего интервью прошло, если не ошибаюсь, восемь лет…
- Если точнее, почти шесть.
- Да. За это время ты прошел очень яркий путь. Как изменились твои взгляды, мировоззрение?
- Когда мы с тобой познакомились, я работал в качестве ассистента кафедры теории и истории социальной работы Чеченского государственного университета. Сегодня я работаю профессором этой кафедры, а с 30 мая 2013 года решением Учёного совета университета мне представлена честь возглавлять вышеупомянутую кафедру. Я уже руковожу аспирантами, под моим руководством защищено 6 кандидатских диссертаций. Мной опубликовано 4 монографии и более 150 научных и учебно-методических работ. С апреля 2013 года я являюсь членом диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике при Южно-Уральском государственном университете. В этом смысле многое изменилось, приходится смотреть на мир более предметно.
- Как ты считаешь, что является главным залогом успеха современного человека?
Жизнь в современном мире каждый день ставит перед нами всё новые и новые задачи. Естественно, каждый из нас старается и желает решить их именно в свою пользу, в наиболее выгодном для себя свете. Отчасти в этом кроется и некий залог успешности, который так важен для личностного роста.
- Вместе с тем, многие считают, что для успеха в жизни необходимы, в первую очередь, деньги или определенные родственные связи…
- Несомненно, материальные блага играют огромную, а если быть более точным, то определяющую роль в современном секулярном мире. При этом большая часть общества успешность связывает именно с материальными благами, как некой универсальной возможностью управлять и собой, и окружающим миром.
Если отталкиваться от объективных истин, это, конечно, не совсем так. Безусловно, нельзя отрицать и то, что деньги могут выступать определенным дополнением к успешности, возможность влиять на какие-то процессы в жизни общества. К сожалению, современный человек в своём большинстве подвластен материальному сознанию и потребительской психологии. Всё это в совокупности и накладывает негативный отпечаток на общие социокультурные тенденции в жизни общества. Этому, как мне кажется, в определённой степени способствует и огромное влияние на российское общество ценностных комплексов западной культуры, которая культивирует всеобъемлющий характер материальных благ и всецелой зависимости от них человека.
Если коснуться роли родственных связей, то в определении успешности того или иного человека, на мой взгляд, она мала. Я считаю, что успешность человека определяется его принятием или отрицанием окружающего мира, способностью соотносить себя с его действительностью. При этом успех целиком зависит от жизненной позиции человека.
- Говорят: иногда не человек выбирает профессию, а профессия – человека. Интересно, как было в твоём случае?
- В моем случае профессию я определил сам. Со школьных лет педагогика для меня была важным мерилом личности человека. Я всегда считал и считаю, что педагог – это человек, отчасти жертвующий собой во благо подрастающего поколения. Осознание всего этого играло важную роль в моей и обыденной, и профессиональной жизни, а где-то и вдохновляло жить.
Пройдя долгий путь от ассистента до профессора, я сумел понять важность и нужность для общества профессии и педагога, и учёного. Сегодня университет стал для меня тем местом, где я могу себе позволить реализовываться, воплощать в жизнь различные научные идеи. Так что я достаточно откровенно могу сказать, что профессию я выбрал сам, и не один день об этом не жалел.
- Сферы твоих достижений впечатляют: педагогика, наука, литературы, государственное управление… Какое из этих направлений ты назвал бы действительно «своим»?
- Безусловно, каждый человек старается реализовать свой личностный потенциал в какой-то определенной области. И это вполне сообразно социальной природе человека. В моей судьбе таких областей присутствовало несколько. В педагогике я находил себя, старался отобразить свое понимание преподавательского мастерства. Наука же помогала постигать тайны совершенного мира с точки зрения определенной совокупности правил, имеющих многовековую историю своего развития. Но поэзия всегда была чем-то особенным в моей жизни. Она помогала отразить внутренний мир, личностные переживания, о которых хотелось говорить именно таким, особым способом. Поэзия всегда позволяла вести диалог с самим собой, постигать недоступные для определенной части людей истины. Она никогда не выступала для меня некоим увлечением. Я всегда относился к поэзии благоговейно, как к некому откровению.
Что качается государственного управления, то с 2009 по 2013 годы мне довелось работать в качестве начальника отдела по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Чеченской Республики. Работа в этом ведомстве сблизила меня с системой общего образования, позволила понять суть этой сложной и кропотливой работы.
- Насрудин, в 28 лет ты стал доктором наук, причем добился этого, поехав за тысячи километров, будучи буквально прикованным к инвалидной коляске. Расскажи об этом эпизоде из своей биографии.
- В 2011 году я досрочно окончил докторантуру Южно-Уральского государственного университета и защитил докторскую диссертацию. Действительно, мне было тогда 28 лет, возраст, как говорят современные учёные, достаточно юношеский для доктора наук. Но, тем не менее, по воле Всевышнего, это случилось.
Буквально за два месяца до защиты 1 сентября 2011 года я попал в автокатастрофу, произошедшую по вине несовершеннолетнего водителя. Я и члены моей семьи пролежали в больнице с очень сложными переломами. На протяжении всего времени лечения я только и думал о том, что мне предстоит поехать на защиту докторской диссертации. При этом понимал, что это практически невозможно. Но я ни минуты не терял надежды. И Всевышний услышал мои молитвы. Чеченские врачи буквально сотворили невозможное, и через два месяца я мог постепенно сидеть. Я хочу выразить слова искренней благодарности хирургу-травматологу Саиду Байсаеву, который оперировал меня.
В трудном положении мне пришлось поехать на защиту докторской диссертации. Это был очень сложный период в моей жизни. Он научил меня стойко переносить трудности, понимать, что сила воли имеет определяющий характер во многих вещах. Это всё в прошлом, которое, я надеюсь, никогда не повторится.
- Что сегодня значит быть учёным? Насколько, на твой взгляд, совершенна отечественная модель подготовки и поощрения научно-педагогических кадров?
- Учёные, как и всегда, продолжают играть важную роль в жизни общества, находятся на достаточно значимой ступени в социальной иерархии, чего нельзя сказать об их материальном положении, с ним чуть сложнее. Однако сегодня в этом направлении делается многое. В настоящее время в стране реализуется целый комплекс мер, направленный на формирование положительного имиджа науки и её социально-экономической привлекательности.
К большому сожалению, сегодня понятие «учёный» стало достаточно растяжимым. Мы привыкли считать учёным человека, имеющего определенную учёную степень и звание. Но реальность такова, что в настоящее время огромное количество бизнесменов, предпринимателей и государственных служащих хлынуло «остепеняться», что, несомненно, не придает престижа отечественной науке. Отчасти учёная степень стала, если так можно выразиться, неким брендом, признаком успешности. Всё это свидетельствует о девальвации учёных степеней и званий.
- Проблема занятости всё еще стоит в первой строчке первоочередных задач руководства республики, которое делает, и весьма эффективно, многое для её решения. Какие модели выхода из этой ситуации видишь ты – как представитель молодёжи и как профессионал?
- Безусловно, проблема занятости населения является одной из наиболее значимых не только для нашего субъекта, но и для России, в целом. Необходимо отметить, что безработица представляется устойчивым явлением и в развитых странах, таких как Великобритания и США, да и всей мировой экономической системы. Если говорить о Чеченской Республике, то мы должны понимать, что она пережила глубокий кризис, ставший следствием полностью разрушенной во время длительных военных действий социально-экономической инфраструктуры. Поэтому необходимо осознавать, что за короткие сроки эту проблему решить невозможно.
Мы все с вами свидетели тех титанических усилий, которые руководство республики во главе с Рамзаном Кадыровым прилагает для решения этой проблемы, в том числе по повышению социально-экономической и инвестиционной привлекательности республики. Нельзя требовать от властей невозможного. Любая государственная система живет по законам экономики, и наша республика в этом смысле не является исключением.
Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что наш регион выглядит достаточно презентабельно. И, уверен, вопросы занятости будут находить своё действенное решение в программе стратегического развития региона.
- С каким напутствием ты обратился бы к подрастающему поколению?
- Самое главное, чего не хватает подрастающему поколению, – это, как не прискорбно признавать, трудолюбие. К сожалению, современная молодёжь имеет потребительское отношение буквально ко всему. И это, несомненно, плохо, так как существенным образом сказывается на социальном здоровье нашего общества. Еще одна важная проблема молодёжи – отсутствие культуры труда, желание сиюминутно приобрести материальные блага, порою, не осознавая, каких усилий это на самом деле требует.
Молодёжь должна трезво осознавать, что залогом успеха любого общества является грамотное, целеустремленное и воспитанное подрастающее поколение, способное принять на себя вызовы современности, решать важные исторические задачи, определять будущее страны. От того, как себя проявит молодое поколение, зависит очень многое.
Если говорить о пожеланиях, то я бы выразил мысль о том, что в современном мире важно помнить, представителем какого народа ты являешься, и чувствовать ответственность за сопричастность к нему.
- Благодарю тебя за интересную беседу.
Справка «МС»:
Ярычев Насрудин Увайсович. Родился 7 апреля 1983 года в селе Кулары Грозненского района ЧИАССР. С золотой медалью окончил среднюю общеобразовательную школу № 8 г. Грозного. С отличием окончил очное отделение факультета социальной работы, педагогики и психологии Российского государственного социального университета (г. Москва) по специальности «социальная работа», а также с отличием окончил заочное отделение исторического факультета Чеченского государственного университета (г. Грозный) по специальности «история». Доктор педагогических наук (2011), кандидат философских наук (2007), доцент (2011), профессор (2013). Заведующий кафедрой теории и истории социальной работы юридического факультета ЧГУ, а также профессор кафедры педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования. Советник государственной гражданской службы ЧР 2-го класса.
Под научным руководством Н.У. Ярычева подготовлено 6 кандидатов наук.
Автор 4-х монографий и более 150 научных и учебно-методических работ. Его перу принадлежат три сборника стихотворений – «Мысли гранита» (Самара, 2003), «Мерцающий пепел» (Москва, 2010), «Безмолвное эхо» (Санкт-Петербург, 2011). Лауреат Всероссийской независимой литературной премии «Лира» имени О.Э. Мандельштама.
Член Европейского клуба современной литературы «Life» (Швеция). Член редакционного совета литературного ежегодника-альманаха «Орфей» (г. Москва). Профессиональный нумизмат.
Н.У. Ярычев награждён Почётной грамотой и Благодарственным письмом Парламента Чеченской Республики, Почётными грамотами Ассамблеи народов России и министерства образования и науки ЧР.
Зелимхан Яхиханов №70 (1104)14 ноября 2013г.
«Молодежная смена»
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста