Сб, 23 ноября, 13:01 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Фундаментальный труд по истории Чечни

Фундаментальный труд по истории Чечни

08.07.2014 16:06

В издательстве «Грозненский рабочий» в 2013 году увидел свет 3-ий том четырехтомной «Истории Чечни с древнейших времен до наших дней», подготовленный Институтом гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики и посвященный переломному столетию в жизни чеченского народа (Основной автор Ш.А. Гапуров, отв. ред. Я.З. Ахмадов).

Читателям «ВР» предлагается отзыв об этом издании Главного научного сотрудника Института российской истории РАН, руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений, доктора исторических наук В.В.Трепавлова. (Отзыв дается с некоторыми сокращениями).

«Нельзя не отметить, что структура тома выдержана в лучших традициях российской исторической науки, а авторский коллектив представлен авторитетными учеными с многолетним опытом работы. Рецензируемый том носит не только обобщающий, но и исследовательский характер благодаря широкому использованию архивных документов и новейшей литературы.

После многих веков самостоятельного существования, в окружении кавказских народов-соседей, Чечня вошла в состав Российского государства. Произошло это в результате долгой и кровопролитной Кавказской войны, которая является центральной темой тома наряду с рассмотрением проблемы многоплановой инкорпорации Чечни и ее народа в политическую и экономическую систему Российской империи.

Третий том охватывает период с рубежа XVIII–XIX вв. до 1890-х годов, когда в Чечне приступили к промышленной добыче нефти, и началось бурное экономическое развитие региона.

Авторы начинают с анализа состояния Чечни накануне Кавказской войны. Приводится численность населения страны в тот период: 210–250 тыс. чел.

В результате подробного разбора социальной структуры и общественных отношений предстает облик весьма традиционного социума, в котором нарастала дифференциация, и начиналось формирование сословных страт. В частности, прослеживается образование особой социальной группы мусульманского духовенства, что, по мнению авторов, отражало объективно назревшую необходимость в «религиозном освящении… прав и привилегий самих феодальных отношений».

Представляется, что в данном аспекте присутствует методологический пробел. Высказывается мысль, что к началу XIX в. «феодализм… становится ведущей тенденцией общественного развития». Этот тезис, как и определение элитного общественного слоя у чеченцев как феодального, нуждается в дополнительной аргументации. Остается неясным, почему авторы ориентируются именно на феодальную формацию (раз уж они оперируют терминологией марксистской формационной теории). Впрочем, делается вполне резонная оговорка, что «классические феодальные отношения в Чечне к началу XIX в. не являлись господствующими. Не оформились еще классы феодалов и зависимых крестьян».

Также не вполне четко отражен для читателя вопрос о соотношении рода и тейпа. Приводятся цитаты из работ различных исследователей, и критикуются те из них, кто отождествляет эти две категории социального устройства. Однако критерии рода и тейпа, принципы отличия одного от другого так и остаются неизвестными, хотя как бы понятно стремление авторов выразить, что классический тайп в Чечне это форма социализации, а не кровнородственная структура.

При этом богатый фактический материал, представленный в книге, полностью подтверждает вывод о том, что «чеченское общество… не было единым ни в социально-экономическом, ни в нравственном отношении». Подробно показаны взаимоотношения различных слоев общества, экономическое расслоение, постепенное выделение социальной верхушки.

Отдельно стоит упомянуть о проблеме складывания собственной государственности у чеченцев. Вся панорама общественного развития, представленная на страницах тома, убедительно демонстрирует активный процесс политогенеза – так сформулировано в тексте: «Чечня в начале XIX в. приблизилась к ранней государственности». Предгосударственное состояние народа исчерпывающе охарактеризовано так: «В Чечне в начале XIX в. не было единого центра управления, власть старшин в своих селениях и обществах была во многом номинальной, основываясь больше на их личном авторитете и традициях».

Как неоднократно бывало в истории, формирование государственности было ускорено необходимостью сплочения во время ведения войны. В томе детально отражен этот процесс, начиная с начальных попыток всенародной консолидации в первой половине 1820-х гг. (с созывом всечеченского собрания Мекх-кхел, провозглашением Магомеда Майртупского духовным лидером, а Бей-Булата Таймиева военным предводителем, назначением «десятских» -тургаков из аульных старшин). Авторам не отказывает объективность, и они наглядно демонстрируют неподготовленность тогдашнего чеченского общества к жизни в рамках государственной организации…

Кульминацией развития горской государственности был Имамат. Внимание авторов по понятной причине сосредоточено на чеченской части этого государства, с ее немалыми человеческими ресурсами и военным потенциалом; тем более что резиденции Шамиля находились в чеченских аулах Дарго и Ведено. Не все чеченские общества признали власть имама, и ему приходилось применять к ним силу. Указано и на фатальное воздействие долгой войны на судьбу этого теократического государства, углубление в нем экономического кризиса, нарастание усталости и истощения народа.

Через всю книгу проводится такой мало замечаемый в историографии аспект, как различие между чеченцами равнинными и горными. Особенности их хозяйствования, внутриобщинных отношений, контактов с русскими соседями сказывались и на ходе Кавказской войны. Удары российских войск обращались, как правило, на жителей гор. Однако авторы конечно не путают театр военных действий с районом восстания…

Противостояние горцев и России однозначно объясняется политическими интересами империи и борьбой народов Северного Кавказа против экспансии. Но при этом категорически и обоснованно отвергаются попытки приписать инициативу «священной войны» турецкой пропаганде или персидским эмиссарам, хотя и не отрицается их подстрекательская роль. Отмечается отсутствие отклика чеченцев на призыв турецкого султана воевать с русскими во время нападения Наполеона на Россию. Более того, во время Отечественной войны 1812 г. кавказские горцы изъявили желание участвовать в отрядах народного ополчения, а из чеченцев-участников той войны наиболее заметен полковник А.Н.Чеченский.

В целом авторы видят в многолетней кровавой череде походов, битв, взаимных нападений трагедию – как для чеченцев, героически отстаивавших свою независимость, так и для простых русских солдат, которые сражались за непонятные им интересы Российской империи, включившейся в глобальную геополитическую борьбу великих держав за Кавказ.

На фоне повествования о крупных исторических событиях, анализа значительных социально-экономических процессов не забываются и фигуры заметных деятелей той эпохи. Хотелось бы отметить внимание авторов к судьбе такого малоизвестного для широкого читателя чеченского лидера, как вышеупомянутый Б.Таймиев. Побывав и российским офицером, и чеченским старшиной, и военным вождем несостоявшегося горского государства, он на протяжении долгих лет «метался между выбором – покориться России… или попытаться отстоять независимость вооруженным путем». Очевидно, что жизненный путь Бей-Булата представляет собой особую, значительную и интересную страницу в истории Чечни.

Столь же познавательна и тематически оправдана информация о деятельности муллы Ташу-Хаджи. Знаменитые имамы Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, наибы Магомед-Амин и Хаджи-Мурат знакомы «читающей публике». Для нее (как и для пишущего эту рецензию) оказываются новыми сведения о Ташу-Хаджи, который фактически стал имамом Чечни – одновременно с провозглашением Шамиля имамом Дагестана, а впоследствии признал верховенство последнего и сделался его наместником-наибом, немало потрудившись для организации управления в имамате и сбора ополчения для «священной войны»…

Магистральной линией через весь том проходит тема отношений с Россией и отношения к ней. Для периода Кавказской войны Российская империя предстает как однозначно враждебная сила, вторгшаяся на Кавказ, и нарушившая естественное течение жизни местных народов… Характерна в этом отношении несуразная кампания 1839–1840 гг. по изъятию у лояльных равнинных жителей оружия – атрибута мужественности и предмета гордости каждого чеченца.

Однако, объективность не изменяет авторам в этом сложном вопросе. Описывая армейские карательные экспедиции и столкновения чеченцев с казаками, они вместе с тем отмечают и постепенное «созревание» общественного мнения горцев до осознания пользы от имперского подданства…

В рецензируемом труде не рассматривается вопрос о сроках вступления ее в российское подданство, не затрагивается вопрос о критериях этого правового состояния…

При всем неприятии военной политики правительства отмечается непричастность простого народа, рядовых жителей России к Кавказской войне. К ним у авторов совсем иное отношение, что проявляется и в описании быта казачьих станиц, и в рассказах о дезертирстве русских солдат, поселении их среди чеченцев. Старая советская схема противопоставления простонародья с его гуманными жизненными установками абстрактному «царизму» в целом отвергнута современной российской историографией. Однако, в данном контексте она, возможно, еще остается продуктивной.

Тем более что чеченские историки пишут здесь о существовании потенциальной возможности альтернативного выхода из нараставшего в начале XIX в. кризиса в российско-чеченских отношениях. Этот выход просматривался в процессе переселения чеченцев на предгорную равнину (как выражаются кавказоведы, «на плоскость»), в Терско-Сунженское междуречье, где они вступали в тесное и по большей части мирное общение с казачеством, постепенно втягиваясь в экономические связи с ним. Небезосновательно утверждается, что это был «самый верный, менее болезненный и отвечающий интересам обеих сторон (российской и чеченской) путь сближения России и Чечни, путь постепенного вовлечения чеченцев в состав Российского государства». Как известно, это вовлечение оказалось действительно постепенным, но далеко не мирным; не случайно процесс установления российской власти в регионе обозначался в XIX в. не иначе как «покорение Кавказа» сопряженное с «наказанием» горцев… Пребывание Чечни в составе России расценивается в томе неоднозначно, но без крайностей: нет ни восхваления мудрых имперских порядков, ни сожалений об утраченной независимости. Правительственные мероприятия, в частности, административные преобразования на Кавказе, оцениваются критически, поскольку горцы воспринимались управленцами порой как «полудикие туземцы» и как пассивный объект политики, но признается, что местная «система управления, хотя и очень медленно, но приспосабливалась к российской действительности, складывавшимся в стране товарно-денежным отношениям».

Чеченцы не остались в стороне от начавшейся в то время промышленной добычи нефти. В частности, было образовано акционерное нефтедобывающее общество «Староюртовская нефть» во главе с шейхом Абдул-Азизом Шаптукаевым из селения Старый Юрт.

Авторы показывают, что экономические преобразования сопровождались существенными социальными изменениями. За несколько десятилетий сформировалась новая чеченская национальная элита…

К заметным социальным трансформациям можно отнести и разделение чеченского мусульманского духовенства на официальное и неофициальное, появление зикристского движения, появившегося в результате проповеди выдающегося духовного лидера, шейха Кунта-Хаджи Кишиева.

Значительная часть жителей Северного Кавказа после распада имамата и сдачи в плен Шамиля, переселилась в османские владения. Ход и последствия этого исхода давно изучаются историками. Но в последние годы, в связи с проведением Олимпиадыв Сочи – на исконных адыгских землях, проблема мухаджирства обсуждалась главным образом в связи с черкесами. Материал, приведенный в томе, показывает, что чеченцы-мухаджиры прошли через такие же испытания, что и черкесские эмигранты…

Оценивая результаты пребывания своего народа в составе России во второй половине XIX в. авторы справедливо отмечают: «Чеченцы начинают ощущать себя сопричастными к судьбе России, гражданами и жителями единого Отечества, с которым раз и навсегда связаны их судьба и история».

Самостоятельное значение имеет в 3 томе глава «Культура…» в которой показана во всем богатстве не только традиционная культура чеченцев с восточноисламским компонентом, но и положительное влияние богатейшей русской культуры во всех сферах жизни.

В заключение обратим внимание на отдельные моменты, требующие пояснений и дополнений… Так, авторы нередко применяют к политике России на Кавказе определение «колониальная». То есть получается, что они считают Чечню колонией России. Разумеется, они имеют право на такую трактовку. Однако, она требует обоснований, тем более в отношении XIX в., когда существовали мировые империи, состоящие из метрополий и колоний. Ведь понятие «колония» обрело негативный оттенок только в ХХ веке, когда развернулись освободительные движения народов, угнетаемых колонизаторами. А до того оно обозначало лишь определенный юридический статус территории…

При изложении исторического материала авторы порой злоупотребляют цитатами из литературы XIX в. Также следует тщательнее проводить корректорскую работу, поскольку число опечаток в рецензируемом тексте велико. Объемные труды подобного рода желательно снабжать предметными и именными указателями.

В целом же, третий том «Истории Чечни» представляет собой несомненный успех коллектива исследователей одного из крупных научных центров России. Особо следует оценить работу, проделанную ответственным редактором, профессором Я.З. Ахмадовым и основным автором тома профессором Ш.А. Гапуровым.

Чеченские историки создали фундаментальный свод, который на долгие годы станет основополагающим ориентиром в историографии Чечни XIX века.

Малика Абалаева №132 (2316) 8 июля 2014г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |