Мир
В Тайланде женщина отравила 14 друзей из-за зависимости от азартных игр
Главная » НОВОСТИ » Мы еще потанцуем!..
Мы еще потанцуем!..
21.01.2016 10:44
Когда на сцену Театрального зала в день юбилея Государственного ансамбля песни и танца «Вайнах» вышли его ветераны, зрители в едином порыве встали и приветствовали их стоя.
Так стоя они и проаплодировали им, своим любимцам, в течение всего номера. И ветераны дали элит-класс. Это был «Вайнах», где каждый был частицей общего и в то же время — яркой индивидуальностью. Они по-прежнему были кумирами вернувшейся на миг молодостью. Одним из них был Султан Джабраилов…
Султан родился в семье истинных чеченцев, в которой сильны традиции, уклад жизни соответствует обычаям, в которой знают, откуда они родом, куда уходят их корни. Отец – Амарбек – выходец из высокогорного селения Курей-Бено и беноевец по тейпу – на протяжении 20 лет был туркхом (старостой мусульманской общины), совершал хадж в святые места, всю жизнь проработал на строительстве, был созидателем по натуре. Он был честным и мужественным человеком, любил говорить правду в лицо, даже если она была нелицеприятной, при этом был немногословен. Люди уважали его за мудрость. Мать Султана – представительница знаменитого чинхоевского тейпа – была мягкой и покладистой женщиной в обыденной жизни, но когда судьба начинала испытывать ее на прочность, она превращалась в «стойкого оловянного солдатика». Все тяготы жизни оказывались ей по плечу, она, как нельзя лучше, подходила своему мужу. Зина была матерью-героиней, всех десятерых своих детей – пять девочек и пять мальчиков – она вырастила и воспитала достойным людьми.
В 1968 году, будучи еще школьником, Султан впервые пришел на репетиции Урус-Мартановского народного ансамбля песни и танца вместе со своими однокашниками и оказался навек покоренным чудом под названием «лезгинка». Руководителем ансамбля был Докка Кагиров – заслуженный работник культуры ЧИАССР, известный хореограф республики. Коллектив участвовал во многих телевизионных фестивалях и смотрах в Москве, Ростове-на-Дону. В 1972 году ансамбль выступил на ВДНХ СССР, где имел огромный успех. Получасовая программа ансамбля транслировалась на всю страну по Центральному телевидению. Коллектив принимал участие в съемках некоторых фильмов известного кинорежиссера Ильяса Татаева «Песни Малики» в киножурнале «Северный Кавказ». Но участие в ансамбле у Султана было прервано уходом на службу в рядах Советской Армии. Служил в не где-нибудь – в ВВС, летал старшим воздушным стрелком-радистом в военно-транспортной авиации. За полтора года имел около 700 часов налета, совершал парашютные прыжки с самолета. На одном праздничном концерте в Доме офицеров дивизии он станцевал лезгинку под фонограмму в национальном костюме. Номер так понравился руководству, что ему была объявлена благодарность командования полка. А командир Балашовского высшего военно-авиационного училища, заслуженный военный летчик СССР полковник авиации Вертель поощрил отпуском на родину.
После службы, вернувшись домой, Султан поступил в Грозненский нефтяной институт им. академика Миллионщикова на механический факультет. Но любовь к танцу не отпускала. После занятий он спешил на репетиции в ансамбль «Орга» в Дом культуры им. Ленина. Кстати, руководителем был его друг Алу Ахметов. Он воспитал целую плеяду прекрасных танцовщиков, работающих в нашей республике или за ее пределами.
– В то время у нас в институте был ансамбль «Лезгинка», – рассказывает Султан. – Комитет комсомола, профком института предложили мне руководство ансамблем. Мы работали с большим увлечением. Без нашего деятельного участия в институте не проходило ни одного мероприятия. Мы участвовали в фестивалях «Студенческая весна», были гостями слетов нефтяных вузов страны в Москве, в Северной Осетии и т.д. В 1976 году в составе Урус-Мартановского ансамбля я уехал в Сочи на Всесоюзный фестиваль, где мы стали лауреатами, получили дипломы и знаки.
Но не все преподаватели были в восторге от успехов молодого тацовщика. На одном из занятий по немецкому языку его спросили без обиняков: «Неужели ты думаешь, что я тебе за танцы поставлю зачет?» На лицах некоторых ребят Султан заметил ухмылки и съязвил в ответ: «За танцы зачет мне ставят профессора хореографии, народные артисты, так что Ваш зачет будет излишним».
– Конечно, это было не совсем тактично с моей стороны, и впоследствии я принес ей свои извинения, – рассказывает Султан. – Она ответила, что просто не понимает, почему я не учусь в институте культуры. Но я хотел быть инженером. И очень любил танцевать. Определиться никак не мог…
Но определиться все же пришлось. По рекомендации Алу Ахметова художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля «Вайнах» Топа Элимбаев принял его на работу артистом балета. В это время здесь танцевали известные в республике заслуженные артисты РСФСР Рамзан Ахмадов, Сулумбек Идрисов, заслуженные артисты ЧИАССР Кюри Раисов, Аслан Гугиев, народная артистка ЧИАССР Галина Бухарова и многие другие. Это был интернациональный коллектив, где танцевали чеченцы, ингуши, русские, карачаевцы, украинцы, аварцы. Но никогда они не делили людей по национальному признаку, жили очень дружно.
Султана все в коллективе знали как честного, принципиального человека. Знали и о его нетерпимости к несправедливости, готовности оказать помощь каждому, если только это в его силах. Наверное, поэтому он был избран председателем профкома ансамбля и переизбирался на протяжении восьми лет. За успехи в профсоюзной деятельности он был награжден Почетной грамотой ЦК профсоюза работников культуры и искусства России.
В 1981 году состоялись гастроли ансамбля по Чехословакии. Мир гостеприимно открывал свои двери перед посланцами Чечни. Султан был поражен чистотой и красотой городов Прага, Братислава, где с триумфом проходили концерты «Вайнаха». Ансамбль был приглашен на бал в честь советско-чехославацкой дружбы, где выступали известные эстрадные ансамбли двух стран, популярные певицы Хелена Вондрчкова и София Ротару. На вечере царила атмосферы взаимной симпатии и дружелюбия. Хозяева не скрывали своего восхищения перед чеченскими традициями и обычаями. На прощальном ужине гид из Праги Берд сказал: «Ребята из ансамбля «Вайнах»! Все, что вам понравилось у нас в Чехословакии, рассказывайте всем, а что не понравилось… (сделав паузу) – говорите мне»!
– Вспоминая тот вечер, – продолжает Султан, – хочу пожелать молодежи – нашим преемникам, – чтобы они не забывали, что они представляют за рубежом лицо чеченского народа, чтобы не забывали своих корней, своих традиций, красоты наших обычаев. Хотелось бы, чтобы мы удивляли мир только прекрасными манерами и добротой. Пусть все знают, что мы желаем им только хорошего, что мы любим всех.
За годы работы в ансамбле Султан был занят во всей концертной программе. В разное время он солировал в хореографических постановках и танцах: «Беноевский перепляс», «Танец терских чеченцев», «Горцы», шуточные танцы «Женатый холостяк», «Не то время», «В нашем ауле», «Под небом вайнахов».
1989 год. Во время проведения Дней Чечено-Ингушетии в Дамаске (Сирия) была открыта Международная выставка, в культурной части которой также выступал ансамбль «Вайнах» с новой программой. В предыдущем году она была удостоена Государственной премии ЧИАССР в области литературы, искусства, архитектуры и кинематографии. Дни проходили в особой атмосфере. Жившие в Сирии чеченцы встречали посланцев из Чечни со слезами радости. Их умиляло и восторгало уже то, что они могут слушать родную речь, общаться с гостями. Каждый пытался дотронуться до них. Были и курьезы. Когда они были в гостях в семье чеченца Бибарса, им предложили выпить «къахьо» – «горькое». Они отказались, думая, что это спиртное. Но, как оказалось, это был кофе… А вот перед традиционными жижиг-галниш не устоял никто.
Из Сирии их путь пролегал в Иорданию. Встречали их уже на границе, и встречали с такой любовью, с какой не встречали даже дома, в Грозном – столько людей, столько машин, столько дружеских, искренних объятий… И концерты, которые проходили, что называется, на «ура». Потом состоялась встреча в Министерстве культуры Иордании, на которой присутствовали посол, дипломаты Посольства СССР, именитые наши земляки. Был здесь и всеми уважаемый депутат Парламента Иордании чеченец шейх Абдул-Баки Джамо. Уважение, которым он пользовался, вызывало гордость за нашего земляка: когда он вошел в зал, все встали, в том числе и посол, и дипломаты.
В 1990 году турне продолжилось по Турции. Дали много концертов в Анкаре, Стамбуле, Измире и других городах. Было много встреч с чеченцами, проживающими здесь. Они рассказывали, с какими трудностями сталкивались их отцы и деды, говорили о том, что свербило душу, в том числе о своих именах, которые они вынуждены были переделать на турецкий лад. Многие не знали родного языка. Но это не мешало им общаться: все встречи проходили в атмосфере сердечности и дружелюбия.
Шли годы. Солисты «Вайнаха» теперь уже делились своим мастерством во всех четырех ансамблях республики, были балетмейстерами, репетиторами по балету, в хореографических студиях они передавали свой опыт молодому поколению. Сегодня их труд не виден из-за кулис. Но они по-прежнему все делают самозабвенно, – как это делали всегда: в годы советской власти, в годы безвременья, в поствоенные годы в тяжелейших условиях, не утрачивая духа творчества, вкладывая в танец всю душу. Они воспитали преемниками своих детей, близких по духу людей, которые сделали танцевальное искусство делом своей жизни.
…Это было в один из летних дней 1998 года на семейном обеде, на котором присутствовали Рамзан Ахмадов, Яхсан Алиев и Султан Джабраилов. У них-то и зародилась мысль создать детский ансамбль песни и танца, участниками которого будут дети солистов «Вайнаха», дети родственников и друзей. Балетмейстерами и постановщиками танцев были известные хореографы братья Хасан и Яхсан Алиевы и Айза Ахмадова. Спустя короткое время в детском ансамбле «Даймохк» танцевали все дети четы Ахмадовых, Алиевых, две дочери Джабраиловых и другие.
«Даймохк» выступал по нескольку раз во всех странах Европы, Азии, всюду имел огромный успех, о чем свидетельствуют награды, дипломы, видеофильмы, о чем писала пресса всех стран, где побывали маленькие артисты. Большинство из них были награждены ценными подарками и грамотами. Повзрослев, ребята перешли работать в «Вайнах».
В ансамбле танцевала старшая дочь четы Джабраиловых – Зара. Занятая во всей программе, она солировала в нескольких танцах. Она – выпускница хореографического отделения Колледжа искусств республики. Вторая дочь Султана и Залвы – Залина – тоже солистка «Вайнаха». Девушка вышла замуж, и теперь они вместе с супругом продолжают совместный творческий путь, стараясь своими выступлениями порадовать зрителей.
Иные могли подумать, что Султан выбрал себе легкую и веселую жизнь, – разъезды по городам и весям, овации… – знай, танцуй себе! Но сам-то он знал, какой это тяжелый труд: репетиции до седьмого пота, напряжение концертных выступлений (зачастую в неотапливаемых, необустроенных сельских Домах культуры), жизнь впроголодь нередко даже за богато накрытым столом. Не переедать! – это был непреложный закон. Впрочем, им пришлось пережить и голодные годы безвременья.
– Помню, когда я приехал с гастролей по Дальнему Востоку, – вспоминает Султан, – отец шутливо сказал моей матери: «Какая у него трудная работа! Есть ли настроение, нет ли, ему приходится танцевать, улыбаясь, выкладываясь полностью, чего бы ему это ни стоило!» Он был прав: легкой нашу профессию никак не назовешь, и если бы в той жизни не было столько приятных моментов, мы бы не смогли преодолеть все, через что довелось пройти…
А пройти довелось через многое. В ходе боевых действий Султан потерял двух братьев и сестру – это была странная война, при которой больше гибло мирных людей, чем военных. Вскоре он потерял и мать – она умерла в месяц уразы. Ровно через год, тоже в месяц уразы, умер отец (Дала декъал бойла уьш!). С огромной симпатией и уважением вспоминает их Залва, жена Султана.
– Они были в высшей степени достойными людьми, – рассказывает она, – глубоко верующими и благочестивыми. Никогда не завидовали богатым, считали это скорее испытанием, а не благом – не зря говорят на востоке: «Если у тебя все хорошо, будь осторожен». Хьарам цхьа х1ума дацара цаьрца, оьзда бара, буьззина бусалбанаш бара…
Но душу свербит не только потеря близких.
– Мы видим невозвратную быстротечность жизни, – говорит Султан. – Но не это печалит. Жаль, когда видишь, что нет должного уважения к старшим, нет мужества и стойкости, когда люди сталкиваются с несправедливостью. Нас учили не бросать слов на ветер, уважать достоинство людей, какой бы пост ты ни занимал. Нас не учили обогащаться любыми способами. И мы думали, что все это правильно. Но, к сожалению, многие изменились не в лучшую сторону, и в жизни нередко случается все прямо до наоборот…
Но в ней, по милости Всевышнего, есть место не только обидам и горестям – порой она одаривает людей тем, что дает силы жить. В первую очередь, это – дети: Зара, Залина и Тамерлан. Но главное достояние все еще молодых дедушки и бабушки – внуки.
Сегодня Султан живет воспоминаниями и надеждой на лучшее. Он еще молод и полон сил, и если выходит в круг, может дать фору и молодым. Как говорят чеченцы, шен дег1ах д1аьндарг йалуш ву.
И вот закономерный итог: во время торжественного открытия Дворца чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» за многолетнюю творческую и неустанную деятельность ветерану коллектива Султану Джабраилову был вручен знак «Народный артист Чеченской Республики».
Умиша Идрисова
21 января 2016 г. №9 (2693)
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Обзор местной прессы»:
- 26.05.2024 / 18.30
- Региональное отделение "ОПОРА РОССИИ" вручило партбилеты новым сотрудникам
- 26.08.2019 / 11.45
- Алина Яровая: Чеченцы - это люди слова!
- 15.07.2019 / 11.57
- Знания и физическое самосовершенствование
- 18.06.2019 / 09.59
- Чеченский танец — это не просто пластика тела, а отражение характера чеченской культурной среды и особенностей этикета
- 20.05.2019 / 08.58
- Рамадан — правила соблюдения поста