Сб, 23 ноября, 15:59 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Не потухший пепел Хайбаха

Не потухший пепел Хайбаха

08.05.2014 18:03

В эти дни чеченский народ пребывает в преддверии трагической даты – 70-летия со дня депортации и ликвидации Чечено-Ингушской республики с карты мира.

Этой же участи подверглись чуть раньше и позже многие другие народы бывшего Советского Союза. Только на Северном Кавказе были поголовно высланы в период Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши, калмыки и карачаевцы, балкарцы…

Сталин и Берия и им подобные изощрены были в выборе своих очередных жертв… Ученые и конструкторы, философы и поэты, писатели и актеры, врачи и политики, рабочие и крестьяне– во всех сферах жизни и деятельности находили они своих жертв. А сколько еще остается нераскрытых тайн, сколько свидетельских показаний и дел уничтожено бесследно, сколько значится под грифом «без вести пропал»!?

О трагедии Хатыни знает весь мир. Каждый может побывать у этого мемориального комплекса, почтить память безвинных жертв. А вот селения Хайбах нет на карте мира. Некоторые утверждают, что никогда и не было, а все ужасные рассказы о нем – не более чем страшная сказка. Но…

«Совершенно секретно

Наркому внутренних дел СССР Л. П. Берия. Только для ваших глаз.

Ввиду не транспортабельности и в целях неукоснительного выполнения в срок операции «горы» вынужден был ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах.

Грозный, УВД. Гвишиани».

«От имени ВКП(б) и Комитета обороны СССР объявляю благодарность всем частям и подразделениям РККА и войск НКВД за успешное выполнение важного правительственного задания на Северном Кавказе». И. Сталин.

Так торжественно рапортовали и получали награды за уничтожение собственного народа правители страны советов, где главным провозглашался лозунг «Человек человеку –друг, товарищ и брат».Но это был всего лишь лозунг…

Снежный февраль 1944-го. Операция «Чечевица» по выселению вайнахов идет быстрыми темпами. Первого марта 1944 года Берия докладывал Сталину: «Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек, погружено 180 эшелонов».

За семь дней! Почти полмиллиона, ни в чем неповинных людей лишились жизни, крова, покоя, хлеба, воды, земли… Такие бы темпы эвакуации детей из Ленинграда, обреченного на блокаду. Эти бы составы поставить на вывоз их из-под фашистского огня –собственных детей и людей. Погибло бы куда меньше!

Колонны войск двинулись в горы. Оставшихся жителей со всех хуторов Нашхоевского округа собрали в селении Хайбах под предлогом формирования транспортной колонны для дальнейшего отправления на равнину. Медленно, утопая по колено в снегу, который в эти дни шел, не переставая, друг за другом в сопровождении военных двигались люди. Это были в основном старики, женщины с малолетними детьми на руках и подростками, цеплявшимися за одежду матерей.

Всем им предложили укрыться от снега в конюшне, предварительно застлав пол сеном. Люди поверили в то, что им говорили, и сами заносили сено, укладывая поудобнее стариков, больных и детей. Когда все зашли в конюшню, руководивший операцией полковник Гвишиани дал знак, и двери конюшни закрыли. Чрез несколько минут конюшня была залита бензином и подожжена с четырех сторон.

Об этой трагедии чеченского народа гласит и книга «Хайбах: следствие продолжается», составителями которой являются сельский учитель с. Гехи-Чу Саламат Гаев, бывший помощник прокурора Урус-Мартановского района Муса Хадисов и журналист Тамара Чагаева.

О том, как создавалась книга, как им удалось найти очевидцев того дня, документы, свидетельские показания, моя беседа с Т. Чагаевой.

Вот что она поведала:

– До 90-х годов прошлого столетия вопрос о трагедии Хайбаха был под большим секретом. Это слово даже было изъято из лексикона. Но эта страшная трагедия, постигшая чеченский народ в годы выселения получила широкую огласку, благодаря ученым, поэтам, писателям, журналистам, деятелям культуры. Большую роль в обнародовании произошедшего в 1944 году ужаса, сыграл Дзияудин Мальсагов. Он первым в 1945 году написал письмо Сталину об этих зверствах. Но через определенное время его вызвали в Талды-Курганское областное управление и сказали: «Если еще раз напишешь, лишишься головы».

Однако о таких трагических событиях народ долго молчать не может. В 90-е годы, когда пошла «демократическая оттепель», стали накапливаться письменные воспоминания очевидцев трагедии, протоколы их допросов, данные судебно-медицинской экспертизы, многочисленные газетные публикации, фотодокументы. На протяжении года нами велась работа по систематизации имевшихся материалов, – рассказывает Тамара.

– А потом мы начали работу по добыванию новых, ранее неизвестных документов, и поиску людей-очевидцев тех страшных событий. В основу книги, конечно, легли свидетельские показания Зияудина Мальсагова, в тот период работавшего заместителем наркома юстиции Чечено-Ингушской АССР. По воле судьбы он стал очевидцем и главным свидетелем хайбахской трагедии.

Я сама ездила в Гехи-Чу, Самашки, Рошничу, два раза была на том самом месте, где когда-то располагалось село Хайбах.Мы встречались и беседовали с очевидцами. Привозили людей из Шалажи, Рошни-Чу, Гехи-Чу, где они поселились, вернувшись на родину, потому что власти не разрешали селиться в горах, по месту раннего их проживания. С каждым человеком велась отдельная беседа, записывалось все от руки, а потом уже обрабатывалось и печаталось. Спрашивали, уточняли, дополняли. Когда работа по сбору документов завершилась, перед нами легла гора бумаги, которую надо было разобрать, систематизировать, расположить. Муса и Саламат добывали документы, искали людей и находили очевидцев или тех, кто понаслышке от старших или родственников и знакомых знали и слышали об этой трагедии. Большую помощь в раскрытии этого зверского преступления внесли и прекрасные специалисты судебно-медицинской экспертизы. В тот период в живых еще оставалось 7-8 человек очевидцев, а теперь, по-моему, уже и их нет.

Обращались мы и к статье Инги Преловской «Преступление войск НКВД при изгнании чеченцев и ингушей зимой 44-го года».

Когда впервые появилась статья о Хайбахе, это оказалось подобно взорвавшейся бомбе. В 1992 году, возможно для того, чтобы получить моральное удовлетворение, было возбуждено уголовное дело,хотя отвечать за этот ужас было некому.

Далее Тамара поведала нам о подробностях суда, который проходил в Верховном суде республики.

– Пожалуй, из всей проделанной нами работы над составлением книги, судебный процесс явился самым трудным. Свидетельствовали очевидцы. Говорили с трудом, часто останавливаясь, чтобы стереть с глаз слезы…Плакали они, плакали мы…Такое слышать и воспринимать без искреннего сопереживания, без слез невозможно. Одним из свидетелей был сам Саламат Гаев, он много сделал для того, чтобы о трагедии Хайбаха узнало как можно больше людей.

В 1944 году ему было всего пять лет. Как рассказывает сам Саламат, в тот день солдаты загнали в конюшню всех, кто подвернулся им под руку. Сожгли всех. У Абу-Хаджи Батукаева было сожжено 19 членов семьи, у Гелагаевых - 40 человек. Среди погибших в огне были и его родственники: Тута Гаев - 110 лет, его жена 90 лет -Сарий Гаева, Хату Гаев - 108 лет, его жена 90 лет -Марем Гаева, сын Хату 45 лет -Алаудди Гаев,сын Хату 50 лет -Хасабек Гаев, жена Алаудди Хеса - 30 лет, родившиеся в ту ночь у этой женщины близнецы - Хасан и Хусейн.

– Когда каратели ушли, с разных концов ущелья начали собираться оставшиеся здесь люди из ближайших аулов, - вспоминает Саламат. –Выставив дозор (солдаты могли вернуться), они стали рыть траншею, чтобы по мусульманскому обычаю предать земле сожженных заживо людей. Над пепелищем стоял смрад, дышать было невозможно, пришлось закрывать лица тряпками. Когда уже недоставало сил долбить мерзлую землю, люди менялись. Так они трудились в течение нескольких дней и ночей, пока не погребли всех, кого можно было вытащить из-под обвалившихся перекрытий и каменных завалов. Похоронили 147 человек. Под завалами еще оставались трупы.

Недаром до сих пор, когда на пепелище Хайбаха проливается дождь, земля обнажает обгоревшие кости - она упорно выталкивает их из себя, словно так пытается обратиться к людям, чтобы никогда не забывали эту трагедию.

Впервые книга была издана в феврале 1994 года к 50-детию депортации чеченцев и ингушей, вторая, «Хайбах: следствие продолжается..», изданная в 2012 году – это доработанная, дополненная новыми фактами. Она претерпела некоторые изменения: больше стало иллюстраций, добавлен еще один раздел, где собраны наиболее заметные публикации. В ней есть статья члена-корреспондента Академии наук ЧР, профессора Вахида Акаева «Кровоточащая рана» и другие публикации.

Но главным является то, что нам удалось, пока еще были живы очевидцы того кровавого дня, заполучить свидетельские показания и предать их огласке,– подчеркнула Тамара в своем рассказе.

Как говорит она, большую работу в сборе документов, проведении судебных экспертиз, в заполучении свидетельских показаний, во встрече с людьми оказали авторы книги С. Гаев и М. Хадисов и Н. Башхаджиев, судмедэксперт, а также неоценимую роль в судьбе книги сыграло Архивное управление ЧР в лице его руководителя Магомеда Музаева, где он и в первом, и во втором издании выступил в качестве научного консультанта.

Книга «Хайбах: следствие продолжается…», переизданная в 2012 году была презентована 22 июня 2013 года. Презентация, при большом количестве участников, в том числе и участников Великой Отечественной войны, прошла в Мемориальном комплексе Славы им. А.-Х. Кадырова и получила широкое общественное признание. Она востребована не только в нашей республике, стране, но и за рубежом, в том числе в ученой среде и на популярном интернет-портале Либрусек.

Тамара Чагаева, известная в республике и за её пределами журналист, переводчик, популяризатор чеченского языка, популярный блогер. В 1976 году окончила факультет журналистики Ленинградского университета. Долгие годы работала в СМИ республики. Её жизненное кредо – это помогать людям найти справедливость.

В настоящее время она работает в Мемориальном комплексе Слава имени А-Х. Кадырова. Пишет книжки для детей, перевела на чеченский язык сказки Андерсена, братьев Грим, Шарля Перро. Также занимается переводами на чеченский язык сказок русских писателей и народов мира.

В 2006 году по приглашению американской стороны Тамара Чагаева читала лекции «Чечня сегодня» в университете имени генерала Вашингтона Ли в Лексингтоне (штат Вирджиния, США), а также в Колумбийском университете (Нью-Йорк). Кроме того, по приглашению руководства музея Холокоста (Вашингтон) она выступила с лекцией «Выселение чеченцев в феврале 1944 года.

Т. Чагаева явилась литературным редактором воспоминаний Василия Русина «Достоинство гордых».

Проходят годы, появляются новые ценности, но никогда нельзя забывать те темные дни, которые пришлось пережить чеченскому народу в разные эпохи. Не только, чтобы помнить о них, а чтобы подобное не повторилось никогда!

Все мало остается людей, лично переживших ту трагедию, но в памяти поколений этот день должен остаться для сравнения как надобно жить и развиваться. Примером для нас является сегодняшняя мирная и созидательная жизнь, путь к которой ценою своей жизни указал А-Х. Кадыров и продолжает вести свой народ по этому пути Рамзан Кадыров.

Малика Абалаева №91 (2275) 8 мая 2014г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |